Резкое подорожание газового топлива на омских АЗС в первую очередь больно ударило по общественному транспорту. Если у муниципальных перевозчиков большая часть подвижного состава ездит на бензине, дизеле или метане, то у частников машины в основном заправляют сжиженным газом. Как будет решаться эта проблема и приведет ли повышение цен на газ к подорожанию проезда? NGS55.RU решил разобраться в этих вопросах.
Что с ценами на газ?
После резкого подорожания, которое произошло в начале августа, цены на литр газового топлива пока остались на своих позициях. На АЗС «Топлайна» они колеблются от 32,50 до 33,75 рубля, на заправках «Лукойла» — 32,97 рубля, а на «Газпромнефти» — 28,65 рубля. В итоге за полмесяца цены выросли в среднем на 4–5 рублей (за год — на 8–11 рублей). Правда, в минувшие выходные в омских группах в соцсети «ВКонтакте» появлялись фотографии табло на заправках «Газпромнефти», где указано, что газ подорожал еще на 2 рубля (30,65 рубля), но на сайтах компании это пока никак не отражено.
Эксперты объясняли внезапный взлет розничных цен ростом биржевых. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с января по апрель биржевая цена газа увеличилась на 41,6 процентного пункта, а с июня по 17 августа — на 58,0 процентного пункта.
— Причиной роста внутренних биржевых цен стал рост нетбэка (рыночная цена нефти у конечного потребителя за вычетом стоимости поставки от места производства. — Прим. ред.). Экспортная альтернатива на рынке СУГ России росла даже быстрее биржевых цен, вытаскивая их к более высоким уровням. Как и в случае с бензином, причиной роста нетбэка стал рост цен на сырьё (нефть и природный газ), а также усиленный автомобильный туризм и температурные аномалии весной и летом. Но на российском рынке СУГ, в отличие от рынка бензина, нет демпферного механизма (механизм, суть которого в том, что цены для потребителей на АЗС остаются стабильными независимо от колебания нефтяных цен. — Прим. ред.), который бы сдерживал рост нетбэка, отсюда и более острая реакция розничных цен на рост биржевых, — рассказал старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.
Параллельно с газом увеличилась стоимость бензина и дизельного топлива: от 10 до 70 копеек за некоторые виды бензина и от 20 до 50 копеек за дизельное топливо.
У муниципалов нет забот
В омском департаменте транспорта NGS55.RU сообщили о том, что в ближайшее время опасаться повышения стоимости проезда омичам не стоит — по крайней мере, на 50% маршрутов. Речь идет о маршрутах с регулируемым тарифом.
— Администрация города Омска не регулирует стоимость проезда в автобусах частных перевозчиков, работающих по нерегулируемому тарифу. Законодательно закреплено (№ 220-ФЗ от 2015 года), что на маршрутах с нерегулируемым тарифом перевозки осуществляются по тарифу, установленному перевозчиком. В настоящее время в городе Омске 68 маршрутов работают по регулируемому тарифу и 67 — по нерегулируемому. Вопрос о повышении стоимости проезда на маршрутах с регулируемым тарифом (в том числе в муниципальных автобусах) в настоящее время не рассматривается, — сообщили в пресс-службе департамента транспорта.
Как мы уже отмечали ранее, проблема с заправкой газовым топливом для муниципальных перевозчиков вообще не особенно актуальна, поскольку часть автобусов ПАТП ездит на метане, а остальные используют дизель и бензин.
Открытое письмо
Сразу же после того, как цены на газ начали расти, руководители крупнейших частных компаний-перевозчиков высказались о том, как это повлияет на их будущее. Например, глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев говорил, что экономически обоснованным для частных перевозчиков станет тариф в 34 рубля, а председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявил, что с вопросами о резком росте цен на газ предпринимателям нужно обращаться в УФАС. В итоге спустя неделю на сайте СРО появилось открытое письмо к мэру Омска Оксане Фадиной, в котором перевозчики попросили поддержки.
— Мы неоднократно писали о финансовых трудностях, которые возникают в сфере нашей деятельности. Но события последних дней, а именно резкое повышение цены на газовое топливо, ставит наш бизнес не просто на грань выживания. Он ставит под угрозу саму рентабельность пассажирских перевозок в городе. Рост стоимости топлива составил 53%, а доля затрат на топливо в общих затратах перевозчиков составляет 25–30%. В этой ситуации, если не решить вопрос стабилизации цен на топливо, неминуем рост цен на все виды товаров, в том числе на услуги по перевозке пассажиров. И речь идет не только о частных перевозчиках — речь идет о существовании самого общественного транспорта, а значит, и о комфортной жизни омичей, — указано в письме.
Перевозчики попросили, чтобы Оксана Фадина нашла выход из создавшегося положения и поддержала омский бизнес «всеми имеющимися в распоряжении возможностями»: финансовыми, административными и организационными. Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян объяснил, о чем просят мэрию участники его объединения:
— Мы к властям обращаемся потому, что мы не можем к «Газпрому» обратиться или к другой нефтяной компании. Им плевать на нас абсолютно. А власти могут применить административные ресурсы, договорные механизмы — у них много рычагов. А нас компании не видят и не слышат. Они знают, что транспорта у нас много и деваться нам некуда — мы всё равно приедем на ту или иную заправку.
Один из членов СРО, перевозчик Роман Поварченков (работает на маршрутах № 30, 339 и 399) тоже рассказал о том, какая поддержка требуется частникам.
— Дороже стало топливо, а это за собой много тянет. Чем дороже топливо, тем больше расходов, а компенсации нет. Нужно либо повышение тарифа, либо каким-то иным образом должны компенсировать расходы. Льготный проезд еще можно повысить... Здесь всё предельно просто. Газ сейчас у нас основной вид топлива, у нас машины в том числе и брали на газе, потому что дешевле было. А сейчас практически на одном уровне с соляркой. Нет того интереса в машинах на газе, который был еще полгода назад примерно. Выгоды нет очевидной. Раньше газ был какой-то отдушиной, сейчас и он подбирается к общим ценам. Может, цена и пониже, но расход больше, поэтому и требуется топлива больше, — объяснил перевозчик.
По словам Романа Поварченкова, в ближайшее время, если не будут приняты меры, повышение проезда у перевозчиков, работающих на нерегулируемых тарифах, будет неизбежным. Правда, здесь частники оказываются в патовой ситуации. История с повышением стоимости проезда в маршрутках уже начиналась этой весной. Тогда обладателям электронных проездных и банковских карт приходилось платить в маршрутках «Омских перевозчиков» по 30 рублей — столько же, сколько и за наличные. Но департамент транспорта жестко отреагировал на эту ситуацию, организовав дублирование нерегулируемых маршрутов и объявив о создании укороченных маршрутов с регулируемым тарифом. К делу подключилась и областная прокуратура, а после высказывания губернатора Омской области Александра Буркова о том, что частные перевозчики не должны «выкручивать руки» пассажирам, всё и вовсе сошло на нет. Перевозчики за неделю отозвали свои заявления о повышении проезда.
Таким образом, перевозчики не могут ни самостоятельно повысить цены на нерегулируемых маршрутах (мэрия даст отпор), ни самостоятельно сдержать цены на топливо (нет нужных рычагов). Поэтому обращение к властям и стало единственным логичным выходом.
Без повышения
А вот глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев заявил, что повышения цен на проезд не планируется, но документы в РЭК на повышение тарифа для регулируемых маршрутов подавать будут определенно.
— [Рост цен на газ] однозначно повлиял на расчет тарифа. В нем всегда учитываются расходы прошлого периода, поэтому когда будет процедура расчета тарифа на следующий год, в нее уже будет заложено повышение цены. Тариф рассчитан с учетом повышения всех издержек и расходов. То, что сейчас происходит — это повсеместно в экономике: не только газ, но и запчасти подорожали. Инфляция в последнее время сильно увеличилась. Это общие процессы, как у всех, наверное. Цена на проезд повышаться в ближайшее время не будет, а рост тарифа будет на регулируемых маршрутах для компенсации межтарифной разницы. [Рост цен на газ] увеличивает издержки, и очевидно, что в ближайшее время это будет учтено, — пояснил Николай Артемьев.
По словам перевозчика, есть проблемы и с работой машин на нерегулируемых маршрутах — на них сокращается количество подвижного состава:
— Мы об этом разговаривали с городскими властями. На сегодняшний день других решений нет: как всё происходит, так и происходит. Если всё устраивает, если люди не реагируют на уменьшение количества подвижного состава, значит, это был избыточный подвижной состав. Всё сокращается, всё оптимизируется, пока идёт процесс сокращения пассажирского транспорта. Машины старые, которые не могут пройти техосмотр по новому регламенту, измененному с этого года, тоже выпадут из маршрутной сети.
Также Николай Артемьев обратил внимание и на то, что проблемы появились не только для тех, кто заправляется газом, но и дизельным топливом. По мнению перевозчика, машины с дизельными двигателями сейчас также становятся неконкурентоспособными, потому что литр топлива стоит более 50 рублей. Но предприниматели были готовы к тому, что в транспортной отрасли произойдут такие изменения, поскольку в похожем состоянии сейчас находится вся экономика.
Итоги
Как видим, повышение цен на газ не сильно повлияло на муниципальных перевозчиков и частников, работающих по регулируемым маршрутам — у первых нет машин, работающих именно на сжиженном углеводородном газе, а вторые намерены компенсировать все издержки повышением тарифов (цены на проезд при этом останутся прежними). Сложнее ситуация у тех, кто работает на нерегулируемых маршрутах — есть большая вероятность, что именно эти перевозчики повысят цены на проезд, если ничего не изменится. Пока они ожидают помощи властей, но не исключено, что весенний сценарий с повышением оплаты проезда электронными проездными и банковскими картами может повториться. Таким образом, есть два варианта развития событий: либо нас ждет очередное повышение цен на нерегулируемых маршрутах, либо перевозчикам придется сокращаться, уменьшая количество транспорта, чтобы удержаться на плаву.