Вечером 16 марта из стены общежития, которое находится на проспекте Мира, 88б, начал вываливаться кирпич. Здание и раньше выглядело не очень презентабельно на фоне остальных пятиэтажек. Теперь общежитие похоже на крепость, которую атаковали с помощью стенобитных машин. Кирпичи вывалились с торца здания до уровня второго этажа, одна из оконных рам треснула, а в стене образовалась щель, сквозь которую пролазит рука. Обвал привлёк внимание не только жильцов общежития. Они этому не очень удивились — по их словам, это было ожидаемо. А проходящие мимо люди останавливались и разглядывали пробоину, охая и фотографируя последствия обрушения на телефоны. Один из мужчин даже специально завернул к дому на машине, чтобы прямо из неё сфотографировать дыру в стене. Корреспондент NGS5.RU Александр Зубов решил тоже не стоять в стороне и разобраться в случившемся.
Стена привлекала внимание прохожих. Некоторые из них останавливались и подолгу разглядывали её. К ним подходили недоумевающие знакомые, которые сначала не понимали, куда смотрят их друзья.
— У меня раньше тут знакомая работала. Полы мыла. Теперь там даже не убираются, потому что не платит никто. Эта общага никому не нужна. Там ужас один. А стена эта, где рухнуло всё, там то ли душевые, то ли прачка, в общем сырело всё, сделано тяп-ляп, а никто не ремонтирует. Ужас, конечно, как они там живут? Думаешь, что у тебя дом не очень, а вот так посмотришь, так я еще и хорошо живу, — поделилась одна из женщин, засмотревшихся на стену.
Я подошёл поближе и рассмотрел обвал кирпичной кладки. Непонятно, как уцелела деревянная оконная рама. В стене остался только один слой кирпича внутренней отделки. Выглядело всё опасно и ненадёжно, ведь если обрушится и он, это может привести к обрушению всей стены. Тем более что над окнами третьего этажа кладка тоже частично выпала.
Я отправился посмотреть, как обстоят дела внутри общежития. Встретившийся мне у подъезда мужчина сначала внимательно меня осмотрел, но узнав, что я из прессы, решил поговорить.
— Тут никогда ничего не делалось. Сколько дому лет — никогда ремонта не было. Вон там, с угла, откуда ты пришёл, там на третьем этаже душевые. Их изнутри сделали нормально, а внутри стены с трубами накосячили. Там влажность сильная, стена может обвалиться. Она нависает прямо уже.
— Так стена уже обвалилась. Я потому и приехал.
— Как так? Правда что ли?
— Смотрите. (Показываю фото.)
— Охххх, ёёёёёёёёё!!!
Оказывается, мужчина, представившийся Сергеем, давно заметил, что стена может обвалиться. В момент обвала он был не дома и даже не знал о случившемся. Он объяснил, что обслуживающая компания «Омскдомсервис» давно знала об угрозе обрушения, но не предпринимала никаких шагов, так как в общежитии живет много должников.
— Я говорил им, что стена выпадет. Посмотри, там и выше кирпич вываливается. Он и по низу трескается. Скоро весь дом рухнет, — сказал Сергей.
Мужчина остался рассматривать стену, а я всё же решил войти внутрь.
В здании находится участковый пункт полиции. Я поинтересовался у дежурившего в нём полицейского, что произошло, но он лишь объяснил, что это не его участок.
— Главное, без жертв обошлось. А так, я ничего не знаю, — сказал страж порядка.
Вход в общежитие выглядит не очень презентабельно и напоминает то ли негритянское гетто, то ли Братиславу из фильма «Евротур». Поломанные лавочки, старые диваны. Над входом в общежитие опасно закреплен навес. Он явно держится из последних сил, но, я надеюсь, не станет следовать примеру стены.
Внутри это классическое общежитие, большинство жильцов которого — квартиросъёмщики. Приехал, пожил, уехал. Зачем наводить порядок и следить за чужим домом? Кто-то даже решил вырвать прутья из решётки. На стене смешное граффити со сперматозоидом. В общем, образцовый подъезд.
Одна из местных жительниц согласилась показать мне коридор дома с той стороны, где обрушилась стена. Оказалось, что в этом крыле живут две девушки и женщина. А помещение, где треснула оконная рама, нежилое.
— Там раньше участковые сидели, потом они переехали, мастерская какая-то была. Вон, видите, стену заложили. Там пару лет назад кипяток прорвало. Очень долго внутрь не могли попасть, дверь вскрывали, чтобы воду остановить. Сейчас там никто не работает, но помещение кому-то принадлежит. Есть собственник, — рассказала Валентина Александровна.
Пенсионерка показала мне состояние местной прачечной и душевой.
— Да это еще нормально. И хуже бывает, — отреагировала она на мой удивлённый возглас.
