Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчёт по результатам расследования крушения вертолёта Ми-8 в районе села Павлодаровка Горьковского района 1 июня 2018 года. На борту воздушного судна, которое принадлежит авиакомпании «Полярные авиалинии», находились пять человек, никто не пострадал.
Вертолёт 1982 года выпуска, отремонтированный в феврале на Омском заводе гражданской авиации, направлялся в Новосибирск, где после дозаправки должен был продолжить полёт в Якутск. Но причиной аварии стал не почтенный возраст вертолёта или его техническая неисправность, и не птица, попавшая в левый двигатель через 19 минут после взлёта, как говорилось в промежуточном отчёте, а человеческий фактор.
— Причиной авиационного происшествия стали недоученность и поспешные действия командира воздушного судна после самовыключения левого двигателя при скорости полёта 195 км/ч и истинной высоте полёта 175 метров по чрезмерному отклонению ручки «ШАГ-ГАЗ» вниз и удерживанию её длительное время в положении, близком к минимальному, — говорится в отчёте.
В комитете добавили, что в программе тренировки на тренажёре и на аэродромной тренировке посадка с одним рабочим двигателем и аналогичными параметрами полёта не отрабатывалась. Ситуация осложнялась линиями электропередач по курсу посадки и сильным ветром.
— На 20-й минуте полёта на встречном курсе снизу вылетела большая птица. При этом создалось впечатление, что она атакует вертолёт. Из-за неожиданности уйти от столкновения не представилось возможным. Я услышал сильный удар и хлопок, изменение звука работы двигателя, — утверждал командир.
Экспертиза показала, что это был канюк — хищник средних размеров, примерно на треть крупнее вороны. От столкновения с птицей до посадки вертолёта прошло всего 38 секунд. С птицей в двигателе он пролетел более полутора километров.
Вертолёт два раза ударился о землю: сначала хвостовой опорой и правым колесом, затем через шесть метров левым колесом. Проехав на пузе ещё 29 метров, вертолёт остановился. У него разрушены лопасти, концевая балка, левая и права опоры, оторван хвост, пробит левый топливный бак, нижняя часть фюзеляжа деформирована.
В Межгосударственном авиационном комитете подчеркнули, что цель отчёта — предотвратить авиационные происшествия, а не установить чью-либо вину или ответственность в нём.