Здоровье Проект об анорексии инструкция Чек-лист для родителей: что должно насторожить, если вы подозреваете у ребенка анорексию

Чек-лист для родителей: что должно насторожить, если вы подозреваете у ребенка анорексию

Посмотрите наш список из 27 пунктов и обратите внимание на три полезные книги

Эта публикация — часть проекта омской журналистки Елены Ярмизиной «Голодные игры», посвященного подростковой анорексии. Вместе со специалистами из Москвы и региона автор составила список из 27 пунктов, для того чтобы вы могли провести блиц-диагностику. Она покажет, что должно насторожить, если вы подозреваете у ребенка РПП. Далее вы узнаете ответы на популярные вопросы родителей и подростков об анорексии (пояснения дают специалисты-психиатры и психотерапевты московского Центра изучения расстройств пищевого поведения, а также омские врачи-психиатры, работающие с РПП), а дети смогут проверить себя, ответив на пять вопросов для самоконтроля. В качестве бонуса — три полезные книги для родителей.

Чек-лист: «красные флажки» для родителей

Важно! Не все приведенные ниже признаки обязательно присутствуют в жизни одного человека, и не каждый из них свидетельствует о расстройстве пищевого поведения: у всех заболевание проявляется по-разному. Список следует считать обзорным — мы хотим показать, какие бывают изменения в поведении и в состоянии у людей, страдающих анорексией.

  1. За короткий срок — один-два месяца — так или иначе изменились подходы к питанию.

  2. Ребенок стал внезапно интересоваться кулинарией, хотя раньше не проявлял к этому никакого интереса.

  3. Тщательно изучает состав продуктов: количество калорий, соотношение жиров, белков, углеводов.

  4. Начинает увлекаться диетами, садится на диету, считает калории.

  5. Ребенок начал готовить сам или, если уже готовил, начал готовить иначе: акцентируя на составе и/или калораже блюда.

  6. Появились жесткие ограничения на определенные продукты. Может отказаться от целых групп продуктов (например, от мучного и сладкого).

  7. У ребенка появился «тайный друг»: он часто уединяется в своей комнате; стал реже бывать дома.

  8. Ребенок прекращает есть вместе с родителями: «Поем у себя». Избегает домашней еды: «Уже ел у друга», «перекусил на улице». Нервничает, если приходится есть на людях.

  9. Появляются своеобразные пищевые ритуалы: к примеру, ест пищу только в определенном порядке или в определенное время, старается тщательно пережевывать, перекладывает еду на меньшую тарелку.

  10. Перестал употреблять фастфуд, хотя раньше «коллекционировал» походы в KFC и «Бургер Кинг».

  11. Следы переедания: вы находите под кроватью фантики от шоколадок, обертки от снеков, смятые стаканчики.

  12. Ребенок уходит в туалет сразу после еды. Там журчит вода, пахнет освежителем. Вы чувствуете, что запах в туалете неуловимо изменился.

  13. Вы находите в комнате ребенка упаковки от лекарств или сами лекарства: слабительные или мочегонные.

  14. У ребенка резко проснулся интерес к физическим нагрузкам или возросла их интенсивность. Он не отказывается от тренировок, даже когда устал или даже травмирован.

  15. Ребенок начал много ходить пешком, установил приложение по подсчету шагов.

  16. Просит купить ему абонемент в спортзал, гантели или другой спортивный инвентарь.

  17. Появляются дополнительные активности: велосипед, утренние или вечерние пробежки.

  18. Вы наблюдаете несоответствие роста и веса: ребенок плохо набирает вес, набор веса остановился либо ребенок резко теряет в весе.

  19. Ребенок начал стесняться собственного тела: девочка не раздевается при маме, хотя всегда делала это раньше; ребенок отказывается посещать бассейн, сауну, пляж, хотя раньше любил.

  20. Выбирает из гардероба мешковатую одежду. Пытается скрыть перемены в весе или тело в принципе — или же согреться, потому что мерзнет.

  21. Ребенок выпадает из привычного круга друзей, занятий, увлечений. Отстраняется от прежних знакомых, становится скрытным, перестает проявлять инициативу, постепенно изолируя себя. Отрицает, что существует какая-то проблема: «Всё нормально».

  22. В речи появляется необычная лексика: «БЖУ, ИМТ, суточный расход калорий, сахар, быстрые и медленные углеводы, содержание жира» — некое подобие экспертности.

  23. Может постоянно говорить о том, что он «потолстел», даже несмотря на то что на самом деле он только худеет.

  24. Может жаловаться на запоры, спазмы и боли в области живота, плохую переносимость холода, усталость, переутомление, нехватку энергии, головокружения, обмороки.

  25. У девушки стали нерегулярными или прекратились месячные.

  26. Ребенок перестает нормально спать, жалуется на бессонницу, плохо засыпает.

  27. Физические признаки: вы наблюдаете у ребёнка порезы или затвердения кожи на кончиках пальцев (из-за частых вызовов рвоты), проблемы с зубами (эрозия эмали, кариес, повышенная чувствительность, изменение цвета эмали), сухость кожи, сухость и ломкость ногтей, опухание в области слюнных желез. Может появиться пушистый волосяной покров в разных местах на теле (лануго). У него холодные ладони и ступни. Раны заживают хуже обычного.

Абонемент в спортзал — хорошо, отказ от лишних конфет — полезно, но если вы видите у своего ребенка несколько признаков из этого списка, вам следует знать: у него может быть расстройство пищевого поведения. В случае опасений стоит обратиться к врачам, которые смогут поставить точный диагноз и разработать схему лечения. Помните: чем раньше вы сможете признать проблему, тем быстрее ваш ребенок сможет получить помощь.

Пять вопросов для подростка для быстрой самодиагностики

Как понять, что у тебя РПП? Попробуй ответить на вопросы ниже.

1. Испытывал(а) ли ты когда-нибудь чувство потери контроля во время еды?

2. Испытываешь ли ты вину, стыд или грусть из-за своих предпочтений в еде?

3. Бывает ли так, что ты съедаешь большое количество еды за короткий временной период?

4. Чувствуешь ли ты необходимость использовать чрезмерные физические упражнения, слабительные, рвоту или какие-то другие средства, чтобы избавиться от калорий?

5. Испытываешь ли ты затруднения в том, чтобы справиться с сильными чувствами вообще и чувствами, связанными с твоим питанием или фигурой в частности?

Подумай также, насколько часто ты озабочен(а) мыслями о еде, часто ли возникают мысли о том, когда можно будет снова поесть, что именно ты можешь или должен(на) при этом съесть, какое количество калорий должна иметь еда, почему, на твой взгляд, ты переедаешь, как остановить себя? Есть ли у тебя постоянное беспокойство по поводу своего внешнего вида, навязчивые мысли о собственной полноте, желании похудеть или страх располнеть? Связан ли уровень твоей самооценки с весом и формой тела?

Если на часть этих вопросов ты ответил(а) утвердительно, у тебя может быть расстройство пищевого поведения. Стоит иметь в виду, что окружающим тебя людям — родным или друзьям — разглядеть симптомы может быть легче, чем тебе. Стоит прислушаться к их опасениям и обратиться к врачам, которые смогут поставить диагноз и разработать схему лечения. Пожалуйста, помни: чем раньше ты сам(а) сможешь признать проблему, тем быстрее сможешь получить правильную помощь.

Часто задаваемые вопросы родителей

Сможет ли мой ребенок вылечиться?

Да, конечно. При комплексном правильном подходе нервная анорексия — это то заболевание, от которого вылечиваются. Правильное лечение позволяет достигать длительных ремиссий.

Можно ли обойтись без фармподдержки и просто позаниматься с психологом?

Обычно нет. РПП — это расстройство эмоционального плана, которое требует в большинстве случаев и медикаментозной коррекции.

Насколько сильные препараты придется принимать ребенку? Это опасно?

Это не опасно. Действие каждого препарата, который врач выписывает ребенку, научно обосновано. Препарат подбирается под каждое состояние индивидуально. Время приема тоже рассчитывается индивидуально. Некоторые общие моменты таковы. При лечении РПП назначаются препараты трех групп: антидепрессанты (принимаются от полугода до полутора лет, в среднем от 7 до 10 месяцев непрерывно); стабилизаторы настроения (принимаются в среднем год); нейролептики (применяются в зависимости от состояния ребенка). Общих рекомендаций здесь не существует, кроме одной: очень важно осуществлять приём препаратов именно по той схеме, которую прописал врач. Нельзя самостоятельно отменять приём препаратов, резкая отмена может ухудшить состояние ребенка. Сами по себе эти препараты не решают проблему полностью, но дают возможность восстановиться. При переломе мы накладываем гипс, чтобы организм спокойно решал проблему. Если его раньше времени снять, может случиться новый перелом. В случае с РПП мы говорим про биохимическую поломку организма — и для восстановления нашей психике тоже нужен «гипс».

Можем мы ограничиться приёмом препаратов и визитами к психиатру?

Можете, но это неэффективно! Один лишь прием препаратов и контроль психиатра не может дать гарантии не попасть в эту ситуацию снова. Существует «золотой стандарт» работы с РПП, в частности, с анорексическим расстройством: прием препаратов, работа с психиатром, психологом, психотерапевтом, консультантом по питанию, контроль гастроэнтеролога, эндокринолога, для девочек — гинеколога. Только при совокупной работе специалистов удаётся восстановить нормальную работу организма.

Эти лекарства на всю жизнь?

Нет. В большинстве случаев мы говорим о приеме лекарств после выписки от шести месяцев до полутора лет. При стойкой ремиссии лекарства постепенно отменяются. Сроки достижения ремиссии индивидуальны.

Почему это случилось с моим ребенком?

РПП — это мультифакторное заболевание. Старт заболеванию дает совпадение нескольких факторов: это генетическая предрасположенность, повышенная эмоциональная чувствительность, кризис в жизни, фиксированность на определённых целях.

Единой причины возникновения расстройств пищевого поведения не существует. Все возможные причины делятся на три большие группы. Первая группа — конституциональная: исследователями выявлены гены, которые повышают риск развития этого заболевания. Сюда же относится и повышенная чувствительность, с которой человек рождается и живет. Вторая группа причин относится к семейным факторам: способы воспитания ребёнка, выстраивание взаимоотношений в семье, полная/неполная семья и так далее. Так или иначе, это те события, которые уже произошли, и их не изменить, к тому же паттерны поведения формируются в основном в возрасте до трёх лет. Третья группа причин — социальное окружение: насмешливые одноклассники, сидящие на диетах подруги, модные блоги, транслирующие стандарты худобы, и так далее.

Возможно ли повлиять на весь этот комплекс причин? Разумеется, нет. По сути, причина не так уж важна для хода лечения, и её вполне можно поискать попозже, когда здоровье вашего ребенка будет приведено в порядок.

Это я виноват(а), что мой ребенок заболел?

Абсолютно точно никто не виноват в том, что ребенок заболел! Существует генетическая предрасположенность к развитию РПП. У ребенка от природы высокая эмоциональная чувствительность, особенности мышления в виде высокой детализации, нарушение в системе регулирования «сытость-голод».

Ваше чувство вины («неправильно кормлю», «неправильно воспитывал(а)») вызывает у ребенка дополнительные тревогу, беспокойство и гнев. Очень важно понимать: чувство вины — самый плохой советчик для вас и вашего ребенка сейчас. Поэтому помните: в том, что ваш ребенок заболел, нет ничьей вины!

Почему он/она просто не может начать есть, как все нормальные люди?

Ваш ребенок болеет. Ваш сын или дочь не ест не из вредности или потому что «плохо себя ведет». Такое поведение связано с постоянным чрезвычайным страхом, навязчивыми мыслями, глубокими душевными переживаниями, при которых ребенок к тому же испытывает огромную вину за то, что он делает. Когда вы спрашиваете: «Это потому, что ты меня не любишь?» — чувство вины усугубляется во много раз. Он или она сейчас не могут вести себя иначе.

Что мне со всем этим делать?

Обращайтесь к врачу. В первую очередь это врач-психиатр. Только человек с профильным дипломом может оценить степень заболевания и необходимость дополнительного лечения. Он знает, к какому специалисту отправить дальше, какая терапия нужна ребенку. Вы будете не одни в борьбе с РПП и не упустите момент. Если вы живете в большом городе, узнайте, есть ли в вашем городе психиатры, которые работают с РПП. Если вы житель маленького населённого пункта или в вашем городе нет профильных специалистов, вы можете обратиться в специализированную столичную клинику.

Что мне делать или чего не делать дома?