— Раньше здесь хоть как-то за порядком следили, убирались, жильцы сами смотрели. А сейчас никому ничего не нужно. Одни квартиранты. А им ничего не нужно. И жилищной компании ничего не нужно. Они абсолютно ничего не делают. Даже косметического ремонта не могут сделать. Про состояние стены им писали, всё им было известно. Вот, дождались огласки, когда рухнуло. Я дома была в момент обрушения. Потрясло слегка совсем, а потом такой звук, будто вода бежит. Я сначала даже не поняла, что к чему, — вспомнила Валентина Александровна.
Вход в помещение был огорожен, а дверь хранит на себе следы взлома, и, судя по всему, не одного.
— Всё в «Омскдомсервис» знали. Мы давно переживаем за состояние дома, вызывали комиссию. Приезжала женщина какая-то из ЖКХ. Она сказала, что проверяющий был. Она говорит — эта стена ещё десять лет простоит. Вот, простояла. Тут вообще весь дом по швам трещит. Стены по низу точно так же обрушиваются кусками. Тут такие деньги собирали на ремонт крыльца, на лампочки. Можно было новый дом построить. И ничего нет. Посмотрите, в каком всё состоянии. На пятом этаже темнотища. Лампочки сами вкручиваем. Вернее, вкручивали. Сейчас там сгорело всё. Крышу нужно ремонтировать, она в ужасном состоянии, ремонта никогда не было. Весной, во время дождей, мы с тазиками сидим. И в коридоре, и в квартирах. Тут даже одну квартиру постоянно перепродают, потому что там по стене вода течёт. Капает постоянно. Льёт прямо на счётчики в коридоре. Когда-нибудь здесь всё сгорит или обрушится. Нас крайними сделают, и всё. Мы вот ремонт нормальный не можем сделать. Смысл? Если с крыши льёт, — поделились Елена и Сергей, живущие на пятом этаже общежития.
Они показали места, где вода течёт наиболее интенсивно, то есть как раз там, где проходит электропроводка.
В одном из мест вода стекала прямо по проводам.
— У нас электрики боятся работать. Даже не суются туда. Все провода мокрые. Приезжают, говорят: «Вам нужно всё менять». А ЖКХ нет дела, — рассказала Елена.
Мне посоветовали пообщаться и с жильцами квартир на третьем этаже. Дверь в тамбур мне открыла собственница одной из комнат. Она сразу же сказала, что все стараются следить за домом в меру своих возможностей, но сил только жильцов явно недостаточно.
— Вот, посмотрите — у нас всё хорошо. Всё в плитке. Мы следим, делаем ремонт, — рассказала женщина.
Она представилась Еленой и призналась, что сегодня соседям пришлось её успокаивать.
— У меня квартира ближайшая к пролому. Я боюсь очень. Я собственница. Мне некуда идти. Я увидела, что там на обломках сегодня стояла женщина, фотографировала. Из «Омскдомсервиса» она. Я подошла к ней, вежливо спросила, когда починят нам всё. А она на меня наорала, как на алкашку какую-то. Говорит, давай мне 250 тысяч, я тебе починю. Я ей сказала, что пойду заявление писать в её компанию. Она в ответ: иди, пиши! И всё громко, чуть ли ни матом, и на ты. Я так переживала, расплакалась. Меня соседи успокаивали. Сколько мы уже обращались к ним. Они ничего делать не хотят. Потому что должники есть. Но я-то не должник! Почему я должна страдать? Я всё плачу! Пусть находят способы, как собрать, и чинят всё. Как так жить — в любой момент всё может обрушиться. А тут же дети маленькие, пожилые люди. Тут всё из-за дерева, которое буквально лежит на доме. Оно сейчас, по зиме, не видно. А летом сразу заметно, как стена закрыта постоянно, стена не просыхает, вода не уходит. Мы просили кронировать, они ничего не делают. Мы бы уже сами ветки обрубили, но это же незаконно, — поделилась омичка.
— На указанном доме произошло разрушение кирпичной кладки и её частичное обрушение в торце дома, где расположены душевые комнаты. Возможно, из-за ненадлежащего содержания сетей водоснабжения или водоотведения длительное время происходило намокание кирпичной кладки, и как следствие — случилось ее разрушение из-за размораживания. В настоящее время управляющая компания огородила прилегающую к дому территорию во избежание человеческих жертв или повреждения чужого имущества, также ограничен доступ в эти душевые комнаты. В администрации города решается вопрос по возможному финансированию работ по устранению аварийной ситуации. По поручению мэра города Омска Оксаны Фадиной прорабатывается два варианта восстановления стены жилого дома: в рамках региональной программы капитального ремонта за счет средств регионального оператора или за счет средств бюджета города Омска из резервного фонда по аналогии с аварийной ситуацией на доме № 55 по улице 20-го Партсъезда, — прокомментировал замдиректора департамента городского хозяйства администрации города Николай Машков.
Под видом местного жителя я позвонил в «Омскдомсервис» и узнал, что стоит ждать жильцам общежития.
— В ближайшее время начнутся восстановительные работы. Вкладку восстановят, а дерево кронируют. Не переживайте. Скоро всё исправят, — сообщила оператор.