В Омской области из-за пандемии коронавируса уже почти месяц действует режим повышенной готовности. Отменены массовые мероприятия, закрыты торговые центры, работа, учёба, развлечения по максимуму ушли в онлайн. 31 марта губернатор Александр Бурков рекомендовал омичам воздержаться от посещения и религиозных объектов. NGS55.RU узнал, как в новых условиях работают храмы, мечети и синагоги. Как выяснилось, все конфессии, кроме православных, временно закрыли двери для прихожан.
Имам-хатыб мечети «Хаир-Ихсан» Жаксылык Оспанов рассказал, что службы отменены с конца марта, мусульман накануне Рамадана консультируют через соцсети и по телефону. По его словам, верующие отнеслись к этим ограничениям спокойно.
— Люди ждали, что мусульмане воспримут запрет более агрессивно, будут паниковать. Нет, ровно наоборот. Никто никаких претензий не высказывал, все с пониманием отнеслись. Повлиял опыт других регионов — люди новости читают. Мы не первые: Москва, Казахстан. Саудовская Аравия закрылись, и люди уже морально были готовы, с лёгкостью это приняли, — отметил Жаксылык Оспанов.
Мусульмане соблюдают введённый в регионе режим самоизоляции. Похороны никто не отменял, но они стали менее массовыми. Имам предполагал, что эти ограничения будут сняты через два месяца, но сейчас такой уверенности уже нет.
— Мы всё равно меры предпринимаем. В соцсетях выпустили [обращение муфтия Духовного управления мусульман города Омска и Омской области Боты Бакулина], плюс пришло обращение муфтия Казахстана, чтобы в пятницу в определённый момент люди в своих домах обратились к Всевышнему, чтобы это [распространение коронавируса] прекратилось. На этой неделе хотим весь Коран прочитать на арабском — распределяем его части среди имамов. Всё-таки приближается месяц Рамадан, и мы бы хотели встретить его как положено, как обычно, — добавил Жаксылык Оспанов.
Имам отметил, что «люди устали морально», и пожелал им здоровья. Дух мусульман поддерживает в инстаграме Даулет Балтабаев, заместитель муфтия. Он регулярно выходит в прямой эфир с лекциями, посвящёнными, например, подготовке к месяцу обязательного для мусульман поста, приветствию в исламе или священной ночи Бараат.
Поговорить с пастором Евангелическо-лютеранской церкви Омска Евгением Филипповым не получилось. Как и мечеть, она временно закрыта. Трубку взял сторож.
— Дай бог вам здоровья! У нас карантин же. Хотели узнать, когда служба? Пока еще ничего не известно, никаких указаний. Всё закрыто, только я охраняю. Уже давно закрыто, с первого числа. Сами знаете, что в стране. Лучше подстраховаться, — рассказал мужчина. — Пастор наш богослужения онлайн проводит в интернете. Дай бог вам здоровья и чтобы быстрее эта чума ушла! Может я что не так говорю, но она стольких стран коснулась. Всего доброго вам! Здоровья, дай бог!
В иудейской общине Омска тоже никого нет.
— Мы на карантине. Не работает синагога. Ни молиться, ни праздников. С 28 марта закрыты. Все по домам молятся. Шаббат в основном, с пятницы на субботу молитвы, их можно проводить дома. В группе высылают молитвы, от раввина тексты, люди читают и молятся дома. Не знаю, как они к ограничениям относятся, я охранник. Сейчас никто не ходит, ни с кем не общаемся. Детский сад, лицей тоже закрыты, — ответил по телефону религиозной организации мужчина.
По его словам, председатель омской еврейской общины Геннадий Фридман сейчас находится в Израиле. Границы закрыты, и он не может вернуться в Россию. Распоряжения о работе синагоги поступают из Москвы, из Федерации еврейских общин. В столице синагоги также давно не работают.
Протоиерей Дмитрий Олихов рассказал NGS55.RU, что прихожан в православных храмах в последнее время стало гораздо меньше.
— Есть распоряжение губернатора, который рекомендовал гражданам воздержаться от посещения религиозных организаций. Эти рекомендации будут действовать вплоть до Пасхи, до 19 апреля, может быть, и дальше. Люди однозначно к этим рекомендациям прислушиваются. Конечно, людей стало меньше в храмах. Не то что меньше, их практически нет. Это дисциплинированное отношение людей к рекомендациям властей и дисциплинированное отношение религиозных организаций к рекомендациям властей, — заявил он.
Храмы продолжают работу, но с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм, заверил представитель Омской епархии. В частности, обрабатываются иконы, дверные ручки и т.п. Практикуются также онлайн-трансляции богослужений. В таком формате будет проходить и пасхальная служба.
— Священнослужители будут совершать свой пастырский долг. Это однозначно. Кроме этого, будет онлайн-трансляция пасхальной службы. Онлайн-трансляции уже проходят в большинстве храмов в течение последних двух недель, и они будут продолжаться. Мы не имеем права ограничивать в передвижении людей. Двери закрывать перед людьми на Пасху, если не будет соответствующего распоряжения, мы не будем. Служба будет, священники будут служить, — добавил протоиерей Дмитрий Олихов.
В ряде российских регионов в преддверии праздника Светлой Пасхи ограничили посещение храмов из-за угрозы распространения коронавируса. Патриарх Кирилл ещё в начале апреля призвал верующих молиться дома. И в этом году в храмах в Вербное воскресенье действительно было немноголюдно. Пока мусульмане и лютеране молятся о спасении мира дома, православные священники борются с «вредоносным поветрием» всеми доступными способами. Например, митрополит Владимир совершил автомобильный крестный ход вокруг Омска, а священник Омской епархии протоиерей Олег Цветков облетел город на сверхлёгком самолёте с Казанской иконой Божией Матери.