Дороги и транспорт обзор В Омск могут вернуться автобусы-«гармошки»: вспоминаем маршруты, по которым они ездили

В Омск могут вернуться автобусы-«гармошки»: вспоминаем маршруты, по которым они ездили

Прокатиться на таком общественном транспорте можно было почти во всех районах города

Автобусы-«гармошки» и желтые «Газели» — символы нулевых в Омске | Источник: П.Азаров / Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com Автобусы-«гармошки» и желтые «Газели» — символы нулевых в Омске | Источник: П.Азаров / Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

Автобусы-«гармошки» и желтые «Газели» — символы нулевых в Омске

Источник:

На минувшей неделе стало известно, что в Омск планируют закупить 10 автобусов большого класса, или как их еще называют в народе — автобусы-«гармошки» (они же «сочлененники»). Правда, приобретение станет возможным только при наличии финансирования — пока же денег на «гармошки» в бюджете города нет.

Основные маршруты, по которым ходили «гармошки» | Источник: Юрий Скулыбердин / Городские медиа Основные маршруты, по которым ходили «гармошки» | Источник: Юрий Скулыбердин / Городские медиа

Основные маршруты, по которым ходили «гармошки»

Источник:

Между тем еще не так давно — до осени 2018 года автобусы-«гармошки» колесили по Омску. Жители до сих пор с теплотой вспоминают о том времени. Рассказываем, на каких маршрутах и в каких районах города можно было встретить ставшие уже легендарными «гармошки».

Откуда в Омске длинные автобусы?

Партия сразу из сотни автобусов особо большого класса (вместимостью более 100 пассажиров) поступила в Омск в 1997 году. Тогда это были автобусы марок «Мерседес» и «Кароса», а также ГОЛАЗы производства Голицинского автобусного завода. В те времена транспорт приобретался за счет средств кредита, выданного городу Всемирным банком реконструкции и развития по программе помощи в приобретении пассажирского транспорта.

Та самая площадка в центре автобуса, на которой любили ездить омичи  | Источник: Дина Абубакирова / NGS55.RU Та самая площадка в центре автобуса, на которой любили ездить омичи  | Источник: Дина Абубакирова / NGS55.RU

Та самая площадка в центре автобуса, на которой любили ездить омичи

Источник:

Новые большие автобусы сразу полюбились горожанам: особенно интересно в них было ездить на средней площадке — внутри той самой «гармошки». Проехать на таких машинах могли почти во всех районах города (кроме Порт-Артура и Старого Кировска).

«Гармошки», которые «нарезали» круги по центру Омска

Омичи часто путали 28 и 78-й маршруты  | Источник: Maksimus / Fotobus.msk.ruОмичи часто путали 28 и 78-й маршруты  | Источник: Maksimus / Fotobus.msk.ru

Омичи часто путали 28 и 78-й маршруты

Источник:

Одними из таких маршрутов являлись № 28/78 (Солнечный — Солнечный). Они были зеркальными. Так, 28-й автобус ходил в центр через Ленинградский мост и возвращался на Левобережье через метромост. А 78-й ездил в центр через метромост и возвращался обратно через Ленинградский мост. Омичи никак не могли запомнить, какой автобус куда едет: на Левобережье или в центр, поэтому часто уезжали не туда.

Сейчас в омских автобусах часто возникает давка  | Источник: Елена Латыпова / NGS55.RUСейчас в омских автобусах часто возникает давка  | Источник: Елена Латыпова / NGS55.RU

Сейчас в омских автобусах часто возникает давка

Источник:

Маршруты № 28 и 78 существуют и сейчас. Правда, транспорт по ним курсирует иначе. Теперь на 78-м автобусе из Солнечного через центр города можно доехать до Биофабрики, а 28-й связывает Левобережье с центром Омска — ходит до площади Победы. Но в современные автобусы невозможно втиснуться — в час пик они переполнены.

