Ситуация. В отпуске я решила пройти медицинский чекап в частной клинике и заодно посетить дерматолога — в поликлинике по месту жительства такого узкого специалиста нет. Пошла в регистратуру за картой, где подклеена информация о прошлых приемах, и услышала категорический отказ: «Медицинская карта — собственность поликлиники, на руки ее не выдаем!» На вопрос, с чем идти к платному врачу, мне ответили, что надо было оригиналы анализов оставлять у себя, а для поликлиники делать копии. Отличный лайфхак, жаль, об этом не предупреждают, когда заводят карту. Да этому должны еще в школе на уроках ОБЖ учить! В общем, из поликлиники я ушла без карты, но с темой для статьи.
Спутать карты
Детский логопед из Екатеринбурга Наталья Сенькина столкнулась с той же проблемой. Чтобы провести полноценный прием, ей нужно ознакомиться с историей болезни ребенка, а карту родители получить не могут. Причину им называют всё ту же: медицинская карта принадлежит медицинскому учреждению. Да, она законная, но и пациент имеет право знать, что написано в его карте. Государственную систему победить сложно, но можно. Пути два: длинный и короткий. Какой выбрать, зависит от того, для чего вам карта нужна. Если для приема в частной клинике или, например, для суда, то путь будет длиннее.
— Есть приказ № 789н, который издан Министерством здравоохранения Российской Федерации 31 июля 2000 года. В нем оговариваются сроки и порядок предоставления медицинских документов. Он так и называется. Чтобы получить эти документы, пациент должен написать заявление и обратиться с ним в медицинское учреждение, и в течение 30 дней ему должны предоставить выписку, копию его карточки или подлинник карточки, — рассказала Наталья Сенькина. — Если этот вопрос не решается, он должен обратиться к заведующему поликлиники. Если и тогда вопрос не решается, значит в Министерство здравоохранения той области, в которой он живет.
Заявление, а точнее, запрос, пишется в свободной форме, но в нем обязательно должны быть сведения о пациенте (Ф. И. О., данные паспорта, адрес и контакты), перечень медицинских документов, копии которых он хочет получить, период, за который копии или выписки нужны, и способ, как пациент их хочет получить (лично, по почте или через «Госуслуги»), а также дата и подпись. Если пациент лечится в стационаре и хочет узнать альтернативное мнение специалиста, то выписку из карты или ее копию ему должны выдать максимум через сутки.
Вам и карты в руки
В компании «Капитал Медицинское Страхование» на вопрос клиентов, могут ли они забрать свою карту домой, тоже отвечают, что карта — собственность поликлиники, поэтому максимум, на что они могут рассчитывать, это выписка из нее. Для этого нужно написать заявление на имя главврача и указать причину, по которой выписка понадобилась.
Но ссылаются в страховой компании на другой документ — федеральный закон об основах охраны здоровья граждан, а закон, в свою очередь, ведет на приказ Минздрава России о порядке ознакомления пациента с медицинской документацией. В нем описан способ, как получить нужную информацию в три раза быстрее. Правда, юридической силы этот документ иметь не будет.
Пишете запрос в больницу с просьбой сделать копию карты самому. В течение двух дней после его получения вам должны назначить дату, когда вы можете полистать карту или переснять ее на телефон. Точнее, сделать копии вы можете в течение пяти дней после этой даты, в рабочие часы поликлиники и под бдительным взглядом ее сотрудника. Печати больницы и подписи врача на них не будет.
«Максимальный срок ожидания пациентом <…> предоставления возможности для ознакомления с медицинской документацией не должен превышать десяти рабочих дней со дня поступления письменного запроса», — говорится в приказе.
Кстати, если вы пришли к врачу на прием или вызвали его на дом, то ознакомиться с записями, сделанными в карте, можете сразу.