В редакцию NGS55.RU обратилась омичка Лариса, жительница пятиэтажки на 4-й Транспортной, 50 в Октябрьском округе. Еще пять лет назад здание признали аварийным, а два года назад наш корреспондент приезжал в этот дом. Уже тогда были все предпосылки для того, чтобы расселить людей. Однако этого до сих пор не произошло, а состояние дома становится только хуже. Сейчас этаж и подвал одного из подъездов затоплены. Омичка боится, что здание ждет та же участь, что и дом на 20-го Партсъезда, 53, в котором в прошлом месяце обрушилась стена. Наши корреспонденты посетили дом на 4-й Транспортной, пообщались с жильцами и взглянули на затопленный первый этаж.
Черная дыра
Подъезд аварийного дома на 4-й Транспортной, 50 притягивает взгляд черной дырой вместо двери. Чуть дальше — затопленный первый этаж и подвал. Здание дало сильную усадку, и появился уклон. Но трубы в подвале не выдерживают крена и лопаются, дают свищи.
Нас встречает Лариса и ведет в дом. Внутри ситуация не лучше: отошедшая плитка, разбитые ступени, краски на стенах почти нет, окна выбиты, кругом грязь, нет света. Царит атмосфера заброшенного здания — по заплесневелым стенам сочится вода и стоит ужасный запах сырости. Влажно, холодно, темно.
— Я живу здесь с 2003 года, здесь давно всё осыпается, рушится, из скважин бегут крысы — наши частые гости, — рассказывает Лариса. — Ночью в подъездах нет света, приходится ходить с фонариками. Люди здесь постоянно болеют из-за высокой влажности и плесени. А на этажах, между прочим, живут маленькие дети. Представляете, в таких условиях.
Поднимаясь выше, автор несколько раз едва не упала на осыпавшихся ступенях — настолько они стали хрупкие. Некоторые из них всё еще держатся лишь благодаря подложенным кирпичам.
— Это жилье моей 88-летней бабушки Галины, она здесь уже около десяти лет, — рассказывает Дмитрий, отозвавшийся на наш стук. — Бабушка сейчас сильно болеет, а я за ней временно присматриваю. Если честно, плохо здесь живется. Если что-то сломалось, то приходится чинить за свой счет, управляющая компания от нас отказалась. Мышей периодически ловлю, тараканы тут, клопы.
Плесень и сырость
Комната Ларисы находится в другом подъезде. По пути к ней мы встречаем двоих жителей, которые рассказывают, что зимой в доме стены до третьего этажа покрываются инеем. А в прошлом году у них в комнате прорвало батарею, поэтому пришлось вызывать сантехника за свой счет.
Другой подъезд пятиэтажки не затоплен. Но в остальном нас ждет та же картина: на разбитых окнах пауки плетут паутины, а на счетчиках и стенах образовалась плесень. Ходить по лестницам страшно, потому что старые ступени крошатся под ногами. Но до квартиры Ларисы мы добрались без происшествий.
Женщина живет на третьем этаже. В секции обстановка несколько лучше, но почерневший из-за сырости туалет, бегающие по общему душу тараканы и неприятный запах тоже в наличии.
В своей комнате Лариса сразу же отодвигает стоящий в углу диван и показывает ловушки для тараканов. По ее словам, раз в полгода жильцы травят клопов и тараканов — приходится скидываться по 1300 рублей с комнаты.
— На самом деле, я бы хотела сдавать свою комнату. Но кто здесь захочет жить? За какие деньги? — задается вопросами женщина.
В доме чувствуется высокая влажность.
— Зимой особенно тяжело будет дышать. У меня соседки — пенсионерки, даже не представляю, каково им, — признается Лариса.
Аварийный, но не расселенный
Пятиэтажный дом на 4-й Транспортной, 50 признали аварийным еще в ноябре 2017 года. Его построили в далеком 1960 году, и с тех пор в нем не проводилось качественного ремонта. Несмотря на плачевное состояние, жильцов не расселяют, хотя обещали это сделать еще два года назад.
В постановлении городской администрации, копию которой рассылали жильцам, сообщается, что расселить людей из многоквартирных домов, указанных в приложении к документу, должны были до 31 декабря 2020 года. В список включен и дом на 4-й Транспортной, 50.
Однако в омской администрации NGS55.RU пояснили, что расселять в ближайшем будущем планируют те дома, которые признали аварийными с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Делается это по специальной программе, на которую выделяют деньги из Фонда содействия реформированию ЖКХ, регионального и местных бюджетов. Как итог, аварийный дом на 4-й Транспортной в этот список не вошел.
В мэрии заявили, что расселить жильцов смогут либо при выделении денег на жилье, признанное аварийным после 1 января 2017 года, либо по решению суда.
«Мы что, не люди?»
Когда мы вышли из аварийного дома, нас вдруг окликнул парень. Это был Павел — год назад он поселился в одном из ближайших домов. Он пожаловался на ужасное состояние своего жилья и предложил показать нам его.
Когда Павел только переехал, в общей кухне были лишь голые стены и два умывальника. Чтобы хоть как-то обустроить помещение, он за свой счет купил плиту, вызвал специалистов, которые подключили газ и установили бойлер.
По его словам, он старается сделать это место хотя бы немного пригодным для жизни. Но признается, что всегда приходится чем-то жертвовать. Например, из-за установленной в его комнате батареи проваливается пол, и оттуда лезет всякая живность. Постоянными «гостями» стали клопы, тараканы, двухвостки.
— Вон как предохраняюсь от них! — указал пальцем Павел. — Наклеиваю на дверную раму двусторонний скотч, а потом их ловлю. Видали?
Павел надеется, что до этого дома всё-таки доберутся. Многие пятиэтажки этого округа ветхие, построены в середине XX века, поэтому ремонтировать их уже бессмысленно.
— Тяжко жить. Мы что, не люди? — вздыхает Павел.
Как и другие жильцы, он тоже надеется поскорее съехать из разваливающихся зданий.