Недвижимость Заброшенный Омск подробности Особняк со столетней историей: какие загадки хранит доходный дом на Красногвардейской

Особняк со столетней историей: какие загадки хранит доходный дом на Красногвардейской

В годы Великой Отечественной войны в здании неподалеку от ТЦ «Омский» работал радиокомитет

Здание получило статус объекта культурного наследия в 1989 году

Здание доходного дома И. Л. Купермана — памятник архитектуры регионального значения — было выставлено на торги в марте 2021 года. Владелец сети офтальмологических центров «Омикрон» Александр Падар предложил за объект культурного наследия 9,72 миллиона рублей, но он был единственным участником, поэтому торги решили провести повторно. Как и у любого архитектурного памятника, у здания по адресу Красногвардейская, 63 есть свои секреты, в которых разбирался NGS55.RU.

Доходный дом был построен еще в 1914 году

Архитектура


Двухэтажный особняк И. Л. Купермана находится в самом центре города, в 100 метрах от торгового центра «Омский». Площадь здания превышает 490 кв. м, а земельный участок под зданием составляет 810 кв. м.

До революции на главном фасаде здания было три двери: первая вела в лавку в правом крыле, вторая — на парадную лестницу на второй этаж, а третья — на первый этаж. Иными словами, отдельными помещениями можно было пользоваться обособленно. Такое строение было характерно для доходных домов. У здания не было единой функции, владелец мог сдавать его внаем частями. Со временем облик доходного дома менялся. В нем появились архитектурные особенности, о которых рассказал заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов. По его словам, есть несколько моментов, которые для него по сей день остаются загадкой.

Омский радиокомитет в военные годы

Обычно, когда дом возводят единовременно и не перестраивают, конструктивные и декоративные элементы в нем единообразны. Но правое крыло первого этажа здания выбивается из общей картины — одно из окон узкое. Там была лавка с прямоугольными окнами, перекрытыми металлическими перемычками. В остальной части дома окна арочные, перекрытые клинчатыми кирпичными перемычками. Получается, на одном фасаде есть конструктивно разные проёмы. Значит, дом либо строился не единовременно, либо перестраивался.

Узкое окно могло служить входом в лавку на первом этаже

В центральной входной группе здания было две двери: левая вела в помещения первого этажа, правая — на второй этаж, к изолированной парадной лестнице. Позже дверь на лестницу заложили, и вход у здания стал общим. Над центральной входной группой был большой балкон, от которого сохранились лишь остатки балок. Балкон одновременно играл роль козырька над дверью. О нем напоминает и окно над входом: оно больше других проёмов второго этажа, и сразу понятно, что изначально это была дверь на балкон, но когда его срезали, она буквально стала вести в никуда.

Когда-то здесь был балкон

— Дом еще интересен тем, что на парапетных столбиках есть просечные подзоры, то есть вырезанные из жести декоративные детали, — они уцелели, — рассказывает краевед. ­— А был еще просечной подзор на центральном фронтоне, когда-то такой элемент был очень распространенным, но сейчас он почти нигде не сохранился.

Рассматривая дом, можно заметить интересные детали

Если смотреть на фасад дома, то заметно, что левое крыло со стороны двора пристраивалось, вероятнее всего, в ранний советский период, до войны. Пристройка выполнена более грубо, чем всё остальное здание. Видно, что архитектурные детали формально одни и те же, они повторяются, но выложены уже с небрежностью.

При возведении пристройки рабочие не стремились повторить историческое архитектурное решение

Еще одна особенность здания — оштукатуренные наличники. Непонятно, в связи с чем остановились на таком решении. Под окнами есть ниши, но они намного уже самих окон, а в некоторых местах смещены относительно оси проёмов.

— Исходя из исторической архитектурной логики, предки так не поступали. У меня возникла версия, что окна изначально были уже, а потом их могли растесать, в связи с чем выложили новые обрамления, новые наличники. Выложили грубо, а чтобы грубость скрыть, решили оштукатурить. Скорее всего, это случилось вынужденно, в ходе бытования дома при одной из перестроек. Но даже если окна перестраивали, это делали относительно корректно, потому что были прецеденты в советское время, когда это делали, не обращая внимания на архитектуру дома. Очевидно, что в доме есть ряд загадок, что он не сразу приобрел такой вид, есть утраты, следы переделок, которые вызывают вопросы и даже недоумение, — заключил Игорь Коновалов.

Дом пережил множество перестроек, в том числе меняли обрамления окон

История


Но кроме архитектурных загадок у дома И. Л. Купермана есть еще и необычная история. Во время Великой Отечественной войны в здании располагался Омский радиокомитет.

— Раньше это здание было доходным домом и сдавалось под гостиницу, — рассказал омский краевед Владимир Панасенков. — Рядом находился Центральный базар, поэтому там было удобно останавливаться.

Центральный базар, 20-е годы

С 1939 по 1964 годы в здании находился Омский радиокомитет. В небольшом особняке умещались все: и руководство комитета, и студия, и архив, и монтажная. Центральная аппаратная размещалась на втором этаже.

Радиокомитет продолжал свою работу и в военный период. Из Москвы транслировался голос Левитана, который передавался на радиостанцию РВ-49. Это была эвакуированная из Москвы в 1941 году радиостанция имени ВЦСПС. Ее запустили в старом здании тракторной станции в районе деревни Захламино. Во время войны оттуда доносились все сводки и оперативные сообщения.

Радиовышка в Захламино, 1966 год

Радио захватывало всю Омскую область, частично Тюменскую область и немного Новосибирскую, а также юг Казахстана. Сигнал передавали из Москвы, иногда по телефонным сетям, иногда ловили центральную радиостанцию и транслировали через омскую РВ-49, а комитет осуществлял общее руководство. Там же находилась студия, готовили местные передачи, выступали дикторы, крутили пластинки, в том числе записи гимна, по окончанию передач. По воспоминаниям журналиста Бориса Тюлькова, когда проходил победный салют, на крышу поднялись с микрофоном, чтобы записать его звуки.

Митинг у драмтеатра 9 мая 1945 года, омичи слушают слова диктора о победе

Наши дни


В последнее время здание пустовало. Но если у него появится новый собственник, дом ждет очередной исторический этап. В пресс-службе регионального министерства культуры нам сообщили, что сейчас здание в федеральной собственности. У объекта культурного наследия под названием «Здание, 1914 г.» есть охранное обязательство, которое собственник (неважно, частное лицо или организация) обязан соблюдать. Ему придется провести реставрацию фасадов и кровли, отремонтировать помещения, но обязательно руководствуясь проектной документацией, прошедшей историко-культурную экспертизу.

Не все могут оценить значимость постройки
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления