НГС.ОМСК продолжает публиковать материалы в рубрике «Вернувшиеся омичи», в которой рассказывает истории людей, уезжавших жить в другой город или страну, а затем вернувшихся домой. Мы уже писали о Юлии Некрасовой, которая полтора года была жительницей Новосибирска, об Александре Поляковой, уезжавшей в Сочи, Москву, Сургут и Крым, и об Александре Понкрашине, пять лет прожившем в Таиланде. Герой сегодняшней истории — бывший начальник криминальной милиции Владимир, пожелавший не называть свою фамилию. Он вместе с женой и дочерью уехал на работу в Якутию, а спустя 24 года супруги вернулись в Омск.
«Решили уехать максимум на пять лет»
В 1985 году Владимир окончил Омскую высшую школу милиции (сейчас Омская академия МВД) и попросил при распределении отправить его на работу в Якутию. «Хотели с женой попробовать самостоятельно свои силы, не надеясь ни на кого. Доказать родным и прежде всего себе, что можем добиться в жизни всего сами. Решили поехать максимум лет на пять», — рассказал Владимир.
На Дальний Восток семья уехала вместе с годовалой дочерью. До 2001 года они жили в городе Томмот (в переводе с якутского «незамерзающий») Алданского района, затем в городе Алдан. «Условия суровей, несмотря на обманчивое название Южная Якутия. Самая низкая температура, которую я застал, проживая в Томмоте, –57 градусов в 1987 году. К морозам привыкаешь, как и ко всему. Просто морально тяжело, устаёшь несколько месяцев ощущать этот холод. Зато красивейшая природа! Которая расцветает ускоренными темпами, не как здесь», — пояснил мужчина.
По его словам, в Якутии продукты стоили дороже, чем в Омске. «Фрукты, овощи в основном китайские, колбасы и многие продукты новосибирские, из Амурской области. Лично я предпочитал колбасы и мясо из Омска», — вспомнил омич.
Добыча золота
Владимир работал в ОБХСС (отделе по борьбе с хищениями социалистической собственности) и уголовном розыске. На пенсию подполковник ушёл, когда занимал должность начальника криминальной милиции. После выхода на пенсию он работал в Якутии юрисконсультом в строительной компании и три сезона заместителем председателя по режиму и сохранности в старательской артели, где добывал золото.
«Через мои руки его (золота. — Прим. ред.) прошло около тонны за три сезона. Тех чувств, как в кино показывают, не вызывает. И труд адский», — рассказал Владимир об этой работе. Доезжать до участков артели приходилось на вездеходе. Золото добывали только летом, поскольку для работы приборов нужна вода, чтобы промывать породу. Сдавали золото на Новосибирский аффинажный завод.
Долгожданное возвращение
Семья приезжала в Омск раз в два года на месяц в отпуск, поэтому Владимир замечал, как постепенно меняется город. «Для меня как человека, любящего тайгу, природу, было непонятно постепенное изменение "зелёного" облика города не в лучшую сторону. В то же время радовало, что он становится современней. Появилось много новостроек, современных зданий. Особенно я не узнал левый берег, который в годы моего отъезда по большей площади был пустырём», — рассказал Владимир.
В 2002 году в Омск уехала учиться дочь Владимира, а позже вышла замуж и осталась жить в городе. Владимир с супругой вернулись в Омск в 2009 году. Здесь он руководил сетью коллекторских агентств по России, а также филиалом транспортной компании; сейчас работает начальником базы в Обь-Иртышском УГМС. В 2015 году он начал писать стихи к матчам и после матчей «Авангарда» под псевдонимом Якут Алданский — за омский хоккейный клуб мужчина болеет с 2002 года. В октябре 2016 года он выпустил сборник стихов «В тайге как на "Арене"». В книге на 280 страницах опубликованы стихи, посвященные матчам «Авангарда», и рисунки друга автора.
«Вернуться я хотел, ещё уезжая. Я не покидал его потому, что искал место лучше, а уезжал туда, где, наоборот, трудней. Поэтому и мечтал вернуться в город, где я познакомился со своей будущей женой, туда, где поцеловал её в первый раз, где женился, где родилась моя дочь, где я учился и нашёл хороших и интересных друзей. Туда, где я раскрыл своё первое преступление. У меня самые яркие воспоминания молодости связаны с этим городом. До сих пор многие места напоминают о дорогих мне тех или иных событиях. И каждый день, каждый год, который мы проводили с семьёй в Якутии, мы не переставали мечтать и строить планы о том, как мы вернёмся домой! Наш дом здесь. Я много где бывал за свою жизнь в командировках, но всегда любил говорить, что много хороших у нас городов, но для меня существует один — Омск», — подытожил Владимир.
Уважаемые читатели! Если вы или ваши знакомые уезжали жить в другой город или страну, но затем вернулись в Омск, расскажите нам об этом. Пишите на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8-913-670-33-77) с пометкой «Вернувшиеся омичи».