Водитель Олег Петров, работающий на маршруте № 95 (СТЦ «МЕГА» — строительный рынок «Южный»), разместил в группе «Омск | Автобусы ВК» видео о том, что конечные остановки на этом маршруте не оборудованы туалетами. На трёх видеозаписях водитель последовательно изучает остановки «Строительный рынок "Южный"» и «СТЦ "МЕГА"», искренне удивляясь тому, что туалетов на них нет, а затем обращается к руководству ПАТП № 8.
Мы решили выяснить, действительно ли водители сталкиваются с такими проблемами на конечных остановках, и для начала отправились к строительному рынку «Южный». Водитель и кондуктор одного из автобусов подтвердили, что туалетов на этой остановке нет, поэтому им приходится идти на территорию ПАТП № 4, которое находится по соседству с рынком, примерно в пяти минутах ходьбы. Только вот у водителей и кондукторов зачастую нет времени на то, чтобы отправиться в такое путешествие. Кстати, раньше конечная остановка находилась именно возле пассажирского предприятия, но в сентябре прошлого года по просьбам омичей маршрут автобуса продлили до строительного рынка.
— Хотелось бы, [чтобы на остановке был туалет], особенно вечером, когда всё закрыто. У «МЕГИ» нет времени останавливаться — там кольцевой маршрут, нужно ехать дальше. Днём подъезжаем прямо к предприятию — вот сейчас обед, мы выбрали момент, а потом как придётся. Если же времени нет, то и думать об этом не приходится. У нас же ещё и люди здесь на остановке, бросить их мы не можем, поэтому нам не очень удобно, особенно женщинам, — пояснила кондуктор.
На разворотной площадке конечной остановки на улице Гашека, расположенной в километре от строительного рынка, есть павильон с экспресс-кафе, в котором водители могут не только перекусить, но и сходить в туалет — это обойдётся в 10 рублей. Таким образом, в месяц у водителя будет уходить около 320 рублей при условии, что рабочий график «два через два», а туалетом он будет пользоваться дважды в день. Водители автобуса № 47 заявили, что им на этой остановке очень удобно, а на второй конечной маршрута они могут пользоваться туалетами рынка.
— Всё у нас тут есть — еда, туалет. Спорим друг с другом только из-за времени выхода в рейс, — пояснил один из водителей.
Намного эмоциональнее высказался водитель автобуса № 116 (Малунцева — пос. Береговой). По его словам, такие проблемы с конечными остановками — обычное для города дело.
— 30 лет я работаю, и за это время ничего не меняется, бесполезно говорить об этом. Думаете, вы первые и вы последние поднимаете эту тему? У нас тут (конечная остановка «Посёлок Береговой». — Прим. ред.) ещё хорошо, нас в магазине в туалет пускают. На «Нефтезаводе» нет туалетов, на «Исполкоме» (остановка «Малунцева» — Прим. ред.) даже в пенсионный фонд не пускают. По всему городу такие проблемы, — заявил мужчина.
В чём же дело? Почему во время рабочей смены на одной конечной водители вынуждены бежать до своего предприятия, а на второй — платить за туалет? А как же быть с теми конечными, рядом с которыми вообще нет никакой цивилизации? Мы решили разобраться в том, кто отвечает за оборудование туалетами разворотных площадок на конечных остановках, и вообще существует ли такая ответственность.
Держать ответ первыми пришлось руководству ПАТП № 8, поскольку именно к его представителю обращался водитель Олег Петров в своём видео. Директор предприятия Виталий Маслик пояснил NGS55.RU, что установка туалетов на конечных остановках не входит в их полномочия.
— На самом деле проблема существует, но это не мы строим туалеты, разворотные площадки не наши. Это департамент городского хозяйства и управление дорожного хозяйства. Мы не оборудуем остановки ни вдоль маршрутов, ни конечные, мы просто по дорогам ездим, останавливаемся, а остальное не к нам, — рассказал Виталий Маслик.
В пресс-службе управления дорожного хозяйства и благоустройства также сообщили о том, что не занимаются этим вопросом. В пресс-службе департамента транспорта NGS55.RU пояснили, что в законодательстве не прописано, кто должен заниматься оборудованием разворотных площадок на конечных остановках. Официальный комментарий в департаменте пообещали подготовить позднее, но в течение пяти дней NGS55.RU так и не получил ответа на вопрос.
Частные перевозчики на свой страх и риск могут оборудовать разворотные площадки туалетами. Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян объяснил, почему доброе дело может сыграть злую шутку с перевозчиком.
— Думать обо всех этих вопросах должен не тот, кто возит. Мы, конечно, это организуем — ставим на конечных [туалеты], но при любом желании нам за самоуправство могут ввалить по самое не хочу. Служб-то много: землёй занимается департамент имущественных отношений, уборкой занимается департамент городского хозяйства и управление дорожного хозяйства и благоустройства, заказывает перевозки департамент транспорта, а штрафы выписывает административно-техническая инспекция. Всё это под одним брендом — администрация. Мы на свой страх и риск это делаем, но это до первого принятия санкционного решения — в таком случае мы сразу всё это уберём, — рассказал Владимир Геворгян.
Поэтому в нынешней ситуации водителям остаётся надеяться лишь на своего перевозчика или на то, что отношение властей к этой проблеме изменится, и найдётся ведомство, которое возьмёт на себя ответственность за оборудование туалетов на конечных и уход за ними.