С недавних пор Казахстан стал популярным направлением для тех, кто решился покинуть не только Омск, но и страну. Омичам редко в чём-то улыбается удача, но с близостью границ им повезло: если желающим вдохнуть вольный ветер казахских степей жителям Центральной части России приходится преодолевать тысячи километров, то нам до Казахстана рукой подать. Люди отправляются в соседнее государство на автомобиле или на поезде — в любом случае дорога до границы занимает не более трех часов. После недавних событий государство, которое всегда было «запредельно близко», стало привлекать всё больше россиян. NGS55.RU пообщался с омичами, которые с недавних пор обосновались в этой республике, и выяснил, как живет Казахстан после наплыва наших соотечественников.
Омский IT-специалист Павел перебрался в Казахстан больше полугода назад — он работает в международной компании, которая приняла решение о релокации сотрудников сразу после начала военной спецоперации.
— Так сложилось, что решение компании совпало с моей позицией. В общем, в начале весны мы с женой приехали в Астану, — рассказывает омич. — В то время здесь наблюдался некоторый наплыв людей из России, но проблем с жильем еще не было. Люди, которые приехали в Казахстан после 21 сентября, с такими проблемами уже столкнулись. Весной стоимость аренды квартиры в Астане была приблизительно на 30% выше, чем в Омске, сейчас стоимость краткосрочной аренды резко взлетела — она быстрее реагирует на рынок. Наплыв россиян заметен: в местных магазинах сотовой связи, в ЦОНах (Центры обслуживания населения — аналог российских МФЦ. — Прим. ред.) можно заметить очереди из ребят со славянскими лицами и красными паспортами. Приятно, что Казахстан радует культурными событиями, которые с недавних пор стали недоступны россиянам: на прошлой неделе я посетил концерт группы «Би-2», а еще купил билеты на лекцию Екатерины Шульман (включена в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента» в России. — Прим. ред.) — она будет выступать в Астане и Алма-Ате.
За семь месяцев жизни в столице Казахстана, омич ни разу не сталкивался со случаями притеснения из-за своей национальности. Жители Астаны хорошо говорят по-русски и с пониманием относятся к приезжим.
— Какого-то языкового барьера нет — большинство жителей северной части Казахстана говорят на русском языке. Разве что в местном KFC ребята, которые стоят за кассой, называют номер заказа на казахском, что, конечно, не очень удобно, если табло не работает. В первое время я жил на левом берегу, в современном районе, где много молодежи, и поэтому чаще слышал на улицах казахскую речь. Сейчас я живу в центре Астаны — это историческая часть города, которая когда-то была частью Акмолинска, и среди местных здесь довольно много русских. И русскую речь я слышу здесь чаще, чем казахскую. Найти работу россиянину, насколько я знаю, тоже несложно, но работодатель будет настороженно относиться к соискателю из другой страны. Скорее всего, это связано с прагматизмом: никому не хочется принимать на работу человека, который через месяц решит вернуться. Работодателю нужны какие-то гарантии, — говорит Павел.
Главная проблема, с которой сталкиваются приезжие в Казахстане, — это поиск жилья. Из-за резкого роста спроса найти квартиру сейчас не так просто, к тому же стоимость аренды значительно выросла. Фотокорреспондент NGS55.RU Евгений Софийчук, приехавший в Астану, чтобы сделать снимки для редакции, долго не мог снять жилье.
— Цены на аренду жилья взлетели раза в три. Да и свободных вариантов практически не было. Бывает, приезжаешь квартиру смотреть, а ее уже сдали. А так, в целом, Астана — красивый город с очень разнообразной архитектурой. Казахстанцы весьма дружелюбны и гостеприимны. Цены на продукты и прочее — намного ниже российских. Допустим, полулитровая бутылка колы здесь стоит плюс-минус 30 рублей на наши деньги. Такси тоже весьма дешевое, особенно если учесть, что это столица. Ну и соответственно пробки здесь тоже как в столице. Иногда можно по три часа ехать из одной точки в другую. Погода — примерно как в Омске. Сейчас в Астане тоже холодно, но снега еще не было. Единственное, что мне не нравится, это отсутствие рельефа местности, степь и очень сильные пронизывающие ветра, — рассказывает Евгений.
