В среду, 8 сентября, Общественная палата Омской области организовала круглый стол, на котором обсуждалась судьба недостроенного омского метрополитена. Проектов за два часа обсуждения предоставили достаточно, но наибольший интерес вызвало предложение от исполняющего обязанности директора департамента транспорта Вадима Кормильца. Он предложил обустроить в тоннеле под метромостом контактные сети для троллейбусов, чтобы с их помощью связать два берега Иртыша и разгрузить существующие маршруты. Мы пообщались с Вадимом Геннадьевичем и выяснили все подробности этой идеи.
Что нужно сделать?
Для того чтобы троллейбусы свободно передвигались по тоннелю метромоста, логично, что нужно будет обеспечить их приспособленность для этого — оборудовать направляющие и контактную сеть, провести противопожарную обработку тоннелей и дооснастить систему вентиляции. По словам Вадима Кормильца, о более подробном плане мероприятий стоит говорить, когда проект уже будет разработан.
— В самих тоннелях сейчас пусто, там ничего нет. Технически планировались рельсы для движения метро, но они так и не были оборудованы, поскольку не закладывались на это затраты, и работы не выполнялись, насколько мне известно, — пояснил исполняющий обязанности главы дептранса.
Кроме того, нужно будет оснастить выход из тоннелей метромоста на поверхность земли — например, с помощью рамп, которые должны иметь определенную длину, уклон и глубину залегания. На правом берегу Иртыша нужно будет проложить контактную сеть до так называемого «Омского центрального транспортного кольца» (проспект Маркса и Гагарина с выходом на Гусарова).
— Мы планируем выходить через Фрунзенский мост на другой берег Оми к улице 10 лет Октября, где уже есть существующая контактная сеть. По левому берегу нужно будет проложить новые линии контактной сети и построить, по нашим подсчетам, как минимум три тяговые подстанции. Мы планировали, что после метромоста из тоннеля троллейбусы смогут выходить перед улицей Конева и далее ехать по 70 лет Октября в направлении Дергачёва и поселка Солнечный, — рассказал Вадим Кормилец.
Для чего это нужно?
В планах департамента транспорта — связать поселок Солнечный, улицу Дергачёва (и в перспективе СТЦ «МЕГА») с центральной частью города. Есть и еще одна причина — таким образом троллейбусы смогут свободно двигаться вне зависимости от общего автомобильного транспортного потока.
— Нам бы хотелось увести троллейбусы в тело метромоста. Если по каким-то причинам метромост будет простаивать, то у пассажирского транспорта благодаря прохождению в теле метромоста появится дополнительная конкурентная способность двигаться без заторов. Сейчас на мосту в утренний час пик в сторону центра заторы на спуске к Орджоникидзе — хвост начинает образовываться где-то над Красным Путём, даже раньше. Чтобы этого избежать, надо в пространстве разносить автомобильные потоки и троллейбусные, — пояснил Вадим Кормилец.
А почему нельзя запустить трамваи?
Помимо того что в тоннеле под метромостом не уложены рельсы, трамвайное полотно требует обустройство и на поверхности. По словам Вадима Кормильца, осуществить это будет крайне сложно.
— Вся центральная часть на правом берегу фактически застроена и офисными, и жилыми домами. Чтобы проложить там трамвайные пути, с этими домами надо что-то делать. Либо двигать, что фантастика, либо в них вырезать арки лазером инженера Гарина... То есть нарушение конструкции. Вопрос очень сложный в том, чтобы выпустить трамваи на правый берег Иртыша. На левом берегу гораздо проще с этими пустыми пространствами работать для планирования трамвайных перевозок — в сторону Старого Кировска, например, но это отдельная тема. Именно по этой причине от трамваев мы отказались, — пояснил и. о. директора департамента транспорта.
Какие троллейбусы будут запускать?
Для осуществления этих планов потребуется закупить и новый подвижной состав — троллейбусных маршрутов будет несколько, и, судя по всему, они будут новыми. Кроме того, не исключается возможность и возрождения троллейбусного депо на левом берегу.
— Подвижной состав надо где-то хранить, Водники (депо в городке Водников. — Прим. ред.) всё не вместят. Мы приобретаем дополнительный подвижной состав на два-три дополнительных маршрута — с расчетами у нас выходит около нескольких десятков троллейбусов. Их нельзя будет хранить под открытым небом, а как минимум на какой-то отдельной охраняемой огороженной территории. Значит, предполагается строительство троллейбусного депо — благо на левом берегу это позволяют площади, — пояснил Вадим Кормилец.
Один из вариантов развития событий — возвращение на территорию бывшего троллейбусного депо на Ватутина, но возможен и поиск новой территории.
— Если выделят федеральные средства, мы будем понимать, что нам будет нужно: не только подвижной состав новый приобретать, но и оборудовать контактную сеть, тяговые подстанции и строить троллейбусное депо, — резюмировал Вадим Кормилец.