
Не всегда детские мечты перерастают во взрослую профессию
Прием пациентов, ночные дежурства и белые халаты — жизнь, о которой никогда не мечтал 32-летний Иван Мазур. Правда, судьба распорядилась по-другому: наспех сданный ЕГЭ по химии и биологии, отчисление после третьего курса медицинской академии, восстановление и борьба с комплексами. После — бессонные ночи во время дежурства, горы бумажной работы, общение с пациентами и понимание, что это та самая профессия, в которой он хочет развиваться и дальше. О трудностях, с которыми пришлось столкнуться человеку с синдромом Дюшена-Эрба, чтобы стать врачом-кардиологом, — в материале Анастасии Власовой.
Мог препарировать игрушки, но больше нравилось говорить на камеру
У маленького Вани с самого детства была одна большая мечта — стать журналистом. Мягкие игрушки, как никто другой, прочувствовали душевные метания ребенка. Ведь именно они были главными зрителями, слушателями и подопытными. Чаще всего Ваня сажал их напротив себя и зачитывал новости. Но благодаря старшей сестре с малых лет начал развивать и другой навык — проведение операций.
— Целенаправленно никогда не хотел становиться врачом. Сестра училась в медицинском колледже и приносила какие-то инструменты, которыми я оперировал игрушки. Но меня это сильно не привлекало. Больше была история про журналистику: я ставил стул, на который складывал листы бумаги, и представлял, что читаю новости на камеру. Игрушки были телезрителями, — поправляя фонендоскоп, рассказывает Иван.

Отголоски детских игр дали о себе знать во взрослом возрасте
До 11-го класса парень был серьезно настроен на то, чтобы пойти учиться на военного журналиста. Но желаниям свойственно меняться, и в последний год школьного обучения Иван понял, что детская мечта должна остаться позади.
— Мне расхотелось идти в журналистику. Начал думать, какие предметы проще всего выучить за оставшееся время. Выбор пал на биологию и химию, за год смог подтянуть свои знания и набрать проходные баллы. Но из-за того, что это решение было спонтанным, времени мало, я не смог пройти на бюджет и учился на коммерческой основе.
Кроме сестры, в семье Ивана нет людей, связанных с медициной. Отец — электрик, а мама работала парикмахером.
Левая рука развита хуже, чем правая
О чем рассказывают первокурсникам сразу после поступления? О предстоящих сложностях. Так случилось и с Иваном: старшекурсники предупредили о том, что первые три курса меда самые трудные и нужно потерпеть.
— Первый год я учился, можно сказать, неплохо. Второй курс пошел у меня куда лучше, а вот на третьем я расхотел быть врачом. Но на это есть причина — началась медицинская практика, где нужно было проводить двуручные манипуляции с пациентами. Из-за моей особенности — я родился с синдромом Дюшена-Эрба — моя левая рука развита хуже, чем правая.
Иван признается, что с детства стеснялся своего дефекта. На практиках объясняли, как правильно проводить осмотр пациента, измерять давление, пальпировать, стучать по определенным зонам.
— Как правило, все манипуляции, которые проводились, были двуручные, и некоторые вещи я не мог делать. Практиковаться было не на ком, потому что я всё это скрывал, мне не хотелось никому рассказывать. На парах присутствовали все одногруппники, иногда были сдвоенные занятия. Поэтому, когда меня вызывали, я говорил, что ничего не знаю.

Сейчас часть манипуляций, которые проводились в университете, Иван делает на работе
После одной из пар Иван решил подойти к преподавателю и честно рассказать, почему отказывается от проведения манипуляций на практиках.
— Я признался, рассказал, что стесняюсь, но считаю это решение глупым и хотел бы начать полноценно заниматься. На что преподаватель удивленно спросила, как меня допустили до учебы, по ее мнению, мне вообще не нужно было идти в мед. Естественно, я расстроился и после этого перестал ходить на некоторые занятия. Честно, я как-то разочаровался во всём этом.
После всего случившегося с первой попытки закрыть сессию на третьем курсе у Ивана не получилось. У него было три пересдачи, за первый экзамен он смог получить оценку в сентябре, до последнего он и вовсе не дошел. Иван и еще двое одногруппников постояли под дверью, подождали результатов девушки, которая готовилась к экзамену гораздо лучше, чем они. Когда она вышла с неудом, то просто развернулись и ушли.
— Мы всю ночь гуляли и думали, что дальше. Я не понимал, чем заниматься и что вообще делать.

Не всё получается с первого раза
«Руки не всегда нужны»
Мама Ивана стала для него поддержкой и опорой. По словам мужчины, именно то, что она сначала не давила на него, а потом просто поговорила, стало подспорьем для продолжения учебы. Парень восстановился и вновь начал обучение на третьем курсе.
Вторая попытка оказалась удачнее: и одногруппники лучше, и сдача экзаменов легче. Иван признается, что после небольшой паузы у него появился стимул и четкое понимание, почему он хочет закончить обучение.
— Я понял, что глупо прикрываться диагнозом. Было ощущение, что я снимаю с себя какую-то ответственность. Если что-то хочешь, то нужно это делать. Поэтому я подумал, что хоть и не смогу делать всё идеально, то буду, по крайней мере, пробовать и пытаться. Главная мысль, которую я усвоил: руки не всегда нужны, если ты не хирург, например.
Всё остальное, как правило, работа интеллекта, мозга, эмпатии к пациенту, психология, уверен Иван. Поэтому, он начал прокачивать эти навыки, чтобы помогать людям.

Благодаря упорству Иван смог окончить медицинскую академию
— По большому счету пациенту нет разницы, как ты его пропальпируешь и напишешь ли всё так же красиво, как в методичке. Самое главное — правильно назначенное лечение и его эффективность. У моего наставника и преподавателя в университете — Николая Николаева — даже фраза есть, которая мне откликнулась, и я ее запомнил: «Зачем стучать по сердцу, когда есть УЗИ».
С профессией Иван определился на четвертом курсе. Именно тогда его заинтересовали лекции по кардиологии, хотя до этого он ее вообще терпеть не мог. Ему казалось, что это направление крайне сложное.
— Наверное, здесь сработал какой-то доказательный мотив. Я плохо разбирался в ЭКГ, всегда заваливал вопросы по расшифровке кардиограмм. Поэтому начал усиленно всё изучать. Больше всего в кардиологии нравится то, что эффект от лечения видно достаточно быстро. Ты чувствуешь, что помогаешь человеку.
Смерть пациента
Первое место работы — кардиологический диспансер на Лермонтова. Иван проработал в неотложной кардиологии два года. К нему поступали пациенты с инфарктами, с предынфарктным состоянием или со стенокардией и различными тромбоэмболиями. Часто привозили хронических пациентов с ухудшениями, которым нужно было наблюдение.

С такими заключениями Ивану нужно работать ежедневно
Именно на первом месте работы произошла ситуация, которая стала самым тяжелым из воспоминаний, — смерть пациента.
— Я был на дежурстве, когда к нам привезли женщину, у которой было нарушение сердечного ритма: она с ним три недели находилась дома. Какое-то время всё было нормально, но потом ей стало хуже, и мне вместе с реаниматологом пришлось бороться за ее жизнь. Мы сделали всё согласно протоколу, но спасти не удалось. В такие моменты воспринимаешь это на свой счет, что это ты что-то не сделал. Но меня коллеги поддержали, мы чуть ли не по минутам разбирали, что и как было, всё ли было сделано правильно. Они знают про мою тревожность и мою гиперответственность. Поэтому случай разобрали от и до, наших ошибок там не было.
Бумажная работа отнимала большую часть рабочего дня
Кипы бумаг — ад для врача. О работе с документами Иван вспоминает с содроганием, потому что весь день был построен на разборе бумажек. С 08:00 до 08:10 проходила планерка, до 11:00–12:00 — работа за компьютером (набирать выписки для пациентов).
— Выпишешь троих — взамен можешь получить четырех. Им нужно написать дневники, затем сделать обход, а это 15–20 человек. Перерыва не то что на поесть, на поход в туалет не хватало. Старался маршрут свой продумывать так, чтобы он пересекался где-нибудь с туалетом. Потом опять писанина, грубо говоря, с 14:00 до 17:00–18:00.
До 2023 года Иван успел поработать в двух госорганизациях. Признается, что это достаточно важный этап становления врача, как специалиста.
— Я его с уважением и теплотой вспоминаю, но сейчас туда бы не вернулся.

Уход в частную медицину мужчина называет лучшим решением
Иван признается, что отсутствие времени влияет не только на работу, но и на возможность повышения квалификации. За три года в стационаре на полноценное обучение после дежурств его не хватало. Всё делалось впопыхах и урывками.
— Обучение происходило на месте, с коллегами, которые нисколько не глупые. Но вопрос именно в том, что если ты хочешь учиться, то больнице не выгодно, чтобы работник уходил на это обучение. Нужно было брать отпуск или подстраивать под свою учебу в университете. Но какой тогда смысл в этом отдыхе, его попросту нет.
Часть рабочих будней выпала на ковидное время. Помимо помощи пациентам, Иван писал для NGS55.RU авторские колонки, где делился историями и старался объяснить омичам, чем опасно новое заболевание. В какой-то степени детская мечта стать журналистом смогла осуществиться, хотя бы на небольшой процент.
В 2023 году у мужчины появилась возможность сменить место работы и уйти в частную клинику. Иван называет это решение одним из лучших: меньше нервотрепки, больше времени на обучение, за год он прошел 4 разных курса по повышению квалификации. При этом мужчина успевает работать на две клиники.

В осмотре врача-кардиолога нет ничего необычного
Вне работы еще одна работа
Досуг врача — просмотр фильмов, редкое чтение художественной литературы и еще одна работа. Вместе с несколькими специалистами Иван создал организацию, которая проводит лекции и квизы для будущих и действующих врачей Омска.
— Это неформальное общение, совместный досуг, который сочетается с интеллектуальными викторинами. Своеобразные квизы, которые мы проводим для врачей. С одной стороны, дополнительная работа, потому что она тоже отнимает много свободного времени, а с другой стороны, это хобби. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Мы объединяем разных врачей, чтобы они между собой дружили, общались и обменивались знаниями и опытом. У нас чередуется: месяц — квиз, месяц — лекция.

Среди врачей проходят профессиональные завтраки, на которых они также могут пообщаться с коллегами других специальностей
В дальнейшем, по словам Ивана, они планируют делать лекции и квизы для жителей Омска. Правда, из-за большой загруженности времени хватает только на подготовку материалов для врачей.
Вы можете почитать статьи о других врачах нашего города:
«Я по жизни немного отчаянная»: фельдшер омской санавиации — о сложностях работы;
«Неадекватные люди идут в эту мясорубку»: откровения врача-реаниматолога омской больницы;
Бабушки продолжают сватать внучек: как у врача-африканца прошел год жизни в Омске;
Читал перед операцией учебник: как омские интерны тренируются на пациентах.