9 апреля исполнится ровно 14 лет со дня исчезновения маленькой омички Даши Некрасовой. Даша пропала весной 2008 года. После уроков она вышла из школы № 46 на улице Бородина, и с тех пор ее больше никто не видел. На момент исчезновения Даше было 11 лет. Накануне, 31 марта, стало известно о том, что Следственный комитет возобновил уголовное дело по факту ее пропажи. NGS55.RU рассказывает всё, что известно об этой истории.
После уроков
Улыбчивая и жизнерадостная девочка Даша Некрасова жила вместе со своей семьей в микрорайоне Заозерный неподалеку от Первомайского рынка. Школьница занималась баскетболом, была прилежным и послушным ребенком. 9 апреля 2008 года она, как обычно, отправилась в школу к восьми часам утра. Уроки у Даши в тот день закончились в 13:30. После занятий девочка должна была направиться домой, чтобы пообедать и захватить форму для тренировки по баскетболу. Она покинула здание школы после шестого урока. Больше Дашу никто не видел.
— В тот день ничего не предвещало беды. Обычное утро, мы собирались в школу. Последний раз я видела Дашку в 8 утра перед началом уроков. Тогда у меня было пять уроков, а у нее — шесть. После школы я по привычке пошла домой, чтоб навести порядок и приготовить форму для Дашкиной тренировки. После уроков она ходила на занятия по баскетболу. Она очень любила баскетбол, а я откладывала карманные деньги, чтоб подарить ей новый мяч. Приготовив для нее обед и сложив на кровати форму, я по привычке пошла на подготовительные курсы. Пока ехала до места занятий, я звонила Дашке на сотовый, чтоб узнать, всё ли в порядке, но трубку она не брала. Я не придала этому значения, так как у нее еще были уроки и она отключала звук, — спустя несколько лет расскажет о событиях того дня старшая сестра Даши, Юлия Некрасова.
Юлия снова попыталась дозвониться до младшей сестры и на этот раз уже не услышала гудков — телефон был выключен. Никто не брал трубку, когда Юля и ее мама набирали номер домашнего телефона. Вернувшись домой, Юлия увидела, что Дашина спортивная форма лежит на кровати нетронутой. Вместе с мамой она начала обзванивать Дашиных одноклассников, предполагая, что после уроков девочка зашла в гости к кому-то из школьных приятелей, но это не дало результата. Семья обратилась в полицию. Вскоре в воздух взлетел вертолет — пока девочку искали с воздуха, несколько сотен милиционеров патрулировали окрестности микрорайона. Обследовали гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и стройки. Неподалеку от школы следователи нашли разломанный пополам сотовый телефон, который принадлежал Даше. Больше никаких зацепок.
— Дальше последовали три месяца без сна. По городу пошла информационная волна с кучей сплетен, слухов, недоговорок и вранья. Из популярного: «Дашина мама — сотрудник милиции, вот и подняли шумиху», «Да она к бабушке пошла, в Большекулачье», «Да ее отец забрал к себе жить в другой город», «Украли цыгане» и прочее. Бред, — рассказывала Юлия Некрасова спустя пять лет после исчезновения сестры.
Губернатор обещал награду в полмиллиона
Омичи наверняка помнят, что объявления о пропаже школьницы были развешаны по всему городу, в том числе и в общественном транспорте. Губернатор Омской области Леонид Полежаев объявлял вознаграждение в 500 тысяч рублей за достоверную информацию о том, где находится девочка.
— Родители не обращались к губернатору. Возможно, он не остался равнодушным к нашей беде, потому что эта история вызвала широкий общественный резонанс. Ведь в то время зарождалась эпоха соцсетей, информация о поисках Даши очень быстро распространялась. Многие люди присоединялись к поискам и подключали к этому своих знакомых. Кроме того, шумиха вокруг исчезновения Даши разгорелась еще и потому, что для нашего вполне благополучного района она прозвучала как гром среди ясного неба, — рассказывает Юлия Некрасова.
По факту исчезновения пятиклассницы было возбуждено уголовное дело об убийстве. Силовики отрабатывали самые разные версии и даже обращались к ясновидящим. Семья Некрасовых рассказывала о поисках Даши в программе «Жди меня» и искала помощи на шоу «Битва экстрасенсов».
— Поначалу было много бредовых версий по поводу исчезновения Даши — проверяли всех родственников, предполагали, что ее украли и увезли в другую страну. Никакая из этих версий в итоге не подтвердилась. Наверное, именно поэтому дело и было закрыто в 2014 году — спустя шесть лет после того, как моя сестра пропала. Возможно, следствие зашло в тупик, но, даже несмотря на это, полицейский Руслан Моисеев всегда был с нами на связи и проверял сообщения, которые я получала от разных людей по поводу местонахождения Даши, — рассказывает Юлия Некрасова.
Дело возобновили спустя 14 лет
По словам Юлии Некрасовой, даже спустя 14 лет после исчезновения Даши люди продолжают присылать ей выдуманные версии о том, что девочку, например, украли цыгане, и обещают сообщить адрес ее местонахождения. Но только за деньги. Также Юлия регулярно получает письма от всевозможных «магов» и «колдунов», которые указывают на карте разные точки, где якобы находится девочка. Одному из таких «провидцев» семья Некрасовых поверила и отправилась в населенный пункт, о котором им рассказал в письме незнакомец. Но там не нашлось никаких следов Даши.
О деле омской школьницы снова заговорили летом 2021 года, когда в соседней Тюмени пропала восьмилетняя Настя Муравьёва. Спустя почти два месяца тело девочки нашли на берегу озера, расположенного неподалеку от ее дома. Подозреваемым в убийстве девочки стал 40-летний мебельщик Виталий Бережной. Председатель организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский выдвинул версию о том, что этот человек может быть причастен и к пропаже маленькой омички Даши Некрасовой, также Ани Анисимовой, которая исчезла в Тюмени в октябре 2010 года.
За несколько дней до очередной годовщины исчезновения Даши председатель СК РФ Александр Бастрыкин встретился с ее мамой — Натальей Некрасовой. Он поручил своим подчиненным вернуться к этому делу. Контролировать ход расследования будет Центральный аппарат.
— Александр Бастрыкин заслушал доклад руководителя СУ СК России по Омской области Олега Винникова. В Омске уже, оказывая помощь следствию, работает криминалист Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) СК России. Александр Бастрыкин поручил создать оперативный штаб по расследованию уголовного дела, работа которого будет контролироваться Центральным аппаратом. Главному управлению криминалистики поручено использовать новейшие методики и технологии для раскрытия этого преступления, — сообщили в пресс-службе Следственного комитета по Омской области.
Следственный комитет просит помощи в поисках. Любого, кто располагает какой-либо информацией о Даше Некрасовой, просят позвонить по телефону (3812) 39-55-81 или по номеру 02.
Отметим, что всего в Омской области пропавшими без вести на данный момент считают около 400 человек. Больше половины из них — дети.