Дороги и транспорт летопись От МТБ до «Адмирала»: какие троллейбусы ездили по улицам Омска

От МТБ до «Адмирала»: какие троллейбусы ездили по улицам Омска

В этот день омский троллейбус отмечает 65-летний юбилей

Вот к чему пришел омский троллейбус за 65 лет своего существования
Источник:

5 ноября этого года омский троллейбус отмечает юбилей — 65 лет назад в этот же день первая машина отправилась на маршрут от нынешнего ОмГУПС до Городка Водников. С тех пор троллейбусная сеть Омска пережила многое — от взлетов до падения практически на самое дно. Но мы решили вспомнить не просто историю развития электрического транспорта в городе, а рассказать о каждой модели троллейбусов, которые работали на омских маршрутах или до сих пор продолжают на них выходить.

МТБ-82Д

Годы работы: 1955–1969

Первый маршрут: Управление Омской железной дороги — Городок Водников

МТБ-82Д на Красном Пути
Источник:

Вопрос о том, чтобы организовать в Омске троллейбусную сеть, впервые поставили в 1953 году. Правда, в конкретные планы он превратился только в следующем году, когда 24 мая Совет министров СССР утвердил технический проект троллейбусной системы для Омска. 5 ноября 1955 года открылся первый маршрут — от Управления Омской железной дороги (нынешний ОмГУПС) до Городка Водников. Первыми моделями троллейбусов, которые начали работать в нашем городе, стали МТБ-82Д, производившиеся в Энгельсе. Модели МТБ-82Д были рассчитаны на 38 сидячих мест, всего же в салоне с полной вместимостью могли проехать 86 человек. В троллейбусе были 2 двери для пассажиров — в передней и задней части салона. Но уже в 1965 году в Омск начали поступать новые машины — ЗиУ-5, после которых модели МТБ-82Д стали признаваться морально устаревшими и списывались.

Троллейбус подъезжает к Дворцу культуры Молотовского района (сейчас — ДК имени Баранова)
Источник:

Первые омские троллейбусы ездили по улицам города вплоть до 1969 года — именно тогда были списаны последние машины. За это время в городе открыли шесть новых троллейбусных линий, протянувшихся в Городок Нефтяников, к ж/д вокзалу и в поселок Чкаловский. Кроме того, появились еще четыре маршрута — № 2 (вокзал — кинотеатр имени Маяковского), № 3 (вокзал — пос. Чкаловский), № 4 (вокзал — Городок Нефтяников), № 5 (Магистральная — кинотеатр имени Маяковского) и № 6 (пос. Чкаловский — кинотеатр имени Маяковского). В 1966 году троллейбусы перешли на бескондукторное обслуживание.

ЗиУ-5

Годы работы: 1965–1983

ЗиУ-5 едет по проспекту Маркса и не подозревает, что спустя почти 60 лет на этот маршрут выйдут совсем другие троллейбусы
Источник:

После введения в эксплуатацию новой троллейбусной линии в Городке Нефтяников (по Нефтезаводской до Энтузиастов) в город привезли новые троллейбусы ЗиУ-5. Новые машины имели всего 35 мест для сидения, зато салон вмещал 122 человека. На момент появления ЗиУ-5 считались передовыми моделями, но впоследствии из-за того, что на заводе стали жертвовать качеством троллейбусов в пользу количества, срок службы машин стремительно сокращался. Уже в 1974 году в Омск поступили троллейбусы ЗиУ-9, которые должны были заменить ЗиУ-5. Тем не менее технические решения, которые были впервые использованы на этих моделях, сохранились на российском троллейбусном рынке до начала XXI века.

ЗиУ-5 на проспекте Мира (возле нынешнего КДЦ «Кристалл»)
Источник:

ЗиУ-5 работали в Омске до 1983 года. За это время троллейбусная сеть города развивалась очень слабо. В 1978 году в городе-миллионнике по-прежнему действовали лишь шесть маршрутов, а новые линии практически не открывались — троллейбусы начали ходить до нефтезавода, по улице 10 лет Октября и в поселок Юбилейный. Лишь в следующем году была протянута троллейбусная линия через Ленинградский мост к новым микрорайонам Левобережья. Туда стали ездить троллейбусы от вокзала (маршрут № 7). В 1981 году вместо касс в салонах троллейбусов стали устанавливать компостеры.