Главный режиссер омского Центра современной драматургии Ярослав Максименко приехал в Казахстан на фестиваль «Любимовка», который проходил в театре «ARTиШОК». Его путешествие пришлось как раз на те самые дни, когда в республику массово въезжали россияне.
— Границу мы пересекли без проблем. Дорога до Павлодара обошлась в 2 тысячи рублей, воспользовались специальным сервисом — буквально от подъезда забрали. Еще 3 тысячи рублей отдали за дорогу в Алматы. Казахстанцы еще хранят в памяти январские события, когда они находились в растерянности (минувшей зимой в стране проходили массовые протесты. — Прим. ред.), и поэтому с пониманием относятся к россиянам, которые прибывают сюда в каком-то безумном количестве. Кто-то, конечно, пытается на этом наживаться: цены на аренду жилья действительно взлетели до небес, но, насколько мне известно, президент Казахстана обратился к нации с просьбой с пониманием отнестись к гражданам из нашей страны. В местных ЦОНах, куда россиянам необходимо обращаться, чтобы получить ИИН (индивидуальный идентификационный номер), увеличили количество операторов, и благодаря этому очереди продвигаются очень быстро. А вот жилье приезжему снять практически невозможно. Я слышал, что в Алма-Ате организовали центр временной дислокации — поставили кровати в каком-то спортзале, чтобы люди могли там переночевать, пока ищут квартиру. В целом, отношение к россиянам весьма доброжелательное. Однако напряжение может постепенно расти из-за конкуренции на рынке труда. Сюда из России приезжает много профессионалов, и вряд ли это радует местных. Вообще местные советуют россиянам изучать казахскую культуру. Хотя бы выучить, как будет на казахском «Здравствуйте», «Спасибо» и «До свидания». В целом действительно хочется проявлять уважение к казахстанцам, потому что они встречают нас очень тепло, — говорит Ярослав Максименко.
Омич Артем приехал в столицу Казахстана десять дней назад. Он довольно быстро освоился в Астане и со временем намерен перевезти сюда свою семью. Омичу повезло с жильем: хозяйки съемной квартиры не стали повышать стоимость аренды, несмотря на растущий с каждым днем ажиотаж.
— Я приехал в Казахстан 23 сентября на своем автомобиле. Дело в том, что я занимаюсь ремонтом квартир, и мне было важно взять с собой инструмент, чтобы сразу здесь освоиться. Семья пока осталась в Омске. Жене с детьми сложно столь внезапно сорваться и переехать. Надеюсь, наша семья скоро воссоединится: жена продаст мебель и вместе с детьми приедет в Астану. Омичей я пока здесь не встречал, но пересекался с ребятами из Уфы, Екатеринбурга и Якутии. В целом, казахстанцы хорошо относятся к россиянам. Вчера я побывал в волонтерском центре, который организовал местный предприниматель — там сейчас яблоку негде упасть. Квартиру я снимаю посуточно у двух пожилых сестер. Они принципиально не поднимают стоимость аренды — это 10 тысяч тенге в сутки (около 1160 рублей по нынешнему курсу. — Прим. ред.), в то время как цены на жилье растут. Аренда далеко не самой комфортной квартиры может стоить 400–500 тысяч тенге (46–58 тысяч рублей) в месяц. В первые дни ко мне подселились ребята из Якутии, и за аренду квартиры мы скидывались по 2 тысячи тенге в сутки (около 230 рублей. — Прим. ред.). Правда, мои соседи по квартире решили перебраться в Алма-Ату — там сложилась, так скажем, диаспора якутов. Я сам наполовину русский, наполовину якут. Пожалуй, в этом плане мне повезло: казахи принимают меня за своего, говорят, что я очень похож на казаха. Вообще люди здесь положительные, отзывчивые. Они с пониманием относятся к россиянам, которые решили переехать в Казахстан, — рассказывает Артем.
