Теплоход «Композитор Алябьев» уже давно может считаться своеобразным символом Омска. К плаваниям он не годится и стоит в затоне у левого берега Иртыша, но, несмотря на это, представляет собой очень интересное зрелище — особенно внутри. Мы решили узнать побольше о судьбе теплохода.
Для начала выяснилось, что с технической точки зрения это дизель-электроход: судно снабжено дизельным четырёхтактным бескомпрессорным реверсивным двигателем. «Композитор Алябьев» был построен в 1957 году в рамках третьей серии проекта 785АА в Чехословакии, на заводе Slovenske Lodenice в городе Комарно (современная Словакия). В общей сложности в этой серии было 36 кораблей, которые получали свои названия сначала в честь союзных республик, а потом — в честь композиторов. «Россия», «Украина» и так далее вплоть до «Эстонии» сошли со стапелей в 1952–1955 годах, а потом пришла очередь «Антона Рубинштейна», «Чайковского», «Мусоргского» и т. д.
Интересно, что «Украина» уже через год после выпуска сгорела, и её название перешло к другому судну того же типа, позже переименованному в «Булгарию» и получившему печальную известность в 2011 году. Этот теплоход затонул в Куйбышевском водохранилище, и тогда погибло 122 человека.
Принимать «Композитора Алябьева» в Комарно прибыли капитан Темнов и механик Арбеков. В открытых источниках можно найти описание судна при приёмке:
— Корпус судна прочный и может эксплуатироваться в условиях водохранилища. […] Управление главными электромоторами производится с капитанского мостика, из рулевой рубки, а также в самом машинном отделении. Имеются два музыкальных салона, два ресторана, каюты первого и второго классов — двухместные, а в третьем они оборудованы по типу купейных вагонов. В каждой каюте первого и второго классов кровать-диван, раздвижной стол, настольная лампа, вентилятор, умывальник с горячей и холодной водой. Прогулочные палубы обставлены плетёными креслами и шезлонгами. Хорошо оснащены и камбузы судна. Они располагают электроплитами с духовыми шкафами, электрокотлом для варки первых блюд, универсальными кухонными машинами, выполняющими три операции: чистку картофеля, замес теста и приготовление мясного фарша.
По максимуму теплоход мог вместить 443 пассажира, при этом спальных мест там было 259; команда должна была включать 47 человек. Из Чехословакии «Композитор Алябьев», как и его «собратья», спустился по Дунаю (ходовые рубки на время этого путешествия разобрали, чтобы суда могли проходить под речными мостами) и остался на отстой в Измаиле до весны 1959 года. Потом он обогнул Европу, следом за ледоколом прошёл Баренцево и Карское моря и в августе того же года вошёл в Обскую губу. 23 сентября «Композитора Алябьева» и «Композитора Балакирева» встретили в Дубровино, на подходе к Новосибирску. Уже в октябре теплоход отправился на новую зимовку — на Бердский рейд.
В 1960 году «Композитора Алябьева» поставили на туристическую линию по Оби: Новосибирск — Камень-на-Оби — Новосибирск — Тобольск. Всего за сезон он делал пять рейсов и перевозил около 1200 отдыхающих.
— Внешне он выглядел великолепно, — вспоминает один из участников такого плавания. — Весь белый... Внутри было ещё лучше: полированное дерево, ковры, зеркала, два салона, два ресторана. В ресторанах хрусталь, мельхиор, фарфоровые сервизы с вензелями «Композитор Алябьев». Такие же вензеля были вытканы на салфетках, скатертях, постельном белье.
Изначально теплоход предназначался для перевозки иностранных туристов — с этим и могло быть связано описанное великолепие, казавшееся советским людям 60-х годов настоящей роскошью. Пейзажи, которые могли увидеть туристы, не уступали «алябьевским» интерьерам.
— Показать было что, — вспоминает тот же турист, — белые ночи, громадные кедры, заросли цветущей черёмухи, незабудки, ирисы, жарки, саранки, орхидеи. Стаи лебедей.Тысячи птиц гнездились на отмелях, в траве, в береговых обрывах. Из Обской губы шла на нерест рыба: лососёвые, сиги, нельма, муксун. За час стоянки неводом набирали 10–15 вёдер отборной рыбы.
Однако долго обские плавания «Алябьева» не продлились: вскоре он был передан Иртышскому пароходству. Именно в это время были открыты месторождения нефти и газа на Севере, а потому речное судоходство резко активизировалось. Вверх по течению Иртыша и Оби везли сырую нефть, вниз — стройматериалы. А у «Композитора Алябьева» в новое время появились новые задачи.
— Теплоход работал как плавучая поликлиника, — объяснил бывший директор Иртышского пароходства Иван Яновский. — На нём проходили медицинские осмотры…
Такую роль «Алябьев» играл до 90-х годов, когда стал жертвой своего возраста и коммерческой реорганизации. Какое-то время он использовался как стоечная база дома отдыха, а потом был списан.
— Мы его передали в своё время, как бы его не порезали уже, — констатировал Яновский.
Однако «Алябьева» не «порезали»: он дотянул до наших дней. В интернете можно найти сообщения, что на на какое-то время его переименовывали в «Макаренко» и «Святую Елену», но это определённо не так: «Макаренко» — теплоход другого типа, построенный в том же году. В 2009 году «Алябьева» купила частная компания, решившая отреставировать его и использовать по назначению. Восстановительные работы действительно начались, но теплоход так и не вернулся в строй.
Долго ли ещё стоять «Алябьеву» у иртышского берега, неизвестно.