С 1 января 2021 года по новому приказу Министерства труда РФ женщинам стали доступны более ста видов работ, которыми раньше из-за физической или эмоциональной нагрузки им заниматься было нельзя. Например, теперь представительницы прекрасного пола могут работать трактористами, водителями фур и самосвалов. Омичка Александра Савельева стала одной из первых девушек, кто попал в кабину электропоезда не ради любопытства, а по работе. Через месяц она начнет трудиться помощником машиниста, чтобы наработать опыт для самостоятельного управления пригородной электричкой. Тяжело ли женщине справляться с мужской работой, как реагируют на «даму в жилете» пассажиры и почему, несмотря на дорожную романтику, Александра не мечтает найти вторую половину — в материале Анны Никитенко.
На улице минус тридцать три. 25-летняя Александра Савельева одета тепло: штаны на синтепоне, толстый пуховик, поверх светоотражающий жилет. Будущему помощнику машиниста не до красоты. Перед поездкой в Исилькуль она осматривает электричку: проверяет тормоза, колеса, выход штока, все ли болты и гайки на месте. Ее основная задача — обеспечить максимальную безопасность при поездке.
— Всё исправно, пассажиры на местах, — докладывает Александра машинисту и подает сигнал об отправке.
Вечерняя смена: два с половиной часа мерцающих огней и проплывающих зимних пейзажей, 150 километров ритмичного стука колес. Но наслаждаются дорожной романтикой только пассажиры. Помощник машиниста обязан докладывать о каждой стрелке, сообщать показания светофоров, следить за температурным режимом в вагонах и даже за тем, чтобы управляющий поездом человек не заснул.
Ночь в Исилькуле, а на следующий день подъем в 5 утра. И снова в дорогу. Пока Александра Савельева отправляется в рейсы с бригадами третьим лицом, чтобы отработать навыки. Это ее четвертая поездка — всего необходимо 14. Она уже сдала экзамен и получила удостоверение помощника машиниста электропоезда в моторвагонном депо.
— Эта работа — большая ответственность. Мы везем по 4–6 вагонов, полных людьми. За всех ты в ответе. Не всякая девушка или женщина готова идти в такую профессию. Всё равно под вагон не каждая полезет, особенно зимой. Надо быть целеустремленной и трудолюбивой, — считает Александра.
Девушка признается, что в детстве мечтала сначала стать учителем, потом ветеринаром и никогда не думала, что свяжет свою жизнь с железной дорогой. Но после школы она решила поступить на механический факультет Омского университета путей сообщения. Летом во время каникул подрабатывала проводником на маршрутах из Омска до Нижневартовска, Читы, Москвы, Адлера и Новосибирска. Рассказывает, что молодой проводнице пассажиры уделяют много внимания.
— Как мне сказал один пассажир: «Сколько раз вы встречали рассветы? А сколько раз провожали закаты? Сплошная романтика!» А однажды, когда я поехала в Москву, в поезде сразу двое парней пытались ухаживать за мной. Один даже подарил шоколадку с номером телефона, но я не перезвонила. У меня прошлые отношения сложились не очень хорошо — мы с бывшим мужем вместе работали на первом курсе проводниками. Романтика, несомненно, есть. Но все-таки, когда ты постоянно в дороге, семейная жизнь невозможна. Поэтому я придумала для себя сейчас правило — не заводить отношений на работе. Да и вообще теперь сомневаюсь, что кого-нибудь встречу. Дома меня ждет 4-летний сын, не до любви, — вздыхает Александра.
После вуза девушка по распределению поехала работать в Новосибирск нарядчиком — составлять графики для локомотивных бригад, отправлять их в рейсы, но надолго там не задержалась.
— Сложно одной с маленьким ребенком. Не было поддержки, да и зарплата была небольшой. Приходилось снимать квартиру самой, денег не хватало, — вспоминает помощник машиниста.
Тогда Александра вернулась в Омск и устроилась в моторвагонное депо оператором ЭВМ. Когда узнала о наборе в помощники машиниста, решила попробовать силы.
— Была такая мечта. Это необычно, когда девушка — помощник или машинист. Интересно было испытать себя в новой профессии, посмотреть, получится или нет. Мы проходили полгода обучение в Екатеринбурге. Изучали конструкцию электропоезда, управление. На тренажере «катались», — вспоминает Александра.
Девушка понимает, что помощник машиниста в первую очередь должен не только быть хорошо подкованным, но и иметь психологическую подготовку.
— Пока мне не страшно. Но когда полноценно приступлю к должности, наверное, будет адреналин. Страхи возникают только в процессе, при конкретных ситуациях. На железной дороге ведь бывают и суицидники. А, например, в Москве много малолетних зацеперов. Сама не сталкивалась с такими ситуациями, но смотрела по видео: мальчики и девочки, которые хотят новых ощущений и цепляются за вагон, — делится переживаниями Александра.
Стрессовые ситуации могут случиться и внутри поезда. На стажировке девушке уже встречались омичи, которые были недовольны температурой в электричке. Но ситуация разрешилась мирно: пассажирам предложили пересесть в другой вагон. В дороге могут встретиться и нетрезвые путешественники.
— Когда еще проходила обучение, на практике был случай. Слышу громкий хлопок о дверь. Мужчину толкнули — он ударился головой. Мы вызвали сотрудников охраны. Нетрезвую компанию утихомирили, — рассказывает омичка.
Мужчины-коллеги относятся к девушке с интересом, а вот некоторые пассажиры настроены скептически.
— Коллеги иногда подшучивают надо мной, но по-доброму. Пока еще не поняла, комфортно мне с ними или нет, — смеется Александра. — Чувствую стеснение. Я не привыкла к такому большому вниманию. Будешь косячить, сразу начнется: «Это всё потому, что ты женщина». Некоторые пассажиры удивлены, смотрят иногда, как на обезьянку. Прямо читается в глазах: «Это кто? Так может быть?»
Но Александра планирует удивить пассажиров еще больше, ведь ее цель — стать машинистом электрички. И случится это достаточно быстро — через три года работы помощником.