По оценкам омича, в Казахстане его заработок будет составлять около 60% от того размера заработной платы, к которой он привык, работая в Омске. Однако это компенсируется низкими ценами на еду и некоторые группы товаров.
— Я уже изучил примерный прейскурант местных цен на мои услуги. Небольшие заказы нахожу через мобильные приложения. Если бы я зарабатывал здесь столько же, сколько и в Омске, пожалуй, я бы мог называться богатым человеком. Нужно учитывать разницу в стоимости товаров и услуг. Например, бензин здесь стоит в два раза дешевле. На 100–150 рублей можно наесться до отвала в местной столовой, — рассказывает Артем.
Омич выяснил, что для получения вида на жительство в Казахстане россиянину нужно устроиться на работу по найму или открыть свое ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью). Еще один вариант — заключить брак с гражданином или гражданкой Казахстана, но он подходит не всем.
— Для меня Родина — это жена, дети, родственники, родной поселок, в конце концов, город, которому ты отдал часть своей жизни. И жертвовать собой ради чьих-то амбиций за сотни верст от дома, когда в реальности никто не угрожает тебе и твоей семье, это неправильно. Стоит меньше уповать на то, что доносят СМИ (лучше вообще игнорировать их) и чаще думать собственной головой, — рассуждает Артем.
Омич Александр приехал в Астану в конце сентября. Среди плюсов, которые он оценил в казахстанской столице, — низкие цены и отсутствие языкового барьера.
— В Казахстан я решил рвануть спонтанно, поэтому вещей взял минимум. Из денег снял тысяч 10 в банкомате. Очень спонтанно всё, без подготовки. В других странах я наверняка потом страдал бы, но Казахстан прощает все ошибки. Во-первых, тут говорят по-русски. На русский дублируются объявления, надписи, инструкции. Очень просто ориентироваться. Во-вторых, сейчас из-за высокого курса рубля тут всё недорого. Можно докупать теплые вещи по необходимости, иногда обедать в ресторанах. Рестораны, правда, по уровню цен ближе к Омску, но вот в магазинах сильно дешевле, процентов на 25, по ощущениям. В-третьих, можно переводить деньги из России. С карт «Мир» можно прямо в банкоматах снимать, местное «Яндекс.Такси» работает по российским карточкам. Правда, в Астане в банкоматах, которые принимают «Мир», иногда не хватает наличных тенге, но можно снять рубли и сходить в обменник, тоже не проблема, — рассказывает омич.
Вместе с тем в Астане Александру, как и многим другим, пришлось столкнуться с проблемой поиска жилья.
— В северных регионах и Астане уже на недели вперед расхватали и комнаты, и квартиры, и отели. Цены закономерно выросли, снять квартиру в столице дешевле, чем за 30 тысяч рублей в месяц, уже почти нереально. Но в других городах ситуация попроще. Плюс многие россияне в Казахстан не на постоянку приехали, планируют дальше улетать, так что со временем квартирный вопрос станет менее острым. Ощущения от Казахстана необычные, он похож на Россию из параллельной реальности. Здесь есть всё знакомое: хрущевки, «спальники», магазины на первых этажах — но всё немного иное, с вкраплениями разных времен. С одной стороны, эстетика степной цивилизации, орнаменты на домах, с другой — вереницы киосков и мини-рынков, как у нас в 90-х, и там прям торговаться надо, и это даже работает! С третьей стороны — прогресс: повсюду безналичная оплата, по карте или через QR-коды, шикарные общественные пространства в Астане, прям как в Европе, иллюминация и огромные экраны на домах. Степной киберпанк, — заключает Александр.
Ранее NGS55.RU рассказывал о том, как границу с Казахстаном пересекали омичи, а также челябинцы. Здесь можно узнать историю жителя Волжского, который за переезд удостоился нелицеприятной характеристики от тещи. По этой ссылке можно прочитать рассказ о российских приезжих журналиста казахской независимой газеты «Уральская неделя» Талгата Умарова.