Дороги и транспорт подробности Птица, взмахнувшая крыльями: как запустела самая изящная остановка в Омске

Птица, взмахнувшая крыльями: как запустела самая изящная остановка в Омске

И почему на нее обратил внимание канадский фотограф

Советский павильон можно назвать произведением искусства

На Исилькульском тракте, вблизи микрорайона Входного, стоит остановка — большая бетонная птица, распахнувшая крылья. Масштабный павильон моментально приковывает к себе внимание. Но остановку, о которой известно совсем немного, давно уже не используют. NGS55.RU попытался узнать, когда построили птицу, что она символизирует и почему со временем павильон пришел в запустение.

Начало строительства

Как рассказывается в книге «Дороги нам дороги: Омскавтодору — 60 лет», строительством бетонной птицы занималось ДРСУ-2 предприятия АО «Омскавтодор» во время реконструкции Исилькульского тракта. На другой стороне дороги построили еще один павильон — но в форме паровоза. Остановки назвали «Станция Входная».

Наши собеседники называют разное время строительства павильонов. Председатель омского отделения Российского фонда культуры Алексей Сорокин говорит, что остановки возвели в середине 1980-х, а руководитель КТОС «Входной» Алексей Хмельницкий и краевед Игорь Коновалов упоминают начало 1980-х. При этом в региональном Минстрое отметили, что павильоны построили при руководителе ДРСУ-2 Владимире Рейзвихе. Он возглавлял управление с 1984 по 1992 годы.

Птица устремилась в небо, будто бы желая покинуть Омскую область
Ровесник бетонной птицы — паровоз — всё еще действующая остановка

Краевед Игорь Коновалов рассказал, что еще в 1970-е годы в Советском Союзе сформировался тренд на то, чтобы остановки становились капитальными сооружениями и представляли художественную ценность. Архитекторы давали волю фантазии и пытались создать настоящее произведение искусства.

— С технической точки зрения это монолитный железобетон по металлокаркасу, — говорит Игорь Коновалов. — Видимо, без опалубки. Можно сказать, что это уникальное сооружение. Не индустриальное изделие, а поштучная ручная работа. Образец инженерного искусства и мастерства и образец архитектурной мысли.

Воспоминаниями об остановке поделился и руководитель КТОС «Входной» Алексей Хмельницкий.

— Остановка была также выкрашена в птицу. Точно не могу сказать, но, кажется, внутри павильона даже выкладывали мелкую плиточку. В свое время это был красивый павильон.

Наверное, нет водителя, который не обратил бы внимание на эту остановку

На вопрос, какую именно птицу представляет собой остановка, нет однозначного ответа. Среди предположений — голубь мира и чайка. Краевед Игорь Коновалов считает, что нет смысла гадать, какой вид пернатого изобразил архитектор.

— В моем понимании она больше похожа на чайку, но это ведь образ, а не орнитологическое чучело. Есть многофункциональная задача — создать некий закрытый объём. Это остановочный павильон. В данном случае пытаться вычислить породу птицы — неправильная задача. Тот, кто строил остановку, явно не был орнитологом. Это образ птицы — образ, говорящий о том, что крыло предоставляет некую защиту. А что за птица — вопрос риторический. Не нужно пытаться ее узнать. Эта птица не обязана быть на кого-то похожа, — пояснил краевед.

Жизнь и смерть остановки

Руководитель КТОС «Входной» Алексей Хмельницкий говорит, что, несмотря на расположение вблизи микрорайона Входного, бетонная птица никак к поселку не относится.

— Птичка ничего не рассказывает о нашем поселке и ничего не символизирует, — пояснил Алексей Хмельницкий. — Она не передает какие-либо традиции или исторические корни. Видимо, кому-то однажды просто понравилась [идея такой остановки], и ее решили сделать. Например, с остановкой в виде паровоза всё ясно. Это ведь поселок железнодорожников.

Со временем павильон разрисовали и обклеили объявлениями. Но периодически надписи закрашивают

По словам Алексея Хмельницкого, проблема остановки заключалась в том, что она была непрактична. Бетонная птица располагалась дальше павильона в форме паровоза. Также к ней вела лишь одна грунтовая дорожка. Люди с трудом добирались до остановки, но продолжали ей пользоваться из-за отсутствия выбора.

Но со временем комфорт взял верх. Власти решили передвинуть остановку ближе к микрорайону Входному. Новый павильон возвели напротив остановки в виде паровоза. Таким образом, местные жители смогли быстрее добираться до остановки по асфальтированной дороге.

На место птицы пришел скромный павильон. Так удобнее для местных жителей

Что же до бетонной птицы — ее просто забросили. Алексей Хмельницкий говорит, что перенести павильон не представлялось возможным. При этом уничтожать сооружение также никто не захотел.

— Если бы сейчас восстановить ее, где-то подремонтировать, она вновь будет стоять красивой, — считает руководитель КТОСа.

Сейчас за остановкой практически не следят, она никак не используется. Разрисованный местными «художниками» павильон со временем разрушается. В ФКУ «Сибуправтодор» рассказали, что эта остановка была построена до того, как дорога стала федеральной. При этом местная администрация просила воздержаться от ее уничтожения, так как объект всё еще представляет художественную ценность.

Заместитель главы администрации Ленинского округа Владимир Крыжевский рассказал, что объекта на их балансе нет.

— У администрации Ленинского округа на балансе птицы 100% нет. Обе остановки (птицу и паровоз. — Прим. ред.), как рассказал мне первый глава администрации поселка Входного, в свое время построило лузинское ДРСУ — где-то в 1984 году. Я поговорил с начальником управления. Он сказал, что у них этой остановки тоже на балансе нет. Видимо, когда шла передача основных [объектов], по каким-то причинам ее не учли, — сказал Владимир Крыжевский.

Пару лет назад проводился ремонт дороги. Остановку немного подкрасили

Но, несмотря на то что в родном городе птица-остановка оказалась никому не нужной, в 2017 году о ней узнал весь мир. Это случилось благодаря канадскому фотографу и путешественнику Кристоферу Хервигу. Как рассказали в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина, мужчина увлекается архитектурой советского наследия. За 12 лет он преодолел около 30 тысяч километров в 14 странах бывшего СССР, чтобы снять самые выдающиеся, на его взгляд, остановки. Не обошел стороной фотограф и Омскую область. Теперь павильон в форме птицы красуется на одной из страниц его книги «Советские автобусные остановки».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства