Декабрь и первая половина января 2022 года отметились заметным спадом числа заболевших коронавирусом. Такая тенденция говорила о том, что четвертая ковидная волна уходит. Однако особой радости по этому поводу не было, вместо нее — ожидание очередной, уже пятой волны. Эксперты предполагают, что ее триггером станет новый штамм «омикрон», который выявили в Африке еще в октябре. На сегодняшний день в Омской области штамма нет, однако в других российских регионах люди «омикроном» уже заболевают. NGS55.RU решил разобраться в том, придет ли в наш регион новая волна коронавируса, чем она опасна и готовы ли к борьбе омские медики.
Пятой волне — быть
Директор Омского НИИ природно-очаговых инфекций Николай Рудаков считает, что новую волну коронавирусной инфекции стоит ожидать уже в феврале. С его прогнозом согласны и другие омские медики. Одна из главных особенностей коронавируса заключается в том, что он крайне изменчив. Подобно вирусам гриппа, новые штаммы ковида способны сопротивляться иммунитету человека. Также они имеют определенные свойства, которые требуют отдельного изучения врачами.
— Ранее никто не думал, что именно так будет протекать коронавирус. Не могли полагать, что инфекция будет сильно изменяться. В любом случае мы говорим, что будет следующая волна. И вероятно, что она будет намного масштабнее, чем предыдущая, — заметил Николай Рудаков.
По мнению профессора, штамм «омикрон», оказавшись в Омской области, в условиях новой волны станет доминирующим не сразу. Некоторое время он будет циркулировать вместе с «дельтой», которая на сегодняшний день преобладает в регионе. Однако, прогнозирует Николай Рудаков, «омикрон» распространяется быстрее, а это означает, что со временем «дельту» он всё-таки вытеснит. Работа омских лабораторий сейчас сводится к тому, чтобы своевременно выявить в регионе новый штамм коронавируса и начать его изучать.
— Мы отслеживаем штаммы, которые сейчас циркулируют в Омской области. Объем исследований в последние недели резко увеличился. Как только выявим новый штамм, будет информация, — добавил специалист.
Готовы ли омские медики?
Говоря об особенностях штамма «омикрон», вирусологи в первую очередь отмечают его быструю скорость распространения. В сравнении с «дельтой», доминирующей сейчас в Омской области, заразность «омикрона» оценивают выше в 2–7 раз (по разным заключениям). Исходя из таких значений, можно предположить, что всплеск заболеваемости, вызванный новым штаммом, приведет к большому наплыву ковидных пациентов в омские медучреждения, что в сумме даст серьезную нагрузку на всю местную систему здравоохранения.
В ноябре губернатор Омской области Александр Бурков заявлял, что в регионе развернуты 3700 коек для ковидных больных (доля свободных составляла 8%). В конце декабря на заседании президиума координационного совета при правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции в России глава региона говорил, что на пике четвертой волны в Омской области было развернуто 4600 коек. Он также заметил, что на спаде заболеваемости, к концу декабря, количество коек в медучреждениях было чуть более 3100 и загружены они были на 61%. Один из универсальных вариантов решения проблемы с койками, к которому уже не один раз прибегали, — перепрофилирование больниц под прием ковидных пациентов. Масштаб сокращения плановой медицинской помощи напрямую будет зависеть от того урона, который начнет приносить новая волна.
По словам главврача ГБ № 11 Анны Лисичкиной, больница уже готова к новой волне и «омикрону». Во многом потому, что из режима борьбы с коронавирусом медучреждение в принципе не выходило. В ГБ № 11 продолжает работать стационар, где спасают пациентов с коронавирусом.
— Мы видим заболеваемость в соседних странах. Видим, что растет заболеваемость в нашей стране, в столичных регионах, поэтому, несомненно, и у нас заболеваемость будет расти.
«Мы уже во всеоружии, готовы»
У нас всё автоматизировано. У нас до сих пор стационар перепрофилирован: сюда поступают больные с разными формами коронавируса, в том числе и тяжелыми. Есть и амбулаторные пациенты, — сказала Анна Лисичкина.
Медики очень надеются на то, что заболевание, вызванное «омикроном», будет протекать у людей в легкой форме. Это еще одна особенность нового штамма, о которой часто говорят, хотя она еще не до конца проверенная. Также Анна Лисичкина добавила, что в борьбе с очень заразным штаммом поможет большое число вакцинированных омичей и выработанный общий иммунитет.
— В нашем учреждении сейчас заполняемость неполная. Также существует дополнительный коечный резерв. Наш стационар рассчитан на 180 коек, и на данный момент здесь находится значительно меньше людей. В любом случае наша система примет меры, чтобы коек хватило всем, — убеждена главный врач.
Пятую волну коронавируса ожидают и в районах Омской области. Исполняющий обязанности заместителя главного врача по медицинской части Калачинской ЦРБ Сергей Попов рассказал, что прогноз по новой волне есть. Он также надеется, что новый штамм будет менее опасен и, как следствие, менее смертелен, и допускает, что с его приходом увеличится нагрузка на амбулаторную службу. Стационар, предполагает он, продолжит работать в прежнем режиме.
— Контагиозность (в переводе с латыни термин означает «заразный». — Прим. ред.) штамма «омикрон» на порядок больше — в 2–7 раз. Да, это серьезно. Мы ждем новую волну и готовимся к ней. У нас официально развернуто 50 коек для лечения пациентов с коронавирусом. А резерв у нас был всегда. Если будет большой всплеск, полагаю, на уровне вышестоящих органов будут рекомендации по сокращению плановых госпитализаций или операций. Скорее всего, это уже будет решать министерство [здравоохранения]. Подобные изменения мы можем проводить и сами, но это будет зависеть от количества заболевших. К расширению мы всегда готовы, свободные места у нас есть, — пояснил Сергей Попов.
Задача не только для медиков
Омские врачи борются с коронавирусом почти два года, и за это время они научились с ним справляться. Врач-эпидемиолог Наталья Украинец хоть и допускает, что новый штамм вскоре станет доминировать в Омской области, однако признаётся, что ажиотажа среди медиков по этому поводу нет. Она говорит, что если перед первой волной коронавируса врачи были практически безоружны, то сейчас, спустя пару лет, они уже знают, как лечить ковидного пациента.
— У нас появилась вакцина, появился арсенал лекарственных средств. Многие пациенты с коронавирусом лечатся амбулаторно, получая бесплатные лекарства, и они не доходят до стационара. Но у нас наготове и стационар, и койки. Госпитальная и лабораторная базы готовы. Также появилось много нового оборудования, благодаря которому мы можем своевременно поставить диагноз и начать лечение. По этой причине и нет никакого ажиотажа. Будет волна, значит, мы к ней будем готовы. Надежды на авось нет. Режим работы у нас, конечно, усиленный, но мы уже привыкли. У нас есть наработанный алгоритм, маршрутизация: мы знаем, что делать с заболевшими пациентами, — отметила Наталья Украинец.
При этом медик замечает, что борьба с пандемией — дело рук не только врачей, но и всего населения. Побороть инфекцию, считает Наталья Украинец, можно, лишь соблюдая защитные меры, о которых всем давно известно: носить маску, держать дистанцию и вакцинироваться от коронавируса.
— Надеяться на авось не нужно. Не пронесет. Надеть маску в общественном транспорте — разве это тяжело? Сейчас люди уже ходят без масок. В поликлинику приходят без масок — в медучреждение, где находятся больные люди. Меры должны соблюдаться. Нельзя уповать только на медиков, люди должны это понимать.
12 января вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что в России уже выявили 698 случаев инфицирования новым штаммом (днем ранее было в два раза меньше — 305 пациентов). Еще ранее глава федерального Роспотребнадзора Анна Попова допустила, что суточное количество заболевших новым штаммом может достигать 100 тысяч, а глава центра имени Гамалеи Александр Гинцбург говорил, что в Москве 30% от числа всех заболевших ковидом к 10 января заразились именно «омикроном». Всё это наводит на мысль, что новый штамм в Омской области — дело ближайшего времени. Оно же и покажет, насколько омская медицина готова к новому вызову.