В минувшие выходные в социальной сети «ВКонтакте» появилась запись жестокой драки двенадцатилетних учениц омской школы-интерната № 2. Видео заинтересовало департамент образования. После этого начала проверку и прокуратура. Многие пользователи задавались вопросами о том, почему девочки-подростки способны на такую агрессию и для чего современные школьники записывают свои конфликты на видео, не боясь наказания. NGS55.RU переадресовал их омскому психологу Виктории Купченко.
В отношениях подростков со сверстниками есть тенденция разделяться на группы по общим интересам. В этих группировках выделяют лидеров, предпочитаемых и принимаемых; некоторые ребята остаются вне компаний. Принадлежность к ним повышает у подростков уверенность в себе и помогает самоутверждаться. В такой системе отношений зачастую проявляются разные формы насилия, выделяются агрессоры и их жертвы. Закономерно возникает вопрос — случайно ли это распределение и возможен ли выбор роли агрессора и жертвы.
Агрессоры импульсивны, они предпочитают доминировать над другими. Эти ребята меньше остальных чувствуют боль и предпочитают подавлять ровесников с помощью физического и психологического насилия. Агрессия кажется таким подросткам удобным средством для разрешения спорных ситуаций. На жизненные трудности они реагируют остро негативно и плохо контролируют собственные эмоции.
Жертвы бывают пассивными и провоцирующими. Типично пассивными жертвами считают спокойных, сдержанных, боязливых детей. У них заниженная самооценка, они чувствуют себя менее привлекательными. Они физически слабее сверстников и при нападении отступают, плачут или убегают. В школе или на улице пассивные жертвы изолированы и замкнуты, так как у них мало знакомых и друзей. Другая группа: провоцирующие жертвы — одновременно бывают агрессивными и боязливыми. Иногда они ведут себя как агрессоры. Такие подростки тоже импульсивны, легкоранимы и постоянно готовы к борьбе. Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко вступают в конфликт. С одной стороны, они являются жертвами, а с другой — пытаются терроризировать более слабых и беззащитных. Их поведение говорит о том, что во многих ситуациях, связанных со злостью и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами.
В последнее время учащается женская агрессия. По каким причинам? Как показывают современные психологические исследования, агрессивность девочек чаще всего связана с подобными отношениями в семье. Жестокое отношение к ребенку порождает его агрессивное отношение к сверстникам. «Мужское поведение» у девочек закрепляется непоследовательным стилем воспитания в семье и слабым контролем. Родители поощряют агрессию как способ выживания в современном мире. У таких детей зачастую занижена самооценка, есть склонность к риску, низкий уровень сопереживания, высокая подозрительность и много провокаций для сверстниц.
СМИ и интернет стимулируют агрессию, закрепляют ее на уровне поведения. Подростки часто снимают на видео драки и конфликты. Они плохо осознают свою ответственность и последствия публикации этих роликов. Их поведением управляет желание увеличить просмотры и лайки. Подростки хотят повысить собственную популярность в группе, приобрести новый статус и даже самоутвердиться. В этом возрасте агрессия чаще выступает инструментом достижения своей цели.
Важно отметить, что агрессия поощряется в группе. Если в ней такое поведение считается нормой, группа контролирует подростка, вынуждает его поддерживать и проявлять агрессию. Цель группы в таких ситуациях — единение подростков.
Несмотря на то, что проблема насилия широко распространена среди школьников, сами жертвы зачастую не говорят об этом никому. Установлено, что лишь десятая часть подростков рассказывает о случившемся родителям и двадцатая часть обращается за помощью к учителям, администрации школы или школьному психологу. Остальные пытаются решить проблему самостоятельно. Из-за такой закрытости насилие продолжается и оказывает негативное влияние на психику.