![В Омск могут вернуться автобусы-«гармошки»: вспоминаем маршруты, по которым они ездили Автобусы-«гармошки» и желтые «Газели» — символы нулевых в Омске | Источник: П.Азаров / Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/29/8c/d5298c0b1bbbd22750491ba6b6ee884d/656x492_1_4538f6cb9e7e48151111303f8038c75d@1024x768_0x6Zp38IWS_2124248491802035244.jpg.webp)
Автобусы-«гармошки» и желтые «Газели» — символы нулевых в Омске
На минувшей неделе стало известно, что в Омск планируют закупить 10 автобусов большого класса, или как их еще называют в народе — автобусы-«гармошки» (они же «сочлененники»). Правда, приобретение станет возможным только при наличии финансирования — пока же денег на «гармошки» в бюджете города нет.

Основные маршруты, по которым ходили «гармошки»
Между тем еще не так давно — до осени 2018 года автобусы-«гармошки» колесили по Омску. Жители до сих пор с теплотой вспоминают о том времени. Рассказываем, на каких маршрутах и в каких районах города можно было встретить ставшие уже легендарными «гармошки».
Откуда в Омске длинные автобусы?
Партия сразу из сотни автобусов особо большого класса (вместимостью более 100 пассажиров) поступила в Омск в 1997 году. Тогда это были автобусы марок «Мерседес» и «Кароса», а также ГОЛАЗы производства Голицинского автобусного завода. В те времена транспорт приобретался за счет средств кредита, выданного городу Всемирным банком реконструкции и развития по программе помощи в приобретении пассажирского транспорта.

Та самая площадка в центре автобуса, на которой любили ездить омичи
Новые большие автобусы сразу полюбились горожанам: особенно интересно в них было ездить на средней площадке — внутри той самой «гармошки». Проехать на таких машинах могли почти во всех районах города (кроме Порт-Артура и Старого Кировска).
«Гармошки», которые «нарезали» круги по центру Омска

Омичи часто путали 28 и 78-й маршруты
Одними из таких маршрутов являлись № 28/78 (Солнечный — Солнечный). Они были зеркальными. Так, 28-й автобус ходил в центр через Ленинградский мост и возвращался на Левобережье через метромост. А 78-й ездил в центр через метромост и возвращался обратно через Ленинградский мост. Омичи никак не могли запомнить, какой автобус куда едет: на Левобережье или в центр, поэтому часто уезжали не туда.

Сейчас в омских автобусах часто возникает давка
Маршруты № 28 и 78 существуют и сейчас. Правда, транспорт по ним курсирует иначе. Теперь на 78-м автобусе из Солнечного через центр города можно доехать до Биофабрики, а 28-й связывает Левобережье с центром Омска — ходит до площади Победы. Но в современные автобусы невозможно втиснуться — в час пик они переполнены.

