Лютеранская церковь в Омске, которая находится на улице Рождественского, давно стала одним из самых узнаваемых зданий в городе. Здесь проходят концерты классической, этнической и джазовой музыки, лекции, экскурсии и богослужения. Двери лютеранской церкви открыты для всех независимо от статуса, национального происхождения и вероисповедания. Однако не все омичи про это знают.
Корреспондент NGS55.RU Анастасия Чеснокова и фотограф Евгений Софийчук решили узнать особенности омской лютеранской церкви, а также чем она отличается от православной. Им удалось посмотреть, как здание выглядит изнутри и где находится дверь, которая ведет на крышу башни с колоколом.
Крест без Христа
Лютеранская церковь будто состоит из отдельных домиков, что-то подобное можно видеть в голландских и немецких городах. Здание построено в неоготическом стиле: натуральные материалы — кирпич и дерево, продуманное естественное освещение через обычные и мансардные окна. Внутри церковь разделена на два крыла. В одном расположены помещения для проведения служб, а в другом — административный корпус.
Исповедальной в лютеранской церкви нет. Исповедаться можно либо в основном зале, либо в лекционном классе. Вместо икон — алтарные картины. Во время литургии и проповеди прихожане сидят, поэтому в церкви в несколько рядов стоят скамейки.
Главное место или, как говорит заместитель епископа ЦРО Евангелическо-Лютеранской церкви Сибири, Урала и Дальнего Востока Владимир Виноградов, «сердце» церкви — это алтарь. В отличие от православной церкви, здесь он открытый.
— Для нас это действительно такое место освящения, место богослужения, куда обращен наш взгляд, — отметил Владимир Виноградов.
В середине алтаря расположен большой крест. Это общий символ христианства. Если в православии он восьмиконечный и с фигурой Иисуса Христа, то в лютеранской церкви — чаще всего простой латинский крест и без изображения. Библия на алтаре всегда открыта. Это символизирует то, что Слово Божие доступно всем. Каждый верующий лютеранин может ее почитать. Украшают алтарь также две свечи. Они стоят друг напротив друга по левую и правую сторону от креста. Горят они только во время службы.
Еще одна отличительная особенность кирхи — это живые цветы, которые устанавливают на святом престоле. Они выступают как символ жизни.
— Каждая деталь на алтаре несет в себе сакральный смысл, — говорит пастор Владимир.
Трудно не заметить и особую ткань, покрывающую алтарь. Это парамент. В зависимости от того, какой сейчас праздник или период в литургическом календаре, цвет парамента меняется. Он может быть белый, красный, фиолетовый, зеленый и черный. Например, зеленый цвет — самый распространенный. Он используется в межпраздничное время. На параментах изображены разные символы, которые напрямую говорят об Иисусе Христе — вифлеемские ясли, крест, терновый венец, буквы греческого алфавита «альфа» и «омега», виноградная гроздь, колосья и др.
— Альфа и омега — это символ Иисуса Христа. Виноградная гроздь — Иисус Христос говорит: «Я есть виноградная лоза», и также колоски: «Я есть хлеб жизни», — добавил заместитель епископа.
В углу алтарной части есть купель. Во время крещения ее ставят перед алтарем. Лютеране погружаются в воду не полностью. Их окропляют, то есть брызгают святой водой. Возвышается над полом позади алтаря триптих — картина, состоящая из трех частей. Она была написана специально для церкви омским художником Сергеем Александровым.
— Когда человек заходит в богослужебный зал, то первое, что он видит, — это образ встречающего Христа — он приглашает к себе в свой «Храм молитвы». Данный триптих стоит рассматривать как мини-Евангелие. Начиная с левой части триптиха, мы видим, как сверху вниз малыми изображениями повествуется история Рождества Иисуса Христа. Правый триптих следует прочитывать снизу вверх, на нем изображены события Страстной недели. Таким образом, левое и правое прочтение алтарного триптиха образуют параболу, в центре которой мы вновь видим Христа, воскресшего в третий день из мертвых, — добавил Владимир Виноградов.
Когда звучит колокол
На литургии прихожане церкви стоят во время чтений и молитв, сидят же они только во время проповеди. Литургию в лютеранской церкви сопровождает звучание органа. Одно из важных отличий церкви от православной — это диалог священника с прихожанами. То есть люди, которые находятся в зале во время службы, — не просто зрители или слушатели, а участники литургии. Слева и справа от алтаря висят небольшие дощечки с цифрами, указывающие на последовательность номеров духовных песен из специальных сборников.
— Во время богослужения у нас есть песенники, например, на русском языке там около 3 тысяч. Для того, чтобы легче находились гимны и на немецком, и на русском богослужении, выставляют их номера.
Как и в православной церкви, здесь имеется колокольня. Она расположена на башне. Чтобы туда добраться, нужно пройти множество крутых ступенек. Три колокола звенят в начале службы и в конце.
— У нас нет перезвонов, переливов, как это есть в православии. Традиционная часть — колокол звенит в начале богослужения и в завершение, — говорит замепископа.
Бесплатные таинства
Каждое воскресенье в церковном центре проходят две службы: на немецком языке в 10:00 и на русском — в 12:00. Мероприятие идет 1,5 часа. Как отмечает Владимир Виноградов, в среднем службу посещают около 80 прихожан.
В лютеранской церкви нет обязательных пожертвований. Все таинства и обряды бесплатны.
— Многие приходят и задают первый вопрос: «Сколько у вас стоит покреститься?» Мы говорим, что это бесплатно. Но если есть возможность и желание, то мы, конечно, будем сильно благодарны, потому что такую большую церковь каким-то образом необходимо оплачивать. Мы будем благодарны за любое пожертвование. Например, когда у нас венчается пара, отец ведет к алтарю дочь. Так положено. То есть вот эти западные фильмы для нас — не фильмы, для нас это жизнь, — рассказал Виноградов.
Первая лютеранская церковь была заложена вместе с Омской крепостью в 1716 году, на том месте, где сейчас располагается здание музыкального театра. Однако кирха простояла недолго, поэтому церковные службы приходилось организовывать в других местах. Через 76 лет в Омске строят вторую подобную церковь имени Святой Екатерины из камня в стиле барокко. Она просуществовала на территории второй Омской крепости вплоть до 1930 года. В период гонений на все церкви России кирха Святой Екатерины была конфискована. Это религиозное сооружение конца 18-го века в Омске сохранилось по сей день. Сейчас там разместился музей Управления внутренних дел Омской области.
В 1941 году началась массовая депортация российских (советских) немцев в Сибирь, северные районы Казахстана и на Дальний Север. Уже после 1942-43 гг. на территории Омской области появлялись небольшие молитвенные общины, вынужденные собираться тайно из-за жестоких преследований.
Нынешняя лютеранская церковь возведена сравнительно недавно — в 1992 году состоялась закладка первого камня, а в 1994 прошло освящение нового церковного здания. Построена кирха на пожертвования лютеран из Германии по проекту немецкого архитектора Швигера и заслуженного архитектора РСФСР Каримова.
Ранее корреспондент NGS55.RU Анастасия Чеснокова прошлась по храмам Омска и узнала, сколько жители города платят за основные обряды. Где-то цены перевалили за несколько тысяч рублей.