ЗиУ-9 (ЗиУ-682)

Годы работы: 1974 — настоящее время (модификации)

Модификации ЗиУ-9 до сих пор ездят по омским маршрутам
Источник:

После того как срок службы моделей ЗиУ-5 стал стремительно сокращаться, на заводе имени Урицкого создали улучшенный прототип — ЗиУ-9. Это произошло в 1971 году, а спустя три года новые модели начали поступать в Омск. При наличии всего 30 мест для сидения салон вмещал 125 пассажиров и был трехдверным. Модель пережила несколько модернизаций и производилась до 2015 года, став доминирующей в Советском Союзе и впоследствии в России. Эти троллейбусы работают на омских маршрутах до сих пор, составляя значительную часть парка, но машин старше 1993 года в депо нет. Некоторые машины прошли процедуру капитально-восстановительного ремонта.

Также в 2005 году в Омск привезли троллейбусы ЗиУ-682Г-016 — очередную модификацию ЗиУ-9, созданную в 1998 году.

Троллейбусы ЗиУ-9, соединенные в поезда, работали в городе на рубеже 80–90-х годов
Источник:

В 1985 году на маршрут № 4 (вокзал — нефтекомбинат) вышел первый в городе троллейбусный поезд, составленный из двух машин ЗиУ-9. Всего таких поездов в Омске работало 10. Также за это время открылось троллейбусное депо № 2 на Левом берегу на 100 машино-мест, появились три новых маршрута — № 9 (вокзал — 3-я Транспортная), № 10 (Левобережье — шинный завод) и № 11 (Левобережье — кинотеатр имени Маяковского, кольцевой). К 1988 году троллейбусная сеть Омска насчитывала 16 маршрутов, а в следующем даже был введен экспериментальный маршрут № 17 (Левобережье — Телецентр — кинотеатр имени Маяковского — Ленинградский мост — Левобережье). На нем работали всего две машины, и он закрылся через несколько месяцев. Это было максимальное количество маршрутов в троллейбусной сети города.

ЗиУ-620520 (модификация ЗиУ-683)

Годы работы: 1995–2015

Первый маршрут: № 4 (вокзал — нефтекомбинат)

В Омске работали всего два сочлененных троллейбуса
Источник:

В 1995 году в Омск поступили два сочлененных троллейбуса ЗиУ-620520 — модификация модели ЗиУ-683. Новые «гармошки» заменили троллейбусные поезда, которые работали в городе с 1985 года. За новыми машинами закрепили маршрут № 4 (вокзал — нефтекомбинат), но вскоре они, как водится, начали работать и на других. В салоне было около 50 сидячих мест, вместительность — 164 человека. Сочлененные троллейбусы прожили на 10 лет дольше, чем их предшественники, — первый списали летом 2014 года, а второй в октябре 2015 года. Больше таких машин Омск не закупал.

Свою работу «гармошки» завершили в 2015 году — спустя три года та же участь постигнет и их автобусных собратьев
Источник:

Также в 1995 году до поселка Солнечный продлили маршруты № 13 и 14, маршрут № 1 (Энтузиастов — ПО «Полёт») продлили до Гашека, из-за чего пришлось отменять маршрут № 8 до Московки-2, который начинался у кинотеатра имени Маяковского. Кроме того, в салоны троллейбусов вновь вернулись кондукторы.

АКСМ-101

Годы работы: 1996 — настоящее время

В 1996 году троллейбусный парк Омска пополнился 10 машинами АКСМ-101 белорусского завода «Белкоммунмаш». Троллейбус, внешним видом напоминающий ЗиУ-682 (кузовы моделей аналогичны), вмещает 114 человек (30 сидячих мест). Сейчас в Омске работают 24 машины, большая часть из которых прошла КВР. Стоит отметить, что в марте 2011 года в нашем городе проходила обкатку более современная модель от «Белкоммунмаша» — АКСМ-321, но в итоге троллейбус вернули обратно на завод.

Многие из белорусских троллейбусов прошли КВР
Источник:

МТРЗ-5279

Годы работы: 2005 — настоящее время

Уже в новом тысячелетии в троллейбусном депо произошло масштабное обновление — в Омск привезли 20 троллейбусов МТРЗ-5279 от Московского троллейбусного завода. В модели появились значительные улучшения по сравнению с модификациями ЗиУ-9 — панорамное лобовое стекло (до этого оно было раздельным), объемная тонировка стекол салона, измененная планировка пассажирских сидений, двери поворотно-лавирующего типа вместо ширмовых. Количество мест для сидения стремительно уменьшилось — всего 21, зато вместительность салона составляет 125 человек. Из 20 троллейбусов до сегодняшнего дня работают 19, а один из них (бортовой номер 214) списан в сентябре этого года.

Троллейбусы МТРЗ — одна из основных составляющих нынешнего омского парка
Источник:

В Омске тем временем открылись три новых троллейбусных маршрута — № 9 (пос. Солнечный — Гашека), № 6 (ж/д вокзал — пос. Юбилейный) и № 16 (пос. Солнечный — завод имени Попова). Но и о закрытиях никто не забыл — город лишился маршрутов № 1 (Энтузиастов — Гашека) и № 5 (площадь Ленина — Юбилейный).

ЛиАЗ-52803

Годы работы: 2009 — настоящее время

Все 10 ЛиАЗов находятся в добром здравии
Источник:

В 2009 году в Омск закупили 10 троллейбусов ЛиАЗ-52803 — это полунизкопольные машины с низким уровнем пола в передней части салона и откидным пандусом для заезда инвалидов-колясочников. Троллейбус был разработан на базе автобуса ЛиАЗ-5293. Все 10 троллейбусов по-прежнему работают, кроме того, в 2007 году из Новокузнецка в Омск передали схожую модель троллейбуса — ЛиАЗ-5280. Эта машина также продолжает выходить на омские маршруты. Пассажировместимость ЛиАЗ-52803 составляет 100 человек, мест в салоне 25.

Единственный и неповторимый омский ЛиАЗ-5280
Источник:

Троллейбусная сеть Омска же при этом приходила в упадок. В 2006 году закрылся маршрут № 10 от Левого берега до поселка Чкаловский, в 2007 году из-за строительства подземного перехода возле «Арены Омск» убрали маршрут № 14 (пос. Солнечный — завод Попова), также исчез и маршрут № 6 от ж/д вокзала до Нефтяников. В 2008 году закрыли маршрут № 9 от Московки-2 до Солнечного. Общее количество машин в троллейбусном депо сократилось до 217.

Тролза-5275.05 «Оптима»

Годы работы: 2014 — настоящее время

Первый маршрут: № 4 (ж/д вокзал — ОНПЗ)

В 10 новых троллейбусах «Тролза» работал Wi-Fi, но очень недолго
Источник:

До недавней поры последнее обновление в троллейбусном парке. В 2014 году Омск закупил 10 низкопольных троллейбусов от завода «Тролза». Эти троллейбусы удалось купить дешевле, чем они стоят на самом деле: каждый стоил 5,5 миллиона рублей, в то время как их обычная цена составляла 7 миллионов. Машины оборудованы системой автономного хода, а в салонах работал (очень недолго) Wi-Fi. Все они были отправлены на маршрут № 4 (ж/д вокзал — ОНПЗ), кроме того, туда же перевели и ЛиАЗы, поэтому он полностью состоял из новых троллейбусов.

Этот троллейбус за время шестилетней эксплуатации уже успели перекрасить
Источник:

Тем временем в троллейбусной сети Омска снова произошли перемены. В 2013 году троллейбусное депо № 2 перестало существовать как отдельный субъект, объединившись с депо № 1, а впоследствии и вовсе закрылось. В апреле 2014 года закрылся маршрут № 11 (ж/д вокзал — Гашека). В 2016 году прекращено движение по маршруту № 8 (Гашека — пос. Юбилейный), так как не хватало подвижного состава. В следующем году после постройки разворота возле остановки «ДК Малунцева» на проспекте Мира запущен укороченный вариант маршрута (Юбилейный — ДК имени Малунцева), но затем его закрыли окончательно. В этом же году на разворотной площадке в Солнечном организовали пункт выпуска троллейбусов — там находятся машины, работающие на маршрутах № 7, 16 и 67.

ПКТС-6281 «Адмирал»

Годы работы: 2020 — настоящее время

Новые «Адмиралы» уже вовсю работают на маршруте № 4
Источник:

В конце мая этого года стало известно, что в Омск приедут сразу 33 новых троллейбуса — большую часть затрат (60%) на них закрыли с помощью федеральной субсидии, остальные расходы оказались на плечах МП «Электрический транспорт». Позднее выяснилось, что новые низкопольные троллейбусы будут стоить 921 миллион рублей. Машины «Адмирал» от энгельсского ПК «Транспортные системы» начали привозить в конце сентября. 1 ноября состоялась презентация 16 новых машин на Соборной площади — они будут работать на маршруте № 4 (ж/д вокзал — ОНПЗ). Остальные 17 троллейбусов, которые привезут в Омск до конца ноября, отправятся на маршрут № 3 (ж/д вокзал — пос. Чкаловский). Эти маршруты станут магистральными — троллейбусы должны будут ездить с интервалом в 10 минут с 06:00 до 23:00.

Задняя площадка троллейбуса выглядит необычно
Источник:

Вместимость нового троллейбуса составляет 96 человек, в нем есть наружная система видеоконтроля посадки-высадки пассажиров, в салоне — экраны с маршрутами, расписанием движения и другой полезной информацией, Wi-Fi, USB-разъемы для зарядки телефонов и система климат-контроля. Кроме того, двери троллейбуса оснащены системой «антиход» — если двери не закрыты или закрыты не полностью, машина не начнет движение. Троллейбус оснащен и автономным ходом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
ТОП 5
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления