В последнее время с пугающей регулярностью появляются новости о том, что в России могут восстановить смертную казнь. Расправ над преступниками (после суда или даже без него) требовали участники пары массовых акций, соответствующий опрос появлялся в паблике Государственной думы во «ВКонтакте», а скоро, по словам главы одной из парламентских фракций, должен появиться и законопроект. Депутаты предложат вернуть «высшую меру» для тех, кто совершает преступления против детей.
Как относиться к таким инициативам — это отдельная история. Здесь NGS55.RU хотел бы просто разобраться в том, какое место занимает смертная казнь в системе наказаний современной России. Ведь формальной отмены нет, есть только мораторий. Что это означает на практике, возможна ли отмена моратория и какие последствия она может иметь для России — об этом мы и поговорим.
Советская практика
В советские времена, как известно, «высшая мера наказания» (расстрел) использовалась в отношении не только убийц, но и, например, «расхитителей социалистической собственности». Уголовный кодекс СССР предусматривал такую кару для взяточников (рецидивистов или «в особо крупном»), насильников, бандитов, диверсантов, шпионов, изменников Родины, фальшивомонетчиков, «валютчиков». Список был расширен при Хрущёве в начале 1962 года, и за последующие 28 лет (1962 — 1989) суды вынесли больше 24 тысяч расстрельных приговоров. Решений о помиловании было 2355, и таким образом получается, что в среднем казнили почти 800 человек в год.
В независимой России первое время продолжали расстреливать преступников, но в намного меньших количествах. В 1992 году состоялись 18 казней, в 1993 и 1994 — по 10, в 1995 — 40. Последние расстрелы произошли в 1996 году, и точных данных по ним нет. Остановили эту практику из-за Совета Европы.
Европейская теория
Стоит уточнить, что смертная казнь в РФ с самого начала рассматривалась как нечто временное и подлежащее в перспективе отмене.
— Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни, — говорится в Конституции, принятой в 1993 году (статья 20, часть 2), — при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Даже эти отговорки перестали работать в 1996 году. Тогда Россия вступила в Совет Европы — объединение государств, основывающееся на принципах демократии и прав человека. Со смертной казнью эти самые принципы не сочетаются, а потому Россия обязалась в день вступления в СЕ приостановить исполнение смертных приговоров и в течение года подписать соответствующий протокол № 6 к «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». В течение ещё трёх лет этот протокол надо было ратифицировать.
Условия были выполнены частично. Президент Борис Ельцин подписал протокол (в 1997 году), но этот документ остался нератифицированным. Получается, что с точки зрения буквы закона он не имеет юридической силы внутри страны. Однако «Венская конвенция о праве международных договоров» предполагает, что в тот момент, когда глава государства подписал международный договор, этот документ вступает в силу; к тому же Россия не заявила об отказе соблюдать конвенцию. Таким образом, с точки зрения Европы смертная казнь в России не может применяться и не может быть восстановлена.
Два моратория
По факту мораторий на применение смертной казни в России появился сразу после того, как президент подписал шестой протокол. Согласно статье 184 УК казнить конкретного преступника нельзя, пока соответствующее решение не принял глава государства. Либо президент отклоняет прошение о помиловании, либо (если прошения не было) получает заключение от Генпрокуратуры и Верховного суда и ставит подпись. Ничего такого не происходило, так что расстреливать перестали. А вот суды продолжали приговаривать к смертной казни: правовых препятствий для этого не было.
Моратория на вынесение смертных приговоров пришлось ждать ещё два года; зато он возник не «явочным порядком», а благодаря постановлению Конституционного суда под номером 3-П. Судьи долго разбирались с возникшей правовой коллизией. Конституция в процитированной выше статье 20.2 гарантирует обвиняемому, которому грозит смертный приговор, право на суд присяжных. Однако в 1990 годы такие суды возникли только в нескольких регионах страны, а УПК предписывает судить преступника именно в том регионе, в котором он нарушил закон.
— Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно-процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь (как основного, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения), прямо установленной самой Конституцией, — признал Конституционный суд.
Отсюда был сделан логичный вывод: до тех пор, пока суды присяжных не появились во всех регионах России, выносить смертные приговоры неконституционно. Даже там, где такие суды уже есть, приговаривать к смертной казни нельзя: ведь получилось бы, что разные обвиняемые находятся в неравном положении.
Таким образом, смертная казнь оказалась вне закона. С 1999 года судьи не могли приговаривать к расстрелу. При этом в Уголовном кодексе осталась статья 59 «Смертная казнь», а в Уголовно-исполнительном кодексе — раздел VII «Исполнение наказания в виде смертной казни».
— Смертная казнь исполняется непублично путём расстрела, — говорится в действующем варианте УИК. — Исполнение смертной казни в отношении нескольких осуждённых производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Наступление смерти осуждённого констатируется врачом. Об исполнении приговора суда составляется протокол.
Можем отменить?
Ещё 10 лет назад появилось мнение, что мораторий на смертную казнь скоро может быть отменён. С 1 января 2010 года суды присяжных работали во всех регионах России (последним стала Чечня), а значит, формальное основание, о котором говорил Конституционный суд, исчезло. Верховный суд заранее, в 2009 году, обратился в КС с официальным запросом на эту тему, а тот вынес определение № 1344-О-Р.
Авторы этого документа констатируют, что в мире наблюдается «устойчивая тенденция к отмене смертной казни», что в Совет Европы Россию приняли благодаря её намерению установить мораторий на смертную казнь, и что подпись под протоколом № 6 накладывает серьёзные обязательства.
— В Российской Федерации смертная казнь как наказание уже длительное время не назначается и не исполняется, — отмечает КС. — В результате столь продолжительного по времени действия моратория сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни, и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни.
Исходя из этого, Конституционный суд постановил: учреждение судов присяжных во всех регионах не открывает и не может открывать возможность для возвращения «высшей меры».
— Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит, — говорится в документе.
Стоит отметить, что один из судей, Дудкин, с этим определением не согласился, и в тексте документа зафиксировано его «особое мнение». Он считает, что в постановлении 3-П всё было сформулировано предельно чётко: выносить смертные приговоры нельзя из-за отсутствия во многих регионах судов присяжных. Значит после того, как суд появился в последнем регионе, никаких препятствий для отмены моратория нет.
Дудкин был в меньшинстве в 2009 году, и до сего момента его мнение не находит поддержки. Например, в 2012 году прозвучало предложение вернуть смертную казнь для коррупционеров, педофилов и военных преступников, но такой закон не появился, а глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов тогда заявил, что без изменения Конституции такие вещи не пройдут.
Тем не менее эта история показывает, по какому пути могут пойти те представители власти, которые захотят вернуть «высшую меру». Это возвращение к «букве» постановления «3-П» («суды присяжных есть везде? Значит, можно приговаривать!»), заявление, что, раз протокол № 6 не ратифицирован, значит, его можно не исполнять, и демонстрация независимости во внешней политике: «Европа нам не указ».
Получается, что поле для манёвра на внутриполитическом поле есть. А вот из Совета Европы в случае возврата к смертной казни нашу страну исключат достаточно быстро, и в этом не сомневается никто из заинтересованных наблюдателей. Вопрос в том, насколько это серьёзная угроза для нынешней российской власти. Начиная с 2014 года полномочия российской делегации в ПАСЕ (Парламентской ассамблее Совета Европы) уже были приостановлены, и только летом этого года всё вернулось на круги своя.
Что вместо расстрела?
Высшая мера наказания в современной России — это пожизненное заключение. Оно появилось как замена смертной казни в случае помилования и соответственно не могло фигурировать в судебных приговорах. С 1996 года суд мог заменить пожизненным смертную казнь, если таковая не могла быть назначена, ну а теперь это наказание заменяет расстрел при любых обстоятельствах.
До самой смерти в тюрьме содержат за особо опасные преступления. При этом Уголовный кодекс делает исключение для всех женщин (их максимум — 25 лет лишения свободы), для мужчин, нарушивших закон до 18-летия, и для тех, кто на момент вынесения приговора старше 65 лет. Теоретически существует возможность выйти условно досрочно, отсидев как минимум 25 лет и не имея взысканий за последний три года, но за всю историю современной России так не повезло ещё ни одному заключённому. Зато были как минимум пять случаев, когда осуждённые на пожизненное вышли на свободу благодаря пересмотру приговора и гуманизации законодательства.
Сейчас в России восемь особых тюрем, в которых содержатся около двух тысяч пожизненно осуждённых. Самые известные из них — «Полярная сова» в Ямало-Ненецком округе и «Чёрный дельфин» в Оренбургской области.