С 1 января на семи автобусных маршрутах Омска начнут работать новые перевозчики. Причем новые в буквальном смысле — ни одно из имен индивидуальных предпринимателей и названий компаний ранее не появлялось на маршрутных горизонтах общественного транспорта. Ситуация напомнила начало 2021 года, когда на некоторые маршруты тоже пришли новые перевозчики — у них не оказалось собственных машин, и после новогодних праздников часть микрорайонов оказалась отрезанной от жизни. NGS55.RU решил разобраться, кто будет работать на популярных у омичей маршрутах и смогут ли они соблюдать график так же хорошо, как их предшественники.
Кто все эти перевозчики?
Для начала вспомним, кто из новых перевозчиков на каких маршрутах будет работать (и кого они заменят). Расклады таковы:
маршрут № 30Р (ул. Лобкова — пос. Армейский) — ИП Александр Макаров (сейчас — ИП Александр Кирилов);
маршрут № 51 (СНТ «Заря-3» — СНТ «Березка») — ООО «Автограф55» (сейчас — ИП Анатолий Войтенко);
маршрут № 59 (Биофабрика — Омский нефтеперерабатывающий завод) — ООО «Автограф55» (сейчас — ООО «ТорТранс»);
маршрут № 64 (ул. Дергачева — пос. Дальний) — компания «Юстион» (сейчас — ООО «ТорТранс»);
маршрут № 72 (пос. Чкаловский — микрорайон Амурский-2) — ИП Алексей Федосеев (сейчас — компания «Автоград55»);
маршрут № 73 (пос. Чкаловский — ул. Стрельникова) — компания «Юстион» (сейчас — ООО «ТорТранс»);
маршрут № 89 (ул. Лобкова — пос. Дальний) — ИП Евгений Агасиев (сейчас — ООО «Транспортная компания АБ»).
Ни один из новых участников, как и говорилось ранее, до этого не занимался пассажирскими перевозками на городских маршрутах. Лишь у компании «Автограф55» есть кое-какой бэкграунд в этом плане — они занимаются легковым такси. Но логично, что работа в такси и на маршрутах общественного транспорта — совершенно разные вещи. Разберем подробно, чем занимается каждый из перевозчиков, и начнем с индивидуальных предпринимателей.
Евгений Агасиев, который будет работать на маршруте № 89, зарегистрировался как ИП совсем недавно — в июне этого года. Победа в аукционе — единственная в истории его госзакупок, лицензию на перевозку пассажиров он получил в августе. Больше ничего о его деятельности неизвестно, как и о состоянии его автопарка. А между тем, согласно документам, ему предстоит выпускать в рейс 16 автобусов среднего класса.
Алексей Федосеев (маршрут № 72) начал свою деятельность в июне 2020 года и за это время успел поучаствовать в трех госаукционах на перевозки. Помимо победы на маршруте № 72, Федосеев также пытался предложить свои услуги во время Всероссийской переписи населения, но уступил Наталье Титоренко. Интересно, что в 2016 году Алексей Федосеев занимался производством штукатурных работ, но прекратил деятельность через полтора года после регистрации. Федосееву нужно будет сохранить на маршруте 20 автобусов среднего класса.
Самый опытный среди новых перевозчиков — Александр Макаров (маршрут № 30Р), который работает с февраля 2001 года. В основном его машины выходили на областные маршруты, о чём говорят многочисленные контракты с Минстроем. Правда, очень часто Макаров проигрывал маршруты «Омскоблавтотрансу». Кроме того, согласно данным системы «Контур.Фокус», в работе перевозчика часто выявляли нарушения — водители не проходили медосвидетельствование в начале рабочего дня, а машины выезжали на линию без техосмотра, какое-то время у Макарова не было даже технической базы для того, чтобы проводить ремонт подвижного состава. У Александра Макарова большая судебная история — его привлекали к ответственности за ненадлежащее исполнение договоров перевозки и работу без лицензии. Впрочем, на маршруте № 30Р у него задача намного проще, чем у коллег — нужно выставить всего два автобуса малого класса на 20 пассажиров.
Теперь переходим к компаниям. И «Автограф55», и «Юстион» входят в «Омский транспортный союз», одну из крупнейших ассоциаций частных перевозчиков в Омске (о том, какие преимущества им это дает, объясним ниже). Компания «Автограф55», как мы и говорили ранее, до захода на маршруты № 51 и 59 работала в сфере такси, ее владелец — Константин Гвоздков, а директор — Елена Стрельцова. Единственные госаукционы в активе компании — по выигранным маршрутам на следующий год.
Основной же деятельностью компании «Юстион» раньше была оптовая и розничная торговля, а владелец Евгений Борисов с 2005 по 2012 годы занимался торговлей лесоматериалами и строительным оборудованием. Как и у «Автографа55», выигранные аукционы на маршруты — единственные в истории компании.
Преемственность
Выше мы говорили о преимуществах того, что «Автограф55» и «Юстион» входят в «Омский транспортный союз». Всё дело в том, что обе компании заходят на маршруты «ТорТранса», который также входит в эту ассоциацию. Директор «Омского транспортного союза» Николай Артемьев рассказал NGS55.RU, что именно благодаря этому пассажиры не заметят абсолютно никаких изменений.
— У новых перевозчиков частично будет новый подвижной состав — 20 автобусов на метане экологичных. [Кроме того], останется часть подвижного состава, который эксплуатировал «ТорТранс». Об этом соглашение достигнуто с перевозчиками, преемственность сохранится. Все перевозчики входят в «Омский транспортный союз». В ближайшие неделю-две после оформления в ГИБДД новый подвижной состав уже начнет прибывать в Омск. Это ПАЗы «Вектор» 8.8 среднего класса, более новая модель, сзади двойная дверь с увеличенной площадкой. С подвижным составом всё должно быть благополучно на этих маршрутах. Экипажи те же останутся — на новые машины пересядут те, у кого меньше всего нареканий за время работы, остальные останутся закрепленными за своими машинами, — объяснил Николай Артемьев.
Директор и владелец «Юстиона» Евгений Борисов подтвердил, что на маршрутах не будет никаких изменений и все наработки «ТорТранса» сохранятся:
— Машины все на метане новые, всё в порядке, никаких изменений вообще не будет — вплоть до того, что даже половина кондукторов и водителей те же будут. Пассажиры не заметят изменений, мы в союзе всё вместе обсуждаем, друг другу помогаем, всё прозрачно. Так же, как было всё до нас, будет один в один и с нами. С «ТорТрансом» мы общались, всё нормально, даже состав частично тортрансовский у нас будет, поэтому никаких проблем не должно быть. Ничего нового придумывать не хотим, потому что всё уже отлажено до нас — пойдём по той же лыжне.
Неизвестность
Если с участниками «Омского транспортного союза» всё стало более понятным, то картина с новыми ИП-перевозчиками по-прежнему туманна. Например, Андрей Бондаренко, машины которого сейчас выходят на маршрут № 89, признался, что никогда не слышал о своем преемнике (Евгений Агасиев) и не знает, на что он способен. Иронично, что в прошлом году маршрут № 89 попал точно в такую же ситуацию — тогда маршрут у Бондаренко выиграл неизвестный ранее перевозчик Игорь Матюнин, после чего на работу автобусов последнего посыпались многочисленные жалобы. В итоге в декабре 2020 года Андрей Бондаренко на новом аукционе вернул маршрут назад. Сейчас же ситуация повторилась несмотря на то, что компания Бондаренко обошла Евгения Агасиева по цене на одну копейку.
— Все машины пойдут на 55-й маршрут (еще один маршрут, на котором работает Бондаренко. — Прим. ред.), скорее всего, так будет. Контракт на год у них, насколько он способен [поддержать маршрут], я не знаю, посмотрим 1 января, там видно будет. Если какие-то проблемы возникнут, буду готов участвовать. У нас 18 машин работали на маршруте, метановые тоже были, приобрели некоторое количество — «средники» (имеются в виду автобусы среднего класса. — Прим. ред.) новые. Пока будем 55-й усиливать, об аренде еще не думал, жду — посмотрю, что будет, — поделился с NGS55.RU Андрей Бондаренко.
Перевозчики Фазыл Залялитдинов и Александр Кирилов, работающие на маршрутах № 72 и 30Р, не поделились своими планами. Также неизвестно, что по поводу своей работы думают новые индивидуальные предприниматели — пока с ними сложно выйти на связь. В любом случае их деятельность перед заключением контрактов будут проверять в департаменте транспорта. Об этом NGS55.RU рассказал заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов.
— Мы сейчас будем всё проверять, пока в стадии заключения контрактов находимся, при этом будем осматривать транспорт, чтобы всё было в наличии. Если у них не будет транспорта, мы просто не будем подписывать контракт. У всех перевозчиков будут проверять, не только у одного — кого департамент контрактной системы определил победителями, всех будут проверять на наличие подвижного состава и соответствие заявке, — пояснил Игорь Кожухов.
Таким образом, пока временно стоит выдохнуть лишь тем, кто пользуется маршрутами № 51, 59, 64 и 73 — хотя бы какие-то гарантии по преемственности от перевозчиков уже есть. А как будет обстоять дело на самом деле, мы увидим после 1 января. Очень хочется надеяться, что омичей не будет ожидать очередной зимний транспортный коллапс.