В конце июня прошлого года из Омска вылетел военный борт с врачами «Клинического медико-хирургического центра». Путь лежал в Донбасс. Медики летели помочь местным больницам, где помимо бойцов СВО лечились и пострадавшие мирные граждане. Предстояла работа в операционных, знакомство с больницами Луганска и Стаханова. Но перед бригадой стояла еще одна задача — отобрать пациентов, нуждающихся в сложных, высокотехнологичных операциях, и эвакуировать их в Омск. Необходимые условия на месте, в больницах ЛНР, в эти дни создать трудно.
Теперь в КМХЦ лежат пациенты, которые пострадали в Донбассе — сколько их точно, нам не скажут, информация не для печати. Но зато есть список тех, кого вылечили. Их 54 человека — разного пола, возраста, профессии и социального статуса. Этих людей объединило то, что омские врачи выделили их среди бесконечного потока пациентов и приняли решение привезти в Сибирь.
Почему и как гражданская омская больница берет к себе пострадавших в СВО, читайте в материале корреспондента NGS55.RU Ирины Чернышевой.
С чего всё началось?
О том, что наши медики отправились в Донбасс, летом сообщала пресс-служба регионального Минздрава. Командировку в Луганск возглавил главный врач КМХЦ Вадим Бережной. Вместе с ним отправились врач-травматолог Андрей Лифанов, хирурги Сергей Лысенко, Дмитрий Маркелов, Илья Зятьков. Медиков туда никто не отправлял, это было их добровольное желание. Встречу и переброску от Ростова до больниц, сопровождение организовало ростовское отделение «Единой России».
Командировка была недолгой, но работы в больницах Донбасса хватало. Некоторые операции требовали многочасового труда, а местным врачам времени просто не хватало. В других случаях были необходимы реконструктивные восстановительные операции, длительная реабилитация — таких пациентов готовились забрать с собой в Омск.
— Операции, которые длятся часами и требуют многих этапов, в тех условиях, в которых сегодня работают медицинские работники Донбасса, сделать было бы невозможно без ущерба для неотложной помощи, которую они оказывают вновь поступающим свежим раненым или заболевшим, — объясняет Вадим Бережной желание разгрузить донбасских медиков.
Вернулись в Омск, но не одни, а с тяжелобольными пациентами. Конечно, транспортировать можно было не каждого — для кого-то перелет был попросту невозможен.
Наши доктора проводили обходы в отделениях и отбирали пациентов, которых они сочли наиболее нуждающимися. Людям предлагалось уехать далеко от дома, в Сибирь, в незнакомый город. Конечно, для пациентов это было трудное решение. Помогало то, что разговор вели сами омичи, «глаза в глаза», рождалось доверие. Они объясняли, как будут помогать, какие операции будут делать, как будет проходить реабилитация. В итоге абсолютно все, кому врачи предлагали уехать в Омск, соглашались на это. В первую эвакуацию вывезли 20 пациентов.
«Единая Россия» помогла организовать перевозку раненых, секретарь Андрей Турчак и руководитель Центрального исполкома Александр Сидякин решили этот вопрос с военными. Сначала боевыми вертолетами, затем транспортными ИЛ-76 из Ростова доставили пациентов в Омск. Сразу подключились несколько инстанций, включая УФМС, Минтруда, Налоговую инспекцию и Пенсионный фонд. Быстро, за три дня были оформлены все документы.
Те самые первые летние пациенты уже давно вернулись домой и дали старт сарафанному радио о том, что Омску можно доверять и у сибирского города мощная медицинская база. Следующая эвакуация раненых случилась уже осенью, а последняя (на сегодняшний день) — в январе этого года. Среди вывозимых людей омских мобилизованных — единицы, а пациенты делятся примерно одинаково: половина — военнослужащих, половина — гражданских. Всего выезжали 11 врачей — из КМХЦ и Областного онкологического диспансера. Кто-то съездил один раз, а кто-то — все три. Без некоторых специалистов в этих командировках было не обойтись.
— Те, кто обратился с просьбой включить их в состав бригад, единодушно подчеркивают, что считают это своим долгом. Меня тронул разговор с Андреем Лифановым (заведующий травматологическим отделением КМХЦ). Это очень трудно понять, когда ты стоишь один на один с человеком и он говорит: «Возьмите меня в следующей бригаде». А я: «Андрей, у тебя же совсем маленький ребенок, давай в другой раз». Он отвечает: «Нет, я должен», — рассказывает главврач.
— А вы почему ездили?
— (Пауза.) Я тоже считал, что должен.
