На сайте омского парламента недавно появилась информация о доходах депутатов за 2018 год, и выяснилось, что с этой точки зрения горсовет наполнен контрастами. Сразу стоит уточнить: мы не знаем, какая у каждого конкретного депутата зарплата. Закон не обязывает уточнять характер доходов в декларациях, так что, если какой-то парламентарий стал заметно богаче в денежном исчислении, это может означать, что он просто что-то продал. С другой стороны, наличие собственности, которую можно выгодно продать, — тоже показатель достатка, так что декларации в любом случае очень информативны.
По результатам 2018 года получается, что миллионеров (депутатов, чьи доходы превысили один миллион рублей) в горсовете сейчас 23, на два больше, чем год назад. Несколько парламентариев вступило в этот клуб, несколько — вышло. Максимальную «мобильность» демонстрирует глава фракции «Справедливой России» Владимир Гуселетов, который в 2016 году заработал или получил 8 миллионов 754 тысячи рублей, в 2017-м, на который приходится его избрание, скатился до 343 тысяч, а в 2018-м поднялся до 10 миллионов 842 тысяч. Получается, что его доходы выросли почти в 30 раз.
— Ничего страшного там не произошло, — объяснил Гуселетов корреспонденту NGS55.RU по телефону. — Просто я продал некоторые свои активы. Так что это остатки былой роскоши.
Самый богатый депутат, Юрий Федотов, получил меньший доход, чем годом ранее (44 миллиона против 48), но и этого достаточно, чтобы лидировать с поистине драматическим отрывом: даже у Георгия Архипова и Виталия Путинцева «всего» по 19 миллионов. Кстати, эти двое разбогатели — на четыре и пять миллионов в год соответственно.
Самая бедная из депутатов, Светлана Ивченко, задекларировала доход в 108 тысяч рублей. Получается, это даже меньше прожиточного минимума, который, если использовать данные четвёртого квартала, превысил 113 тысяч; и в 400 раз меньше доходов Федотова.
Ещё пять человек обретаются в своеобразном депутатском чистилище: их доход меньше официальной средней зарплаты для Омской области. По данным Омскстата, в нашем регионе в конце 2018 года зарабатывали в среднем чуть больше 32 тысяч рублей в месяц — но помощник депутата Заксобрания Иван Федин имеет всего 29 тысяч, а безработный Алексей Сокин — меньше 23. Ещё год назад оба эти парламентария могли считаться миллионерами. На их фоне позитивную динамику демонстрирует в самом низу таблицы Кирилл Курятников, студент медицинского университета: в 2017-м три с половиной тысячи, в 2018-м — 11 с половиной.
Другой горсоветовский бедняк — Дмитрий Сахань, демонстративно покинувший после избрания пост директора фирмы «Кедр» (она обрела печальную известность из-за своих планов строительства в парке культуры и отдыха): в 2018 году он заработал 209 тысяч рублей, а в 2017-м — и того меньше, 98 тысяч. Наконец, безработная Елена Кокорина стала за последний год богаче: 7 тысяч рублей в месяц превратились в 17.
У основной части депутатов всё хорошо. Особенно уверенно могут себя чувствовать депутаты на зарплате, которых всего четверо. У инженера «Омскэлектро» Алексея Ложкина доходы выросли с 813 тысяч до 1 миллиона 564 тысяч (именно в 2018 году он начал получать зарплату как депутат); у главного «единоросса» Юрия Тетянникова, первого вице-спикера горсовета, прибавилось больше 400 тысяч дохода (теперь это 3 миллиона 394 тысячи в год или 283 тысячи в месяц).
Простой вице-спикер Андрей Ткачук несколько обеднел (2 миллиона 265 тысяч против 3 миллионов 182 тысяч годом ранее), но это можно считать исключением, подтверждающим правило. Тем более что спикер Владимир Корбут стал богаче: в 2017 году его доходы составляли 3 миллиона 194 тысячи рублей, а в 2018-м — уже 4 миллиона 97 тысяч. Депутатом и главой парламента Корбут стал осенью 2017 года, так что теперь появились первые данные, по которым можно определить степень щедрости по отношению к нему городского бюджета. Как уже писал NGS55.RU, сам спикер обнародовать эту информацию отказался, а один из его оппонентов говорил о 400-тысячной зарплате.