У остановки магазина «Жемчужина», где сегодня по плану должны были собраться люди на несанкционированном митинге в поддержку задержанного Алексея Навального, еще за 30 минут до начала можно было увидеть достаточно много полицейских.
Пока протестующих было мало, полицейские подходили к ожидающим людям и спокойно объясняли, что тут сегодня делать нечего и лучше бы пойти домой — заняться своими делами. Вот и ко мне с фотографом Еленой Латыповой подошел полицейский.
— Что представляете? Где ваши документы? — задает он нам вполне себе предсказуемые вопросы.
Мы полностью готовы, показываем пресс-карты и будто бы сразу теряем для него интерес. А вот парню, стоявшему рядом с нами, кажется, повезло меньше. Документа у него не было, и сказать, чем закончилась его история, очень сложно. Надеюсь, что хорошо.
— А что сегодня здесь? — спросил мужчина, который, похоже, и в самом деле не в курсе, почему к этому месту приковано столько внимания. Но сегодня он явно в меньшинстве, потому что остальные знают. И те, кто ожидают начала митинга, и обычные прохожие, и проезжающие водители.
Чуть дальше от остановки были припаркованы полицейские автобусы. Через некоторое время в них будут «паковать» первых задержанных. Теплые остановки, кстати, закрыли — согреться в них людям не удалось. Вообще согреться где-то сегодня было задачей не из простых, поэтому сибирский мороз одолевал людей гораздо быстрее. А у одного из магазинов внезапно не оказалось входной дверной ручки.
— Вы что-нибудь собираетесь покупать?! Из-за вас другие люди зайти не могут! — заявила мне продавщица из киоска, в который я зашел отправить сообщение в редакцию.
К двум часам назначенное место было забито настолько, что протолкнуться было сложно. Поначалу люди ждали будто чего-то, что должно было захватить их в едином порыве. И дождались. Предсказуемо или нет, но старт шествию послужили развешанные кем-то на удочке синие трусы. Толпа сразу весело зашумела и оживилась.
Люди начали скандировать разные лозунги — «Навальному свободу!», «Мы здесь власть!», «Позор!», и это же стало сигналом действия для полицейских — одного за другим они начали выдергивать из толпы и уводить к тоскливо ожидающим автобусам. Кто-то пытался сопротивляться, будто бы веря, что стражи порядка внезапно передумают, кто-то принял свою участь смиренно.
Минут через сорок после начала митинга люди двинулись с места. Конечным пунктом должен был послужить Успенский кафедральный собор. К нему многочисленная толпа двинулась по улице Ленина. Проезжающие мимо водители сигналили, а люди продолжали скандировать лозунги.
— Вот вы, журналисты, надеюсь, нормально всё напишете, а не как «те», — обращается ко мне мужчина лет пятидесяти. Правда, кого он имел в виду под словом «те», не сказал.
Вообще к журналистам было приковано особое внимание. О том, какое издание я представляю, меня спросили три человека.
Возле храма людей уже ждали — и полиция, и Росгвардия. Под повторяющееся требование покинуть незаконный митинг силовики вновь начали задерживать людей. Уводили и мужчин, и женщин. Напряжение нарастало. Несколько полицейских, пытаясь задержать мужчину, оказались зажаты в плотном кругу из протестующих. Вытащить мужчину им не удалось, пришлось выбираться самим с криками: «Расступитесь!» Спустя некоторое время мешанина из протестующих и полицейских распределилась на две стороны. Первые заняли верх лестницы на площади, а вторые, спустившись вниз, образовали цепь.
Внезапно слышу дребезг стекла и не совсем понимаю, что произошло. Осколок бутылки под моей ногой дал понять — кто-то явно с целью провокации кинул в полицейских бутылку. Правда, активных действий это особо не вызвало. В течение получаса протестующие люди пытались как-то обращаться к полицейским — в ход шли лозунги, в которых их просили перейти на другую сторону, а сотрудники полиции в это время ждали.
— Вот как так получилось, что полиция против народа? — назойливо вопрошал один из прохожих.
— Полиция — не против народа! — сердито отрезал офицер.
В итоге протестующие начали расходиться — кто-то замерз и пошел греться, кто-то устал и отправился домой следить за новостями из других регионов. Некоторые еще оставались, но не знали, что делать дальше. Территорию храма от сомневающихся тогда начали зачищать полицейские: выстроились цепью и двинулись вперед. Спустя короткое время местность стала напоминать себя утреннюю — как будто бы здесь ничего и не было.
По последним данным от ОВД-инфо, на момент написания статьи было задержано 13 человек. Официальной информации по задержанным от МВД пока еще нет, хотя есть число протестующих — 500 человек. Отметим, что координатора штаба Навального в Омске Ольгу Картавцеву ранее задержали и выписали штраф в размере 20 тысяч рублей за призыв к незаконному митингу. Сегодня утром ее задержали снова на выходе из дома.