Попасть в Омск
Как уже говорилось выше, молва об омских врачах разнеслась по Донбассу быстро, и многие пациенты захотели попасть именно к сибирским специалистам. Руководители местных больниц стали сами направлять людей в Сибирь. Больше всего едут из Стаханова, подшефного города для Омской области.
— Это пациенты, которым, скажем, в острую стадию травмы или заболевания помощь уже оказана военными медиками, и в данный момент идет речь о том, что необходимо провести повторные или восстановительные, мы называем их реконструктивные, операции. Это те вмешательства, которые требуют глубокого экспертного знания, и их, конечно, лучше проводить в плановом порядке, в тыловых больницах. Может, спустя какое-то время после получения травмы или заболевания, — поясняет Вадим Бережной.
Часто требуется помощь микрохирургов для операций на кистях рук — сухожилиях, сосудах, нервах. Есть работа в сфере торакальной хирургии — операции после травмы грудной клетки. В травматологических отделениях лечат людей после пулевых, взрывных ранений. Нагноившиеся травмы костей ведут в отделении гнойной остеологии. Отдельно идут операции, связанные с хирургией позвоночника.
После операций пациента переводят в реабилитационный филиал КМХЦ, и, порой, затем следуют следующие этапы операций. Тем временем травматологи, хирурги и реабилитологи взаимодействуют между собой, ведя пациента. Суть в том, что бойцы проходят замкнутый цикл лечения и после окончания возвращаются к обычной жизни. Или в зону СВО.
— Из-за проведения бойцов по «зеленому коридору» приходится теснить обычных пациентов в очереди на операцию?
— Этих пациентов пока на самом деле немного. И наша работа никак не сказывается на лечении омичей. Мощности клинического хирургического центра достаточно высокие, — заверяет Бережной.
Есть и еще интересный нюанс. В ходе январской поездки к омскому КМХЦ обратился руководитель Луганской республиканской больницы и попросил взять на обучение врачей. Бережной согласился и забрал с собой из Луганска двух молодых докторов, которых предстояло обучить уникальной методике лечения гнойных ран костей. Доктора в марте вернулись в Донбасс и уже начали применять эти методики в своих отделениях, благодаря чему пациенты встают на ноги уже через 2–3 месяца без многочисленных повторных операций и риска стать инвалидом.
Что будет дальше?
— Я — медицинский управленец и всегда ищу варианты, как максимально эффективно помочь. Врачи, которые возвращались оттуда, говорили: «Ну крайне сложно в тех условиях сделать эти операции и «выходить»! Мы видели, какому количеству людей не в силах помочь, и они остаются без шансов на выздоровление в ближайшие месяцы. А мы бы могли им помочь в светлых операционных, с ресурсами и потенциалом. Их надо вывозить». Этот призыв постоянно звучал у меня в голове. И мы начали привозить пациентов, — кратко рассказывает историю гуманитарных миссий Вадим Бережной.
Дату следующей поездки главный врач не озвучивает из соображений безопасности. Но такие поездки будут. Вероятнее всего, в Стаханов. Этот город является подшефным для Омской области. Кроме того, как рассказал NGS55.RU наш собеседник, в скором времени планируется формирование бригады врачей уже для долгосрочной работы в Луганске и Стаханове. Эта команда будет состоять из добровольцев — травматологов, хирургов и анестезиологов — не только «Клинического медико-хирургического центра», но и докторов ведущих городских больниц. В Омске, говорит Вадим Бережной, немало сильных врачей.
После инициативы омичей такие же гуманитарные миссии помогли организовать Ханты-Мансийску и Красноярску. Каждый из регионов вывез уже более 50 раненых бойцов и мирных жителей. Сейчас к отправке эвакуационных врачебных бригад готовятся Барнаул и Новосибирск.
Эпилог
В конце апреля Андрей Турчак и врио губернатора Омской области Виталий Хоценко прибыли в КМХЦ, где встретились с тяжелоранеными бойцами, мирными жителями Донбасса и участниками СВО.
На этой встрече главный врач КМХЦ Вадим Бережной подчеркнул, что Центр готов к такой работе, но учреждению бы очень помогло строительство нового операционного корпуса. Это позволило бы увеличить объемы помощи как участникам СВО, так и омичам, нуждающимся в протезировании крупных суставов.
— Строительство нового корпуса с операционным блоком и большой современной реанимацией позволит значительно увеличить «пропускную» способность хирургического центра. Омичи, в частности участники СВО, должны получать помощь в своем родном городе: уникальные профессионалы — есть, опыт — есть, аппаратурой вооружены. Остается дать врачам и пациентам современную больничную базу, — заключает Вадим Бережной.