Напротив Омской ЦРБ на улице Малиновского стоит бетонный каркас — заброшенная стройка уже давно не подает признаков жизни и лишь пугает местных жителей. На первый взгляд можно предположить, что это какой-нибудь очередной недостроенный торговый центр, но оказывается, что назначение у этого объекта было социальное: строилось здание под поликлинику для жителей Омского района.
В 2007 году омская фирма «Строительно-монтажное управление-1 крупнопанельного домостроения» («ПКФ «СМУ-1 КПД») приступила к строительству четырехэтажной поликлиники на улице Малиновского. Предполагалась, что новое медучреждение присоединится к Омской центральной районной больнице, а ее пациентами станут жители Омского района. Амбулаторное лечение им приходилось проходить в больнице — отдельного здания для этих целей у них не было (и забегая вперед, скажем, что нет до сих пор).
Мы уже не раз убеждались в том, что объекты, которые начинали строить в 2007 году, становились долгостроями. И этот — не исключение. Процесс заглох к тому моменту, когда строители успели выполнить лишь монтаж каркаса здания с перекрытиями на двух этажах. В 2009 году главу «ПКФ "СМУ-1 КПД"» Юрия Заборовского арестовали: его обвинили в мошенничестве, а позже — в растрате денег дольщиков. Дело в том, что, помимо поликлиники, он строил в том же микрорайоне жилые дома. Компания заключила более 400 договоров долевого участия на строительство многоэтажек, но свои квартиры часть дольщиков так и не получила. А спустя еще год «ПКФ "СМУ-1 КПД"» признали банкротом. Кстати, сам Юрий Заборовский отправился за решетку лишь спустя 10 лет: в 2019 году его приговорили к пяти годам колонии.
Кто-то должен был позаботиться об участи заброшенного социального объекта. Но кто? Бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев, как оказалось, ничего о строящейся на улице Малиновского поликлинике не знал. В начале 2012 года на одном из заседаний губернатор заявил, что о ней даже не слышал и денег на ее строительство не выделял. Вот как цитировали главу региона «Коммерческие вести».
— Поликлинику, насколько я знаю, кроме бюджета, никакой сумасшедший инвестор или коммерсант строить не будет. Это фикция какая-то, мы ничего не знаем ни о какой поликлинике Омского района. Даже если это и пристройка, мы не финансировали этот объект, не давали субвенций Омскому району на строительство каких-либо пристроек. Нужно знать, для чего и кто это строил.
В процессе банкротства «ПКФ "СМУ-1 КПД"» недостроенное здание выставили на торги как часть конкурсной массы застройщика. Начальная цена объекта составляла около 20 миллионов рублей, но в итоге в 2015 году его с молотка выкупил за 5,85 миллиона рублей владелец сети ломбардов «Гаврош», а также учредитель специализирующейся на аренде недвижимости компании «Сибирский стандарт», десантник Евгений Казанцев.
— Передавая документы, я и не представлял себе, что всё это обернется бесконечным хождением по мукам. Я был уверен, что неправомочные документы через федеральную электронную площадку по продаже имущества пройти не могут. Это была официальная сделка. Но конкурсный управляющий не явился в юстицию на регистрацию, потом, когда мы снова подали на регистрацию, явился, но документы принес не все. А потом и вовсе канул в Лету, конкурсное производство закрылось, а имущество признали проданным, — вспоминает он.
Бизнесмен на протяжении нескольких лет неоднократно пытался доказать свое право собственности на этот недострой: сначала — в Росреестре, потом — через суд. Но все эти попытки были безуспешными. В апреле прошлого года судебная коллегия Восьмого арбитражного апелляционного суда снова отказала ему в праве зарегистрировать объект на себя.
Изначально договор, который был заключен между администрацией Омского района, Омской ЦРБ и «СМУ-1 КПД», был долевым, и в нём говорилось о комплексной застройке всего микрорайона. При этом, по словам Евгения Казанцева, документы, касающиеся земельного участка, а также разрешение на строительство оформлены не были — их надеялись оформить постфактум. В 2007 году эти же стороны заключили дополнительное соглашение на условиях соинвестирования. Де-факто собственник земельного участка (на тот момент это был Омский район) передавал землю для строительства в бессрочное пользование. Также по условиям документа, помимо поликлиники, застройщик должен был возвести на улице Малиновского четыре панельных десятиэтажных дома, а 10% от общей площади этого жилья — передать чиновникам.
— Через фирму «Кадастр-М» Омская область оптом передавала Минимущества сразу пачку медучреждений по всему региону. Они выполняли работу, исходя из кадастровых номеров и документов, которые находились в компьютере. Но вот незадача: наш объект незавершенного строительства на тот момент не был зарегистрирован в электронном виде! На место специалисты не выезжали, участок не видели, но оформили недострой на участке Омского района. Это было грубым нарушением, ведь на тот момент недострой находился на балансе «СМУ-1 КПД», — рассказал Евгений Казанцев.
В результате по документам земля под недостроем оказалась в собственности у Омской ЦРБ.
С 2015 года бизнесмену приходится оплачивать работу сторожа, который охраняет недострой, платить за электроэнергию, которая подведена к сторожевой будке, и за уборку территории.
— Бетонное ограждение падало, я вызывал трактор, чтобы его поправить. Опахивал территорию вокруг. Воровать там нечего, но сторожи должны следить за тем, чтобы на территорию не проникли дети. Но в 2019 году дети дождались, когда сторож ушел, забрались на недострой, и один ребенок сорвался и упал. Благо не разбился насмерть, но повредил шейные позвонки и сломал кость предплечья. Прокуратура начала в этом разбираться — искать ответственных. Я доказал, что объект полностью закрыт забором, залит солидолом и местами зашит колючей проволокой. Нарушений у нас не было, но в протоколе представитель надзорного органа несуществующие нарушения указал и решил выписать штраф 50 тысяч рублей Омской ЦРБ как собственнику участка, — рассказывает Евгений Казанцев.
Представители медучреждения решили оспорить штраф в суде, и суд в третьей инстанции установил, что платить штраф Омская ЦРБ не должна, поскольку собственником объекта она не является, а по документам о сделке и результатам торгов объект принадлежит Евгению Казанцеву, отвечать за него должен он. Тут бы обрадоваться — суд признал, что хозяином недостроя является покупатель объекта, но последний оказался «чемоданом без ручки», ведь собственность не оформлена, ничего делать с ней нельзя.
Евгений Казанцев и по сей день продолжает отстаивать свое право на недостроенное здание — очередной его иск в Арбитражном суде начали рассматривать с начала этого года. Степень готовности самой постройки сейчас составляет 59%. Бизнесмен говорит, что далеко уходить от изначального пути он не собирался: хотел достроить здание как медицинский объект. Как бывший афганец и заместитель председателя Союза десантников России, он предполагал передать права на строительство тому, кто согласится построить там медцентр с правом льготного обслуживания ветеранов войны в Афганистане и воинов-интернационалистов. Представители Союза десантников писали письма нынешнему и бывшему губернатору, но помощи от властей так и не добились.
— На текущий момент цена объекта, помимо той, что я заплатил на торгах, перевалила за 10 миллионов рублей. И я не прошу 100 миллионов, которые всё это сейчас стоит. Я не хочу наживаться на родном Омске. Мне бы вернуть деньги. Мы обращались и к новому министру здравоохранения Мураховскому, предлагали передать объект под достройку — сделать там детские отделения больницы. Экспертиза выявила, что сохранность объекта соблюдена и он готов к достройке. Но нам сказали, что денег на достройку нет.