Нет прямой связи между вашими действиями, какими бы замечательными они ни были, и болезнью ребёнка, если она уже существует. Нет ничего, что вы однозначно могли бы сделать, чтобы он (или она) начал или перестал есть. Есть индивидуальные рекомендации врачей и психологов. Вы получите их, когда начнёте лечение, — и они (ещё раз!) будут очень индивидуальными. Нет одинаковых детей, как и родителей, как и семей. Универсальная рекомендация — это нонсенс.

Часто задаваемые вопросы подростков

Я смогу вылечиться и относиться к еде, как обычные люди?

Да. Когда ты перестанешь ставить на пьедестал вещи, которые в нашем мире не имеют никакой реальной ценности и значимости (например, размер складки на животе или обхват запястья), у тебя продолжится самое обычное возрастное развитие. В результате ты сможешь испытывать удовольствие и грустить от обычных простых вещей, близких и понятных любому человеку. Еда и тело перестанут занимать все твои мысли.

Что будет вместо этого? Я уже привык(ла) жить так…

У тебя появятся новые эффективные методы для того, чтобы справляться со своими эмоциями. И еще ты сможешь наконец-то почувствовать всю полноту жизни, ведь болезнь всегда ограничивает ее, влияя и на физическое, и на эмоциональное состояние. Ты будешь чувствовать себя лучше, крепче, спокойнее и — да, правда! — счастливее.

Что, если оставить всё как есть, не лечиться?

Будешь жить, как сейчас, — всё продолжится в том же духе. Плюс, скорее всего, за этим последуют осложнения. Тело не выдержит постоянного дефицита и начнет тебя подводить.

А можно убрать только один симптом, который мне не нравится?

Нет, это невозможно. Можно избавиться только от болезни в целом.

Как я буду жить, если прибавлю в весе? Я ведь возненавижу себя за то, что толстый(ая)!

Давай откровенно: ты ведь и сейчас свое тело не очень любишь. Так, возможно, дело именно в твоей нелюбви к себе, а не в каких-то особенностях твоего тела? Давай попробуем договориться с ним и будем надеяться, что оно не будет слишком сильно мстить за месяцы, а может, годы мучений.

Три полезные книги для родителей, чьи дети страдают расстройством пищевого поведения

Литература рекомендована главным врачом московского Центра изучения расстройств пищевого поведения Максимом Сологубом

1. Дженнифер Л. Гаудиани «Преодоление медицинских осложнений расстройств пищевого поведения. Практическое руководство». 2021 год. Медицинский взгляд на проблему расстройств пищевого поведения. Книга написана практикующим врачом, она пригодится не только пациентам и их близким, но и медикам, которые работают с людьми, страдающими РПП. Автор просто и доступно рассказывает, какой вред несут организму регулярные «чистки», что происходит с нашим телом, когда мы голодаем, и как расстройства пищевого поведения способны поставить человека на грань жизни и смерти. Помимо медицинского в книге затронут и социальный аспект: предвзятое отношение и стигматизация людей с лишним весом, современная «культура диет» и недостатки системы здравоохранения, из-за которых люди с РПП часто не могут своевременно получить столь необходимую им помощь.

2. Харриет Браун «Храбрая девочка ест! Борьба семьи с анорексией». 2021 год. Пронзительная история, рассказанная Харриет Браун, о том, как ее дочь Китти и вся семья боролись с демоном анорексии. Личная история, переживания семьи, научные данные, исследования, история — всё в одной книге. Драма, в которой решимость и настойчивость родителей, а также усилия самой Китти позволяют вырвать ее из лап расстройства пищевого поведения.

3. Джун Александер, Кейт Сангстер «Расстройства пищевого поведения. Как страдающим и их близким понять друг друга». 2022 год. Книга объясняет образ мышления людей с расстройствами пищевого поведения. Авторы «переводят» их эмоции на язык, понятный друзьям и близким. В книге приводятся наглядные примеры распространенных ошибок в общении, даются советы о том, как предотвратить триггеры и восстановить личность человека, подавленную болезнью. Она будет полезна семьями и друзьям людей, страдающих РПП, а также специалистам в области ментального здоровья.

Автор проекта: Елена Ярмизина
Координатор проекта: Владимир Шведов
Фотографии: Анна Мирошниченко
Фоторедактор: Светлана Софьина
Корректура: Галина Горчакова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления