Сегодня, 17 декабря, президент России Владимир Путин проведет традиционную пресс-конференцию для журналистов. В этом году из-за пандемии коронавируса мероприятие пройдет в онлайн-формате и по новым правилам. На пресс-конференцию аккредитованы восемь представителей омских СМИ, но пока не известно, удастся ли кому-либо из них задать вопрос президенту, — как оказалось, для наших журналистов это очень сложная задача. NGS55.RU решил вспомнить, кому из представителей омской прессы удалось достучаться до главы государства за последние 10 лет.
2011 год — Инна Сальникова («Омск-Информ»)
В те далекие времена президентом России был Дмитрий Медведев, и в 2011 году он впервые решил провести пресс-конференцию в «путинском» формате (в 2009 и 2010 годах больших встреч с журналистами не было). На встречу с президентом отправилась главный редактор РИА «Омск-Информ» Инна Сальникова. Она спросила президента о том, как будет развиваться железнодорожное сообщение в Сибири. Дмитрий Медведев отметил, что в Сибири необходимо развивать скоростное железнодорожное сообщение, а также региональные авиаперевозки — в этом направлении работают две государственные программы.
2012 год — Инна Сальникова («Коммерческие вести»)
Повторить успех Инне Сальниковой удалось и на следующий год, правда, уже в качестве главного редактора «Коммерческих вестей». По иронии судьбы первая большая пресс-конференция с журналистами стала для Медведева единственной, и в 2012 году ее вел уже Владимир Путин, который вернулся на пост президента. Инна Сальникова задала вопрос о выборах губернаторов:
— Скажите, почему Москва так боится этих выборов и почему настолько не доверяет своему населению, мы ведь выбираем президента?
На это Владимир Путин ответил, что вокруг этого вопроса они «пляшут много-много лет» и лично он за прямые выборы губернаторов. Но это может вылиться в межэтнические конфликты в некоторых регионах.
— У нас многонациональный состав везде, но титульная нация одна — допустим, в основном русское население. Не надо отбирать у людей это право, надо всё это пообсуждать и, безусловно, за такими субъектами, как ваш, сохранить это право, — добавил Владимир Путин.
2013 год — Николай Зусик («12 канал»)
Корреспондент «12 канала» Николай Зусик спросил у Владимира Путина об особых экономических зонах в Сибири — тогда в их число не вошла Западная Сибирь.
— В таком шикарном, я считаю, очень хорошем сибирском городе, как Омск, конечно, надо подумать над развитием инфраструктуры, не только подумать, но и поработать как следует, — отметил Путин.
По его словам, Западная Сибирь может получить зоны опережающего развития, затраты на создание инфраструктуры в которых государство будет компенсировать.
— Но Западная Сибирь — на нее вполне могут и должны быть распространены другие предложения, изложенные в этом же послании, а именно предложения, касающиеся создания территории опережающего развития, создания индустриальных парков, свободных зон, — заявил президент.
Кроме того, Николай Зусик успел поднять проблему с метро (на этот вопрос президент со смехом ответил, что денег нет), а также пригласил Путина на празднование 300-летия Омска. Спустя несколько часов после пресс-конференции корреспонденту предложили работу в дирекции информационных программ ВГТРК, и он согласился. По словам Зусика, предложение поступило от заместителя гендиректора ВГТРК Евгения Ревенко.
2014–2018 годы: время затишья
После вопроса от Николая Зусика омские журналисты на протяжении пяти лет не могли получить слово на пресс-конференциях. При этом привлечь внимание Путина они пытались разными способами: в 2014 году корреспондент «12 канала» Денис Иовлев приехал в футболке с надписью «Не пытайтесь покинуть Омск» и фотографией уплывающей по Иртышу на льдине собаки, а в следующем году его коллега Юлия Ковыршина сделала плакат с надписью «Из Сибири с просьбой о любви» с нарисованной плачущей девушкой. В 2016 году Владимир Путин обратил внимание на плакат корреспондента Первого городского телеканала Марии Козловой с надписью «А возле Кремля есть пивнушки?» и заочно ответил на этот вопрос.
— Не знаю, как возле Кремля, но рядом со школами, детскими учреждениями точно не должно быть. Такие решения приняты, нельзя только, чтобы они размывались. Дальше продолжать напряженную, многоплановую работу в связи с алкоголизацией населения, — заявил президент.
2019 год: Ольга Коробова («АиФ в Омске»)
Лишь спустя шесть лет молчание омских журналистов на президентских пресс-конференциях удалось прервать. Свой вопрос удалось задать главному редактору газеты «АиФ в Омске» Ольге Коробовой. Интересно, что даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил — Омску давно не давали возможности высказаться.
Ольга Коробова задала вопрос про миграцию и демографию Зауралья, Сибири и в частности Омска. Она вспомнила меры поддержки Дальнего Востока и спросила, нельзя ли сделать аналог дальневосточной ипотеки в 2% в Сибири.
— Здорово, что сделали дальневосточный гектар, дальневосточную ипотеку. Но точно так же из Сибири народ уезжает в безразмерную Москву, в безразмерный Питер. Было бы замечательно, если бы подобные меры [внедряли в Омске], именно ипотека, чтобы у нас оставались молодые, умные, талантливые люди от 30 до 45. Чтобы они оставались, имели возможность взять жилье. Не рассматриваются ли такие вопросы касательно Сибири, Зауралья и конкретно Омска? — поделилась Ольга Коробова.
Президент ответил, что подобные меры для Дальнего Востока ввели из-за депопуляции, которая происходит гораздо быстрее, чем в других регионах. По словам Путина, сначала нужно в полном объеме реализовать все планы там, а затем переходить к другим регионам.
— Часть мер поддержки в области демографии уже сейчас будем распространять на Зауралье. Это касается мер поддержки семей с детьми, в частности тех, где появляется третий ребенок. Что касается других мер, в частности 2-процентной ипотеки, то в принципе всё это возможно, но нам нужно посмотреть, как это пойдет на Дальнем Востоке, сколько это будет стоить, какое количество людей будет обращаться за этой мерой поддержки, посчитать бюджетные расходы и на ясном глазу уже принимать дальнейшие решения, — ответил президент.