На 82-м автобусе можно было доехать до Академии транспорта
Еще один «гармошечный» маршрут, который связывал центр города с Левобережьем, уже давно не существует: это № 82 (ДСК-2 — Академия транспорта). Автобусы по нему ходили от поселка Солнечный до улицы Жукова. Это направление закрыли из-за нерентабельности в 2013 году. Несколько лет до этого автобусы № 82 ходили полупустыми.
![Раньше «двадцатка» была такой | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/9d/51/6a9d51dbab1bbe4bd73d8e5784ae3ecc/656x492_1_f1b979feec936ebee629dd94fb34bce6@1024x768_0xepyGVMAp_7472950933091604999.jpg.webp)
Раньше «двадцатка» была такой
Похожим на 82-й был и 20-й маршрут, по которому также ездили «сочлененники». Это сейчас «двадцатки» ходят из Нефтяников до Московки. А в конце 90-х — начале 2000-х «гармошки» из Нефтяников следовали до улицы Жукова и разворачивались у Академии транспорта.
![В Омске было и несколько желтых «гармошек» | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/a9/c2/8ba9c2055758f0b3ecb9568ef1396891/656x413_1_8fd17f036783fc6018990e37e39780f3@1100x692_0xx0GWYQr3_4057123954036201375.jpg.webp)
В Омске было и несколько желтых «гармошек»
Ходили через центр и автобусы-«гармошки» по 61-му направлению (Солнечный — Московка). Этот маршрут был настоящей палочкой-выручалочкой для жителей двух густонаселенных микрорайонов. Он существует и ныне, но «гармошек» на нем давно нет.
«Гармошки», ходившие до ж/д вокзала
Настоящим местом концентрации больших автобусов в Омске был ж/д вокзал.
![Поездка на «гармошке» по 14-му маршруту занимала до 2 часов | Источник: П.Азаров / Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/a3/0b/3fa30bfb8340e7e6eb567989da4e32d6/656x492_1_2770f967f45d8da129515b8d2a21824d@1024x768_0xJFF3lfjs_4528427912498714554.jpg.webp)
Поездка на «гармошке» по 14-му маршруту занимала до 2 часов
Одним из самых протяженных в городе «гармошечных» маршрутов был 14-й (Юбилейный — ж/д вокзал). Это направление связывало Нефтяники с ж/д вокзалом через Левобережье. Примерное время в пути от ОмГУ до ж/д вокзала занимало порядка 1,5-2 часов. Зато автобусы всегда ходили забитыми — маршрут был популярным у студентов.
Сейчас на 14-м автобусе тоже можно доехать из Нефтяников до Левобережья, но вместо ж/д вокзала автобусы следуют в Старый Кировск. «Гармошек» на маршруте нет 10 лет.
![Раньше автобусы на 24-м маршруте были намного вместительнее | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/52/e6/c852e603841a3e12ad48b3219ec5e453/656x427_1_340b906927aaf8b189e1fb8757a63bf6@1200x780_0xIPcaanXZ_2862377177814515313.jpg.webp)
Раньше автобусы на 24-м маршруте были намного вместительнее
Были «гармошки» и на 24-м маршруте (Солнечный — ж/д вокзал). Как и сейчас, 15–20 лет это направление было популярно у омичей — транспорт всегда забивался пассажирами. Но за счет вместительности в прежнем 24-м автобусе давка среди людей наблюдалась редко.
![В нулевые 69-й маршрут был одним из самых важных в городе | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/0e/db/bc0edb1ca37d2df545c67115304640fa/656x462_1_c5efcd27214a436bf847fcf4ba44f71d@960x676_0xvKcCTwnY_4991179930041056110.jpg.webp)
В нулевые 69-й маршрут был одним из самых важных в городе
Другой маршрут — № 69 — несколько лет назад «отодвинули» на окраину города («Телевизионку»), а до этого по нему ходили те самые «гармошки». На них можно было проехать буквально через весь город — от ж/д вокзала через центр до Нефтяников.
Но вместительные автобусы не всегда заполнялись — пассажиров у 69-го забирала 335-я маршрутка, на которой до Нефтяников омичи добирались на 20 минут быстрее. Поэтому после 2015 года «гармошки» исчезли и с этого направления. Теперь его и вовсе обслуживают пазики.
![Автобус «Мерседес» следует по 110-му маршруту | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/1e/e9/7a1ee916a004a441105d8fadd4143062/656x438_1_faacf464ae7e1653728a866821f3f87c@1200x800_0x6eoF9hm0_6905426767264384156.jpg.webp)
Автобус «Мерседес» следует по 110-му маршруту
Также «гармошки» в Омске работали на маршрутах № 109 (Солнечный — речпорт) и 110 (Бархатовой — ж/д вокзал). Они существуют и ныне — по ним ездят хоть и современные, но не такие вместительные автобусы.
«Гармошки», возившие омичей по окраинам и на дачи
Проехать на «гармошках» могли не только жители центра Омска, но и его окраин. Так, автобусы курсировали по маршрутам № 29 (Первокирпичный — ОНПЗ) и № 22 (Бархатовой — Чкаловский).
![Такие автобусы ходили по 22-му маршруту | Источник: Омск | Автобусы | [ВК] / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/28/81/9c/28819cfa6d2049134f269b170fb978a8/656x492_1_0bac3e8c45af60283319f9f12fcacb5b@1600x1200_0xCgRpArr3_9695149409952217213.jpg.webp)
Такие автобусы ходили по 22-му маршруту
Направления сохранились до наших дней, но уже без вместительного транспорта. В середине нулевых на сочлененных автобусах люди уезжали с улицы Завертяева в Нефтяники (29-й маршрут) или могли прокатиться по Чкаловску (22-й маршрут).
В разное время «гармошки» работали на таких направлениях, как № 73 (Стрельникова — Чкаловский), № 53 (Булатово — Партизанская, уже нет такого маршрута), № 80 (Стрельникова — ж/д вокзал, давно отменен).

Последний рейс в октябре совершила «гармошка» с гаражным номером 1504
Часть «гармошек» летом становились дачными автобусами. Омские садоводы особо ценили такой транспорт — в больших машинах можно было и рассаду разместить, и урожай с участка привезти. Автобусы ходили по таким направлениям как № 199 (Омск — Пушкино), № 177 (Чкаловск — Сыропятские сады) и № 144 (Дергачева — СНТ «Автомобилист»).
Маршрут № 144 стал последним в Омске, по которому 15 октября 2018 года проехала «гармошка».
Где «гармошки» могут поехать вновь?
Глава дептранса Вадим Кормилец не скрывает, что если «гармошки» в Омске когда-нибудь появятся, то снова поедут по самым востребованным направлениям. При этом вряд ли все автобусы особо большого класса поставят только на один маршрут.
— Мы посчитали, сколько нам необходимо сочлененных автобусов, сколько мы могли бы приобрести, сколько было бы полезно для города. И пришли к выводу, что 10 сочлененных автобусов помогли бы исправить ситуацию на ряде самых загруженных маршрутах — на тех, где даже больших автобусов не хватает. Мы бы с большим удовольствием бы поставили на них сочлененные автобусы и эксплуатировали бы их, — рассказал NGS55.RU Кормилец.

Современные «гармошки» и выглядят иначе
Урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев говорит о том, что перед возвращением в Омск «гармошек» нужно тщательно всё продумать и оборудовать для них остановки.
— Судя по наполняемости, Омску нынешних автобусов явно не хватает. По утрам бывает плотно. Это и понятно: количество водителей сокращается, число пассажиров растет. В других городах такие автобусы работают. Но просто купить автобус — это недостаточно. Должно быть соответствующее оборудование остановок. То есть нужно заранее понимать, по каким маршрутам поедут такие автобусы, и на пути их следования создать соответствующую инфраструктуру, чтобы такие длинные автобусы смогли спокойно подъезжать к остановкам, — отметил Сергей Костарев.
Урбанист добавил, что «гармошки» удобны тем, что в них помещается много людей. В противном случае и маленького автобуса будет достаточно.
Вернутся в Омск «гармошки» или нет — пока мы этого не знаем. Но если они все-таки вновь появятся на улицах города, то хуже от этого омичам точно не будет.
А вы скучаете по «гармошкам»?