В начале апреля прокуратура Омской области рассказала о том, что жильцы десяти аварийных домов нуждаются в срочном расселении, но администрация города бездействует. Один из таких домов находится в Старом Кировске, на улице Авиагородок, 24. Расселить его должны были еще в конце 2022 года. Корреспонденты NGS55.RU отправились в Авиагородок, чтобы пообщаться с жильцами дома и взглянуть на него своими глазами.
Гостиница для летчиков
К подъезду ведет асфальтированная дорога. В районе двухэтажки уже подсохла земля и прошлогодняя трава, и скоро на территории проведут уборку. За порядком тут следит Михайловна — 76-летняя пенсионерка. Вообще она Галина Михайловна, но соседи зовут ее по отчеству. Пенсионерка выглянула из подъезда с двумя белыми пакетами, набитыми мусором. За ней на улицу выскочила пара котов.
— Пошел! — ругнулась бабушка на кота, ставшего на пути. А затем обернулась в нашу сторону. Мы задали ей вопрос: «Как живется в доме?»
— Всё сыплется кругом, бежит всё! Почти у всех потолки падали! — начала возмущаться она.
— А крысы, мыши есть? — спрашиваю.
— Бегают! Я их травлю лекарствами просроченными. Они напиваются, вылезают, и я их убиваю. Кошаки эти не ловят.
По ее словам, в советское время дом служил гостиницей для летчиков, а затем и общагой для сотрудников омского аэропорта. Построили здание в далеком 1956 году. Наша собеседница живет здесь около тридцати лет, и она также связана с аэропортом. Половину жизни женщина трудилась там уборщицей.
Если верить сайту «Правдом», здание строили в архитектурном стиле сталинский неоклассицизм. В наши дни оно действительно выглядит необычно. Фасад украшает своеобразная арка, которая возвышается над козырьком подъезда. Над аркой — небольшое ромбовидное окошко. Углам дома архитекторы в свое время тоже уделили внимание. На фоне здания они выделяются и цветом, и архитектурой.
Издалека дом, конечно, выглядит старым, но аварийным, на первый взгляд, назвать его сложно. Всё очевидно становится в тот момент, когда к нему подходишь вплотную. Дом с потрохами сдают местами разрушенный фундамент, трещины в стенах, обнаженная кладка с выпавшими кирпичами.
В 2018 году специалисты компании «Аналитика» обследовали здание на предмет аварийности. В заключении они указали, что физический износ двухэтажки составил 71%. Аварийным дом признали зимой 2019 года. В постановлении городской администрации даже указали время, до которого жильцов должны расселить — 31 декабря 2022 года. Но этого так и не случилось.
Экскурсия от балетмейстера
На первом этаже нас встретила другая жительница дома — Любовь. Она усмехнулась из-за того, что в последнее время их жилье стало востребовано, жаль, что только среди журналистов. Женщина пригласила нас прогуляться по дому. С этого момента мы словно стали посетителями музея, а Любовь — гидом. Около часа мы осматривали со всех сторон главный экспонат — умирающий дом.
Любовь рассказала, что более 35 лет работала балетмейстером во Дворце культуры Кировского округа, а среди ее соседей — и медики, и строители, и преподаватели. Это чтобы сразу отвести подозрения о том, что в доме живут только маргиналы.
Мы посетили душевую и туалет. Там одна из стен поросла грибком. Трубы протекают — давно заржавели и сгнили (часть труб жильцы меняли сами, за свои деньги). Потолки облуплены, на них видны трещины. Дом буквально расходится по швам.
Нашу экскурсию поставил на паузу мужчина, обратившись к Любови.
— Мы уже получили квартиру на Московке, — деловито сказал сосед. — Двухкомнатная, четвертый этаж. Но мы же муниципалы.
Любовь начала размышлять вслух. Полет ее мысли был примерно таким: «Если он получил такую квартиру, то какую выдадут мне?»
На втором этаже мы увидели те же самые проблемы: облупленную отделку, трещины, пятна на потолке. Сюда же можно добавить свисающую проводку и стойкий запах сырости. Примечательно, что люди решили увеличить свою жилплощадь за счет сокращения коридоров. Они выстроили стены из листов ОСБ и фанеры. Дополнительные метры Любовь использует под туалет и, кажется, кладовку.
Уехать, но остаться
Дом обслуживает управляющая компания «Левобережье». Ее работу жильцы оценивают по-разному. Одни говорят, что организация ничего не делает, другие, напротив, считают, что она помогает решать проблемы. Но сейчас фокус людей направлен на совсем иное: все просто ждут расселения. При этом далеко не каждому жильцу легко было свыкнуться с мыслью о том, что родной Старый Кировск придется покинуть.
— Я же занималась документами, — говорит Любовь. — Люди чуть в моську не били — не хотели уезжать. Они считают, что я закрутила-завертела, что я виновата. Я говорю: «Слушай, ну живите без нас, крыша свалится».
Сейчас Любовь, как и ее соседи, мечтает о квартире в новостройке. «Чтобы была новой, красивой и светлой». Людям хочется комфорта после жизни в разваливающемся доме. Второе желание, но тут уж как получится, — чтобы не пришлось кардинально менять локацию. Ведь в Кировском округе и родственники, и работа, и близкие душе улицы.
В городской администрации о расселении жильцов дома говорят, что он не попал в действующую программу. Сейчас жилье выдают тем людям, чьи дома признали аварийными в промежутке с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года.
— Дом № 24 по улице Авиагородок признан аварийным после 01.01.2017, поэтому не может быть расселен в рамках действующей региональной программы. В настоящее время расселение жильцов возможно во исполнение судебных решений, — отметили в мэрии.
Тем временем прокуратура Кировского округа уже обратилась в Центральный районный суд с иском. Ведомство требует обязать мэрию срочно расселить дом. Также стало известно о том, что СУ СКР по Омской области возбудило уголовное дело из-за халатности чиновников. Несмотря на жалобы людей на состояние дома, городская администрация бездействовала.