На 82-м автобусе можно было доехать до Академии транспорта  | Источник: Павел Азаров / Fotobus.msk.ruНа 82-м автобусе можно было доехать до Академии транспорта  | Источник: Павел Азаров / Fotobus.msk.ru

На 82-м автобусе можно было доехать до Академии транспорта

Источник:

Еще один «гармошечный» маршрут, который связывал центр города с Левобережьем, уже давно не существует: это № 82 (ДСК-2 — Академия транспорта). Автобусы по нему ходили от поселка Солнечный до улицы Жукова. Это направление закрыли из-за нерентабельности в 2013 году. Несколько лет до этого автобусы № 82 ходили полупустыми.

Раньше «двадцатка» была такой | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com Раньше «двадцатка» была такой | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

Раньше «двадцатка» была такой

Источник:

Похожим на 82-й был и 20-й маршрут, по которому также ездили «сочлененники». Это сейчас «двадцатки» ходят из Нефтяников до Московки. А в конце 90-х — начале 2000-х «гармошки» из Нефтяников следовали до улицы Жукова и разворачивались у Академии транспорта.

В Омске было и несколько желтых «гармошек» | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com В Омске было и несколько желтых «гармошек» | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

В Омске было и несколько желтых «гармошек»

Источник:

Ходили через центр и автобусы-«гармошки» по 61-му направлению (Солнечный — Московка). Этот маршрут был настоящей палочкой-выручалочкой для жителей двух густонаселенных микрорайонов. Он существует и ныне, но «гармошек» на нем давно нет.

«Гармошки», ходившие до ж/д вокзала

Настоящим местом концентрации больших автобусов в Омске был ж/д вокзал.

Поездка на «гармошке» по 14-му маршруту занимала до 2 часов | Источник: П.Азаров / Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com Поездка на «гармошке» по 14-му маршруту занимала до 2 часов | Источник: П.Азаров / Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

Поездка на «гармошке» по 14-му маршруту занимала до 2 часов

Источник:

Одним из самых протяженных в городе «гармошечных» маршрутов был 14-й (Юбилейный — ж/д вокзал). Это направление связывало Нефтяники с ж/д вокзалом через Левобережье. Примерное время в пути от ОмГУ до ж/д вокзала занимало порядка 1,5-2 часов. Зато автобусы всегда ходили забитыми — маршрут был популярным у студентов.

Сейчас на 14-м автобусе тоже можно доехать из Нефтяников до Левобережья, но вместо ж/д вокзала автобусы следуют в Старый Кировск. «Гармошек» на маршруте нет 10 лет.

Раньше автобусы на 24-м маршруте были намного вместительнее  | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com Раньше автобусы на 24-м маршруте были намного вместительнее  | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

Раньше автобусы на 24-м маршруте были намного вместительнее

Источник:

Были «гармошки» и на 24-м маршруте (Солнечный — ж/д вокзал). Как и сейчас, 15–20 лет это направление было популярно у омичей — транспорт всегда забивался пассажирами. Но за счет вместительности в прежнем 24-м автобусе давка среди людей наблюдалась редко.

В нулевые 69-й маршрут был одним из самых важных в городе | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com В нулевые 69-й маршрут был одним из самых важных в городе | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

В нулевые 69-й маршрут был одним из самых важных в городе

Источник:

Другой маршрут — № 69 — несколько лет назад «отодвинули» на окраину города («Телевизионку»), а до этого по нему ходили те самые «гармошки». На них можно было проехать буквально через весь город — от ж/д вокзала через центр до Нефтяников.

Но вместительные автобусы не всегда заполнялись — пассажиров у 69-го забирала 335-я маршрутка, на которой до Нефтяников омичи добирались на 20 минут быстрее. Поэтому после 2015 года «гармошки» исчезли и с этого направления. Теперь его и вовсе обслуживают пазики.

Автобус «Мерседес» следует по 110-му маршруту | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com Автобус «Мерседес» следует по 110-му маршруту | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

Автобус «Мерседес» следует по 110-му маршруту

Источник:

Также «гармошки» в Омске работали на маршрутах № 109 (Солнечный — речпорт) и 110 (Бархатовой — ж/д вокзал). Они существуют и ныне — по ним ездят хоть и современные, но не такие вместительные автобусы.

«Гармошки», возившие омичей по окраинам и на дачи

Проехать на «гармошках» могли не только жители центра Омска, но и его окраин. Так, автобусы курсировали по маршрутам № 29 (Первокирпичный — ОНПЗ) и № 22 (Бархатовой — Чкаловский).

Такие автобусы ходили по 22-му маршруту  | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com Такие автобусы ходили по 22-му маршруту  | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com

Такие автобусы ходили по 22-му маршруту

Источник:

Направления сохранились до наших дней, но уже без вместительного транспорта. В середине нулевых на сочлененных автобусах люди уезжали с улицы Завертяева в Нефтяники (29-й маршрут) или могли прокатиться по Чкаловску (22-й маршрут).

В разное время «гармошки» работали на таких направлениях, как № 73 (Стрельникова — Чкаловский), № 53 (Булатово — Партизанская, уже нет такого маршрута), № 80 (Стрельникова — ж/д вокзал, давно отменен).

Последний рейс в октябре совершила «гармошка» с гаражным номером 1504 | Источник: Дина Абубакирова / NGS55.RU Последний рейс в октябре совершила «гармошка» с гаражным номером 1504 | Источник: Дина Абубакирова / NGS55.RU

Последний рейс в октябре совершила «гармошка» с гаражным номером 1504

Источник:

Часть «гармошек» летом становились дачными автобусами. Омские садоводы особо ценили такой транспорт — в больших машинах можно было и рассаду разместить, и урожай с участка привезти. Автобусы ходили по таким направлениям как № 199 (Омск — Пушкино), № 177 (Чкаловск — Сыропятские сады) и № 144 (Дергачева — СНТ «Автомобилист»).

Маршрут № 144 стал последним в Омске, по которому 15 октября 2018 года проехала «гармошка».

Где «гармошки» могут поехать вновь?

Глава дептранса Вадим Кормилец не скрывает, что если «гармошки» в Омске когда-нибудь появятся, то снова поедут по самым востребованным направлениям. При этом вряд ли все автобусы особо большого класса поставят только на один маршрут.

— Мы посчитали, сколько нам необходимо сочлененных автобусов, сколько мы могли бы приобрести, сколько было бы полезно для города. И пришли к выводу, что 10 сочлененных автобусов помогли бы исправить ситуацию на ряде самых загруженных маршрутах — на тех, где даже больших автобусов не хватает. Мы бы с большим удовольствием бы поставили на них сочлененные автобусы и эксплуатировали бы их, — рассказал NGS55.RU Кормилец.

Современные «гармошки» и выглядят иначе | Источник: poolN74 / Т.meСовременные «гармошки» и выглядят иначе | Источник: poolN74 / Т.me

Современные «гармошки» и выглядят иначе

Источник:

Урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев говорит о том, что перед возвращением в Омск «гармошек» нужно тщательно всё продумать и оборудовать для них остановки.

— Судя по наполняемости, Омску нынешних автобусов явно не хватает. По утрам бывает плотно. Это и понятно: количество водителей сокращается, число пассажиров растет. В других городах такие автобусы работают. Но просто купить автобус — это недостаточно. Должно быть соответствующее оборудование остановок. То есть нужно заранее понимать, по каким маршрутам поедут такие автобусы, и на пути их следования создать соответствующую инфраструктуру, чтобы такие длинные автобусы смогли спокойно подъезжать к остановкам, — отметил Сергей Костарев.

Урбанист добавил, что «гармошки» удобны тем, что в них помещается много людей. В противном случае и маленького автобуса будет достаточно.

Вернутся в Омск «гармошки» или нет — пока мы этого не знаем. Но если они все-таки вновь появятся на улицах города, то хуже от этого омичам точно не будет.

А вы скучаете по «гармошкам»?

Да, это был удобный транспорт
Нет, мне маршрутки достаточно
Я передвигаюсь на такси / личном автомобиле
Мне всё равно
Отвечу в комментариях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления