Ровно два года назад, 16 сентября 2018 года, Омск потрясла страшная трагедия — в результате ДТП на улице 24-я Северная погибла молодая пара. Нет, во время аварии они не сидели в салоне автомобиля и не переходили проезжую часть: девушка и молодой парень просто стояли на тротуаре, дожидаясь зелёного сигнала светофора. Но именно в этот момент на перекрёстке улиц Герцена и 24-я Северная столкнулись «Лада» и «Мицубиси L200». От мощного удара одну из машин отбросило в сторону. Автомобиль влетел в опору, которая рухнула на тротуар, где стояли пешеходы. Оба водителя не пострадали, а вот жизнь 22-летней воспитательницы детского сада Анастасии Дяченко оборвалась мгновенно. Чуть позже в реанимации скончался её муж — 23-летний Антон Дяченко. По версии следствия, пару убило упавшим на тротуар столбом. В день годовщины трагедии NGS55.RU попытался вновь разобраться в причинах и обстоятельствах гибели молодой пары.
Анастасия Дяченко была спортсменкой — она окончила училище олимпийского резерва. Незадолго до гибели устроилась на работу инструктором физкультуры в детский сад № 96. Это было её первое место работы. О гибели девушки коллеги узнали только на следующее утро. Они запомнили её как доброго и отзывчивого человека.
— Она подкармливала бездомных собак. Однажды за пенсионерку заплатила в автобусе — у той не было с собой денег. Очень светлый человек, всегда готовый прийти на помощь нуждающимся, — вспоминали коллеги девушки.
Казалось бы, к трагедии привело роковое стечение обстоятельств: водитель пренебрег правилами дорожного движения (мужчина, который сидел за рулём «Лады», повернул налево, проигнорировав запрещающий знак), Антон и Анастасия именно в этот момент оказались возле проезжей части, а стоявший у дороги столб оказался неустойчивым. Но в этой трагической истории есть две версии — официальная версия следствия и версия Евгения Агасиева, отца погибшей девушки. Мужчина работал военным автоинспектором и сам когда-то разбирался в схемах ДТП. Евгений считает, что его дочь погибла не из-за рухнувшего на проезжую часть столба, а от удара головой об бампер автомобиля «Мицубиси L200». По его мнению, наказание должны понести оба участника дорожной аварии.
По версии следствия, водитель «Лады» Олег Ясинов ехал по улице 24-я Северная со стороны улицы Осоавиахимовская в направлении улицы Герцена. Он хотел повернуть на перекрестке и продолжить движение в направлении улицы 25-я Северная. Ясинов выехал на перекресток и остановился, ожидая подходящего момента, чтобы повернуть налево, хотя поворот в эту сторону в этом месте запрещён. В этот момент на светофоре загорелся красный свет. Водитель выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «Мицубиси». От удара иномарка вылетела на тротуар и врезалась в светофорный столб, который рухнул на пешеходов. Именно Олег Ясинов стал единственным обвиняемым по этому делу. Его приговорили к четырём с половиной годам лишения свободы. Позже подсудимый пытался обжаловать приговор суда, но его оставили в силе. Сейчас он отбывает срок в колонии общего режима.
Отец Анастасии Дяченко считает, что водитель «Мицубиси L200» тоже нарушил правила дорожного движения: он превысил допустимую скорость и не попытался притормозить, а только увеличивал её, даже за секунды до столкновения с «Ладой». Именно «Мицубиси» вылетел на тротуар и снёс столб, но, по версии Евгения Агасиева, Анастасия погибла ещё раньше — от удара головой об бампер пикапа. Тем не менее в судебном процессе по этому делу водитель иномарки выступал лишь в качестве свидетеля. Но во время допроса признался в том, что у него были штрафы за превышение скорости. Также он заявил о том, что из-за паники не мог набрать номер скорой. Мы попытались обратиться к нему за комментарием, но он отказался отвечать на вопросы.
Евгений Агасиев подозревает, что в деле много несостыковок, которые указывают на сговор. В суде мужчина требовал провести комплексную судебно-медицинскую экспертизу, но это ходатайство было отклонено. Ещё в ходе следствия Агасиев настаивал на биохимической экспертизе, благодаря которой можно было бы обнаружить следы крови на капоте иномарки или их отсутствие, но следствие не стало этим заниматься.
— Конечно, я хочу, чтобы это дело пересмотрели. Я хочу, чтобы были наказаны все, кто причастен к этой истории. В том числе следователь, который вёл это дело и сфальсифицировал доказательства, судья и судэмедэксперт, которые, по моему мнению, были в сговоре. Для меня, офицера, не раз занимавшегося подобными делами, формулировки экспертизы звучали, как бред. Я досконально изучил детали этой аварии и повторю ещё раз: Настя погибла от бампера «Мицубиси», а Антона отбросило от бампера и ещё придавило сверху столбом. Но мои доводы так никто и не принял, — рассказал Евгений Агасиев корреспонденту NGS55.RU.
Отец Анастасии уверен, что на ход расследования влиял начальник отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий омского УМВД Алексей Липин — тогда он ещё был на свободе. Сегодня Липин обвиняется в получении взятки за предоставление знакомому адвокату информации, которая могла бы повлиять на ход судебных дел, связанных со смертельными ДТП. Примечательно, что именно этот адвокат — Сергей Гладун — изначально вёл дело о гибели Анастасии и Антона Дяченко. Но после того, как он отказался изучать вещдоки при ознакомлении с материалами дела, бдительный Евгений Агасиев потребовал заменить его на другого юриста.
Вчера у Антона и Анастасии была годовщина свадьбы — три года. Сегодня исполнилось ровно два года со дня их гибели. Ровно две недели назад, 2 сентября, Анастасия Дяченко могла бы отпраздновать свой двадцать четвёртый день рождения. В этой истории слишком много печальных совпадений, но близкие молодой пары считают, что к трагедии привела совсем не случайность, а пренебрежение правилами дорожного движения, которые позволили себе взрослые люди. Так получилось, что в итоге они встретились на дорожном перекрёстке и перечеркнули судьбу двух других, совершенно незнакомых им людей.