В начале мая после многолетней реконструкции на углу Любинского проспекта в Омске снова заработает гостиница «Россия». Это событие если не историческое, то точно знаковое. Зданию-памятнику, в котором в разные годы работали кружки Дворца труда, военный госпиталь и офисы, вернули первоначальное предназначение. Рассказываем, как строилась самая фешенебельная в начале XX века гостиница Омска и как ее реконструировали в веке XXI.
Тогда
Идея открыть гостиницу в центре города принадлежала купцу Георгию Терехову, отхватившему на торгах участок в бывшей Любиной роще. Проектировал трехэтажное здание известный архитектор Илиодор Хворинов, по чертежам которого на рассвете 1900-х строился драматический театр на другом конце Любинского проспекта. Окончательный облик гостиница обрела после продажи скотопромышленнику Григорию Грязнову, когда ее эклектичные фасады с элементами рококо и неорусского стиля обильно украсили лепным декором.
Но не только удачное расположение — «центрее некуда» — обеспечивало «России» стабильный поток состоятельных клиентов. В каждом из 40 номеров была ванная комната — невиданная по тем временам роскошь. Только номера были не однокомнатными, как сейчас, а трех-пятикомнатными. Георгий Терехов также не поскупился на дубовый паркет, дорогую мебель, персидские ковры и, по данным краеведа Ивана Шихатова, даже на фонтан в вестибюле.
Одни из самых известных постояльцев гостиницы — министры военного правительства Александра Колчака, поэт Константин Бальмонт и писатель Ярослав Гашек. Правда, номеров, в которых они жили, больше не существует. Пока в здании располагался Дворец труда (номера отдали под кружки в 1924 году), первоначальную планировку удавалось сохранить, но во время Великой Отечественной войны, когда бывшую гостиницу приспособили под госпиталь, она была безвозвратно утрачена.
Гостиница снова возобновила работу в 1949 году под вывеской «Октябрь». Номеров стало больше (70), удобств — меньше (ванные убрали). В 2000-х часть комнат и вовсе сдали под офисы, а после пожара, который затронул все три этажа, мэрия Омска решила избавиться от проблемного актива.
Сейчас
Здание в 2011 году за 46 миллионов рублей купило ООО «Юлис» Ларисы Саетгараевой. Но, по словам управляющей гостиницей Татьяны Кенжибаевой, активная фаза реконструкции началась около пяти лет назад. Много времени заняла бумажная работа — от разработки проекта до его согласования в Министерстве культуры Омской области — и демонтаж.
— Самовольничать мы не могли — проектная документация утверждалась на уровне Министерства культуры и проходила жесткое согласование, — отметила Татьяна Кенжибаева. — Была полная реконструкция здания в связи с тем, что за 100 лет пожарные нормы полностью изменились. Все деревянные перекрытия были снесены. Мы стояли на первом этаже и видели кровлю. Стены между комнатами были как из дранки, две доски, а между ними засыпан шлак. Несколько КАМАЗов шлака отсюда вывезли.
И без того масштабная реконструкция осложнялась тем, что собственник кафе «Подвальчик», которое работало в том же здании, отрезал гостиницу от всех коммуникаций и их пришлось строить заново.
— Когда я приехала сюда 5 лет назад, здесь не было даже холодной воды. Рабочие таскали воду, попросили летний водопровод с «Перцев». Собственник решил, что будем делать всё свое. Теперь у нас вода своя, канализация своя, отопление свое, не зависящее от остального здания, — рассказала управляющая гостиницей.
По словам Татьяны Кенжибаевой, вариант, что интерьер гостиницы будет современным, даже не рассматривался. Классический стиль диктовала и лестница с коваными перилами по рисункам Илиодора Хворинова, и парные ионические колонны, и лепнина, которая чудом сохранилась на стенах лестничной клетки на уровне третьего этажа.
В «России» много хрусталя (в некоторых номерах им даже расшиты покрывала), дерева и декора ручной работы. Почти всё привезли в Омск из Казахстана. Управляющая отмечает, что в гостинице не найти двух одинаковых номеров. Они отличаются геометрией (на третьем этаже есть комната с семью углами вместо привычных четырех), мебелью, цветовой гаммой. Даже прикроватные светильники во всех номерах разные.
Всего на двух этажах гостиницы расположились 47 номеров и ресторан, на первом — только ресепшен с лобби. В улучшенных есть балкончик с видом на Любинский проспект, который не спит даже ночью. Один такой номер, в котором окна выходят и на улицу Партизанскую, оформили специально для новобрачных. Он самый светлый и нарядный — кровать застелена белоснежным покрывалом с рюшами.
Отдельной статьей расходов была шумоизоляция. За стеной в западном крыле здания находится органный зал, но, по словам управляющей гостиницей, бесплатно послушать концерт постояльцам не удастся. Хотя мы как раз оказались в последнем по коридору номере во время репетиции и хотим сказать, что филармония может гордиться своей акустикой. У Татьяны Кенжибаевой свой повод для гордости.
— Для меня самое сложное было вернуть гостинице историческое название, установить вывеску на крыше. Мы согласовывали с Министерством культуры цвет букв, формат, цвет. Долго этим занимались, — призналась она.