
Трамвай в Омске сейчас — это тихоходный транспорт
В недавнем интервью NGS55.RU мэр Сергей Шелест рассказал о том, он сторонник появления в городе скоростного трамвая — метротрама — перспективного вида общественного транспорта, который соединяет в себе достоинства метро (скорость) и трамвая (относительную дешевизну обустройства путей).
Метротрам, или скоростной трамвай, — это вид транспорта, когда обычные трамваи ходят как по тоннелям метро, так и по обычным наземным путям. В России метротрам развит в Волгограде. Запуск скоростного трамвая в Омске обсуждается в течение нескольких лет.
Насколько перспективен этот вид транспорта для города, где возможно запустить вагоны и необходим ли вообще метротрам, NGS55.RU рассказал в колонке руководитель движения «Омичи за трамвай», эксперт в сфере общественного транспорта Юрий Романовский. Далее — от первого лица.
Метро или метротрам: что лучше?
Уверен, что если когда-нибудь федералы выделят Омску средства на метро, то в городе нужно развивать именно этот вид транспорта.

Для метротрама подходят имеющиеся в Омске вагоны
Метро — это не только удобный способ передвижения, но еще и привлечение инвестиций, создание рабочих мест. Однако финансирование строительства метро требуется в больших объемах, поскольку для экономически оправданной эксплуатации необходимо делать не одну, а минимум три линии метро со множеством станций. Такие станции используются еще и как укрытия в целях гражданской обороны. Метро — это тот транспорт, в развитие которого нужно вкладывать много денег на протяжении длительного времени — в течение минимум 10–15 лет. Только разветвленная сеть тоннелей позволит сделать метрополитен популярным в Омске.

Если в городе будет всего одна линия с пятью станциями метро, то это будет не метрополитен, а огрызок какой-то.
Но понятно, что метро в ближайшие годы — это скорее утопические фантазии. Поэтому надо исходить больше из реалий. А они подсказывают, что в метро вложены средства и будет неграмотно просто так законсервировать то, что сделано. Поэтому рационально созданную инфраструктуру приспособить для скоростного трамвая.
Быстрее трамвая, но медленнее метро: как работает метротрам
Скоростной трамвай способен двигаться как по тоннелям метро, а они в Омске есть (это участки на Богдана Хмельницкого и на Левобережье), так и по обычным трамвайным путям, длина которых в городе — 77 километров.

Станция «Библиотека им. Пушкина» под метротрам
Я уверен, что есть смысл объединить скоростной трамвай с существующими линиями города. В европейских городах есть примеры, когда трамваи в центре двигаются под землей, ближе к окраинам выходят на поверхность и двигаются по наземным путям, развивая приличную скорость. Трамвай идеально вписывается в габариты метрополитена — подобные примеры есть даже на постсоветском пространстве (города Волгоград и Кривой Рог). Конечно, Волгоград — не лучший пример, но он показывает, что недостроенное метро допустимо использовать под скоростной трамвай. И есть примеры Красноярска и Челябинска — ведь фактически там строят не метро, а скоростной трамвай.

Так метротрам выглядит в Волгограде — почти ничем не отличается от метро
Линии метротрама хорошо было бы увязать с даже железнодорожными путями — вагоны станут выполнять роль городской электрички. Городу остро нужны современные трамваи без оборотных колец, с кабинами с двух сторон — такие вагоны способны развивать скорость до 50–60 км/ч, что вполне прилично для города. В перспективе возможен запуск tram-train, который способен выходить на железнодорожные линии с трамвайных путей.
Скоростной транспорт неплохо было бы запустить в пригородные поселки Магистральный, Троицкое, Ростовку и отдаленный микрорайон Входной. Таким образом окраины города получится связать трамваем через центр города — если это будет быстрый и качественный транспорт, то люди на нем поедут. По центру Омска, например на пешеходном Любинском, он будет двигаться медленно, а по окраинам — быстро.
На метротраме — к «Меге», на Московку и в старый аэропорт
По нашим оценкам, общая сеть скоростного транспорта составит 102 километра по городу, еще 20 километров — это ветка в будущий аэропорт Федоровка.

Перспективная схема метротрама в Омске
Метротрам и трамвай — транспорт высоких пассажиропотоков. В Омске он должен двигаться там, где много пассажиров. Это и новые микрорайоны на Левобережье — Зеленая Река, Кузьминки. Перспективна площадка старого аэропорта — если появится новая воздушная гавань, то логично бы пустить трамвай по территории аэропорта Центральный, который через несколько лет закроется, а его территория будет застроена. Перспективен запуск трамвая на Московку, где начали возводить микрорайон Снегири. Пассажиров там будет много, их нужно на чем-то перевозить, автобусы вряд ли справятся.
На Левобережье скоростные трамваи способны ходить не только по метромосту, но и по мосту у Телецентра — для этого там нужно сохранить существующие пути. Ведь еще 20 лет назад по этому сооружению курсировали вагоны — горожане хоть и не быстро, но без давки и тесноты добирались до работы или учебы.

Когда-то по мосту у Телецентра ходили трамваи
Но для того, чтобы трамвай ходил на Левобережье, нужно восстановить линию по Лукашевича, по мосту у Телецентра. Да, сейчас заявляется возможность сохранения трамвайных рельсов на мосту у Телецентра. Там рельсы убирают, что, кстати, является нарушением — по титулу работ «капитальный ремонт» нельзя демонтировать трамвайные рельсы. Потому что это будет реконструкция. А деньги выделяются по титулу «капитальный ремонт».
Будут ли омичи ездить на скоростном трамвае?
Мы знаем, что на Левобережье сейчас сооружается инфраструктура для троллейбусного движения. Троллейбусы — это экономичный и экологичный транспорт, но при больших пассажиропотоках более рационален запуск трамвая. То есть лучше всего было бы пустить скоростной трамвай вдоль наиболее пассажиронапряженных магистралей. В Омске сейчас трамвай в ужасном состоянии, но даже в таком виде у него тесть пассажир. А если он станет нормальным видом транспорта с хорошими вагонами и скоростью? Потенциал у него есть, причем он большой.
Вопреки распространенному мнению, затраты на перевозку одного пассажира в трамваях при наличии множества пассажиров даже меньше, чем на перевозку их в автобусах или троллейбусах. Метротрам — это вид транспорта не для трех человек, а для сотен тысяч. Если высокие пассажиропотоки будут обслуживаться трамваями, то город от этого только выиграет.
А вы верите в запуск метротрама в Омске?
Трамвай — это транспорт высоких пассажиропотоков. Есть нормы, согласно которым трамваи должны ходить там, где есть спрос у пассажиров. Там, где он меньше, — курсировать автобусы или троллейбусы особо большого класса («гармошки»), если людей еще меньше, то нужно пускать небольшие автобусы. Вариантов множество, их все нужно просчитывать с точки зрения удобства для пассажиров и экономической эффективности.
Что касается финансирования строительства метротрама, то здесь у Омска были и есть все шансы попасть в федеральные программы, как получилось у Красноярска. То есть еще имеется надежда, что каким-то образом удастся получить средства на скоростной трамвай.
Ранее NGS55.RU сообщал о том, что в городе в перспективе появятся беспилотные автобусы.

Эксперт в сфере общественного транспорта