Все новости
Все новости

Под Омском возобновляют строительство гидроузла. Что мы узнали, побывав на объекте с подрядчиком и властями

Строителям предстоит привести объект в порядок и доделать его за два года

Голые бетон и металл — всё, чем может похвастать долгострой

Поделиться

В январе этого года федеральное правительство выделило 4 миллиарда рублей на достройку Красногорского гидроузла, еще около 600 миллионов взяли из казны Омской области. Спустя полгода объект наконец-то обзавелся подрядчиком — им стала московская компания «МежРегионСтрой» с портфелем контрактов более чем на 50 миллиардов рублей.

Спустя пару дней после заключения договора мы побывали на объекте, где пообщались о будущей стройке и с подрядчиком, и с представителями власти. Как сегодня выглядит объект, что Минприроды может ответить экологам, выступающим против стройки, и к какому моменту мы потенциально можем избавиться от одного из трех омских долгостроев — в материале NGS55.RU.

Гидроузел (точнее одна из его частей) с воздуха выглядит, как обычный порт

Гидроузел (точнее одна из его частей) с воздуха выглядит, как обычный порт

Поделиться

Три года поработали, и хватит

Для начала вкратце напомним, как гидроузел стал долгостроем. Впервые об обмелении Иртыша заговорили в начале нулевых, когда власти обеспокоились низким уровнем воды в реке и ее загрязненностью. Для решения проблемы начали искать деньги на строительство гидроузла, который сможет сдерживать воду. К 2011-му с одобрения федерального правительства и экс-губернатора области Леонида Полежаева стройка с оценочной стоимостью в 8,4 миллиарда началась. Под Красной Горкой закипела работа: реку между левым берегом и островом посередине перекрыли с обеих сторон земляными плотинами, а внутри образовавшейся ванны стали возводить водосливную плотину. В то же время на острове во всю его длину рыли судоходный шлюз. За три года подрядчик объекта «Мостовик» закончил первый этап строительства — левобережную часть гидроузла — на 53%. Однако к намеченному 300-летию города проект так и не запустили из-за банкротства «Мостовика».

С левого берега на остров к судоходному шлюзу можно добраться пешком, главное — смотреть под ноги

С левого берега на остров к судоходному шлюзу можно добраться пешком, главное — смотреть под ноги

Поделиться

«С инженерной точки зрения этот объект — игрушка»

В статусе долгостроя объект стоит уже восьмой год. За это время на его содержание потратили порядка 400 миллионов рублей. Сейчас на стройплощадке нет и намека на былое величие проекта: от городка рабочих осталось лишь несколько бытовок, неиспользованные конструкции и строительный мусор. Сам гидроузел выглядит не менее уныло. Из-за застоя воды ванна изнутри поросла камышом, а на спусках к воде можно ведрами собирать облепиху. Про траву, прорвавшуюся сквозь бетон, и ржавчину на металлоконструкциях даже не стоит говорить — это само собой разумеющееся.

Всё это добро теперь перешло в руки «МежРегионСтроя», которому необходимо начать работы уже 1 августа. Первым делом подрядчик возьмется за восстановление бетонных конструкций и осушение ванны. Параллельно с этим специалисты будут обновлять сведения о состоянии конструкций, исследования которых в последний раз проводили в 2018–2019 годах.

— В масштабах инженерного мышления объект очень интересен. Но не в масштабах объема, потому что у нашей компании объемов достаточно, — объясняет первый замгендиректора «МежРегионСтроя» Марат Арсланов. — У нас заказов на порядка 50 миллиардов рублей, и с точки зрения бизнеса он нам не особо интересен: 4 миллиарда — ну не критически. Во-вторых, такое лирическое отступление добавлю: я город Омск знаю с 1986 года, был долгое время с ним связан и долгое время работал с подрядчиками из этого города, лично знаю многих ваших известных людей — некоторых, к сожалению, уже нет. И когда мне сказали об объекте, я был одним из застрельщиков, который сказал: «Да, надо идти». Я понимаю проблему этого гидроузла: во-первых, это вечная проблема воды — Иртыш падает по уровню, и очень скоро получится так, что черпать воду мы будем со дна вместе с песком. Это проблема для 2,1 миллиона человек, которая всегда на грани безопасности. Гидроузел также связан с орошением: сельское хозяйство Омской области могло бы более активно развиваться, потому что это прекрасная климатическая зона. По-моему, даже арбузы могут вырасти за лето, не только картошка. Поэтому проблема с орошением бы тоже решилась.

Свою деятельность «МежРегионСтрой» начал в 2009 году. За это время, если верить первому заместителю гендиректора, организация неоднократно работала с газо- и нефтепроводными системами, возводила военные объекты и занималась объектами специального назначения федерального уровня (о них подрядчик даже не стал рассказывать, ссылаясь на гостайну). Поэтому, говорит первый замгендиректора, «с инженерной точки зрения этот объект — игрушка».

ООО «МежРегионСтрой» зарегистрировано в Москве в 2009 году, специализируется на строительстве промышленных объектов. На его счету — строительство нефтепровода Ванкор — Сузун, ремонт резервной нитки продуктопровода Сургут — Южный Балык, капитальный ремонт трассы М-2 «Крым», сейчас компания занимается в частности газификацией Курганской области. Выручка организации за 2021 год составила 286,1 миллиона рублей, чистая прибыль — почти 5,2 миллиона рублей. Генеральный директор и совладелец компании — Олег Кузнецов.

Окруженная река потихоньку превращается в болото

Окруженная река потихоньку превращается в болото

Поделиться

Эстетика «заброшек»

Эстетика «заброшек»

Поделиться

Стоит отметить, что те 4,6 миллиарда рублей, которые выделили из федерального и регионального бюджетов, не подарят омичам весь гидроузел сразу. Имеющиеся 53% готовности касаются только левобережной и судоходной частей. После завершения этих работ земляные плотины между берегом и островом будут размыты, а дно углублено. И только после этого будет перекрыто русло Иртыша по обратную сторону острова для начала второго этапа.

— Второй этап — правобережная часть — планируется до 2027-го. Тогда река будет полностью перекрыта, а сейчас она перекрыта лишь на 2/3 — и подъем воды сразу будет значительным. Это значит, что в целом увеличится судоходность Иртыша в сторону Казахстана. Сейчас она почти полностью нарушена из-за того, что корабли не могут проходить. А это огромная хозяйственная задача, плюс играют наши отношения с Казахстаном, — отмечает Арсланов.

По словам начальника производственно-технического отдела по строительству объектов Красногорского гидроузла Евгения Селезнёва, второй этап будет ничуть не легче первого.

— Строительство гидроузла разделено на два этапа: первый — это основные и второстепенные здания на земле. Второй этап представляет собой сооружение правобережной бетонной сливной плотины с рыбопропускным устройством, также огромная работа предстоит в ложе водохранилища. Сложной и интересной работы еще много, — объясняет Селезнёв.

Что же авторы намерены увидеть по итогу работ? Увеличение уровня воды в реке на протяжении 65 километров к ее истоку, благодаря чему промышленные предприятия, в том числе «Водоканал», смогут не опасаться за качество и количество забираемой воды, а суда — за проход по мелкому дну.

Если смотреть еще дальше, возникает вопрос, что же будет с уровнем воды за пределами гидроузла? По словам подрядчика, в целом ниже по течению проблемы нет — ненормальное состояние реки отмечается именно в нашем регионе. Однако он не исключает того, что в будущем возможно строительство целого комплекса гидроузлов дальше по течению Иртыша.

Уже к 26 июля из разных точек страны — Москвы, Владивостока, Ленинградской области и других — в Омск должны перебросить строительную технику и рабочих. Точное количество сил, которое будет задействовано в строительстве, в «МежРегионСтрое» раскрывать не стали. При этом известно, что у подрядчика имеется около 300 строительных машин, а численность штата составляет 1792 человека.

Марат Арсланов прилетел из Москвы, чтобы посовещаться с региональными властями

Марат Арсланов прилетел из Москвы, чтобы посовещаться с региональными властями

Поделиться

«Казахстан физически не может нам скидывать столько воды, сколько необходимо»

Несмотря на громкие заявления и приравнивание гидроузла к панацее, идею строительства гидроузла поддерживают далеко не все. Против его возведения в свое время выступал инженер-гидротехник Василий Фисенко. В статье «Последствия осуществления проекта строительства гидроузла на реке Иртыш в г. Омск» для сайта ОМ он заявлял, что Иртыш мелеет из-за чрезмерной добычи песка в реке, которую допускают сами власти.

— Обеспокоенность нехваткой питьевой воды на водозаборных сооружениях Омска возникла не из-за недостаточного расхода воды, проходящего через гидроствор Омского водомерного поста на Иртыше, а из-за ежегодного понижения бытовых отметок уровней воды в реке. А причиной этого является бесконтрольная и непродуманная ежегодная добыча строительного песка из Иртыша в черте всего Омска (50–60 км). Песок забирается в объемах тысячекратно больше того, чем он может восполняться за счет движущихся донных наносов по дну реки. В результате оголились набережные стенки на реке, многочисленные подводные переходы трубопроводов, речные причалы, — считает автор.

Еще один противник гидроузла, эколог Сергей Костарев отмечает, что объект только высасывает деньги из казны. Более того, по его мнению, строительство только приведет к тому, что Омск может остаться без питьевой воды, поскольку гидроузел соседствует с нефтяным трубопроводом и очистными сооружениями.

— Идея регулирования реки у омских властей появилась примерно в 2002–2004 году. Я тогда руководил бюро большого французско-российско-казахстанского проекта по исследованию Иртыша. Мы действительно убедились в том, что ситуация требует вмешательства, но предложили совсем другой вариант решения проблемы: договориться с Казахстаном, чтобы они отрегулировали попуск воды из своих водохранилищ. Немного позже они это сделали. Проблема заключалась не в том, что у нас слишком мало воды, а в том, что она регулировалась не совсем правильно для экологии реки <...> Выбранное под строительство место находится рядом с причалами нефтезавода — есть риск, что они разрушатся после изменения русла после плотины. Также перед плотиной находится рассеивающий выпуск городских очистных сооружений, что недопустимо. Речники тоже были против, мало того что проход плотины — это дорого, так еще в шлюз с такими габаритами ни один капитан судно загонять не будет, поскольку это опасно. Но самая большая проблема, которую может принести за собой строительство гидроузла, — загнивание Иртыша и Оми в летний период, — считает Сергей Костарев.

Шлюзы так и стоят вечно открытые

Шлюзы так и стоят вечно открытые

Поделиться

Баррикады омского долгостроя

Баррикады омского долгостроя

Поделиться

Первый замминистра природных ресурсов и экологии Омской области Сергей Палагута отвечает критикам тем, что на сегодняшний день и сам Казахстан испытывает проблемы с водой, поэтому вопрос нужно решать своими силами.

— Сегодня мы наблюдаем исторический минимум воды в реке в районе Омска за последние 22 года <…> Уровень воды в Иртыше зависит от попуска воды со стороны Казахстана, так как на его территории есть Бухтарминское и Шульбинское водохранилища. Бухтарминское — многолетнего регулирования, и там порядка 2,5 годового стока Иртыша содержится. По данным казахстанской стороны, они в этом году накопили воды в половину от объемов тех водохранилищ и, соответственно, они физически не могут нам скидывать столько воды, сколько необходимо <…> У нас уровень воды в Иртыше в весенний период, когда начинается паводок, достаточно длительное время превышает значения, которые сейчас запроектированы при строительстве гидроузла. Плотина будет переливная и будет пропускать необходимое количество воды без какой-либо задержки. Соответственно, опасения о том, что вода будет цвести в реке или другие застойные явления будут развиваться, не соответствуют действительности.

По заверениям замглавы Минприроды, для стройки нет никаких препятствий

По заверениям замглавы Минприроды, для стройки нет никаких препятствий

Поделиться

Что будет дальше

Пока на левой стороне реки будет идти достройка гидроузла, региональное правительство вновь планирует обратиться к федеральным властям за деньгами на строительство второго этапа — правобережной плотины.

— Обсудили сейчас с коллегами вопрос, что нам необходимо в ближайшее время выделять деньги либо работать с федеральным центром для выделения средств на проектирование второго этапа — это занимает порядка двух лет. Поэтому, чтобы нам не останавливать стройку, мы должны к 2024 году запроектировать второй этап и переходить к нему, чтобы объект функционировал, — подытожил министр транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антон Заев.

Отметим, что на возведение объекта уже потратили 10,8 миллиарда рублей (с учетом недавних 4,6 миллиарда). Строительство второго этапа, по оценкам властей, обойдется еще в 5,7 миллиарда. Завершить первый этап «МежРегионСтрою» нужно до апреля 2024 года, а весь комплекс хотят доделать к 2027-му.

С Новым годом! И в новом году — побольше бетона! Дед Мороз

С Новым годом! И в новом году — побольше бетона! Дед Мороз

Поделиться

По теме

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter