Здоровье Всё о коронавирусе подробности «Просыпаются спящие психические расстройства»: что пугает омичей в пандемию и при чем тут постковидный синдром

«Просыпаются спящие психические расстройства»: что пугает омичей в пандемию и при чем тут постковидный синдром

Беседуем с омскими психотерапевтами

Медицинская маска — символ эпохи коронавируса

Омская область, как и вся Россия, переживает четвертую волну коронавируса. Пандемия, как бы нам ни хотелось, уже основательно вошла в нашу жизнь. Постепенно люди адаптируются к новым условиям быта, хотя ежедневная статистика по-прежнему оставляет почву для беспокойства за себя и своих близких. NGS55.RU поговорил со специалистами, которые каждый день помогают людям решить психические проблемы. Они рассказали, чего в пандемию омичи боятся больше всего, с какими последствиями ковида столкнулись психотерапевты в своей работе и что, по их мнению, необходимо сделать, чтобы пережить ковидные времена.

Тревога от незнания


По словам психолога Елены Митрофановой, тема психического здоровья в пандемию актуальна в профессиональном сообществе на всех уровнях. Она отметила, что с началом пандемии тревожность повысилась у людей, которые и ранее были достаточно беспокойны.

— Если у человека и так повышена тревожность, его [пандемия] задевает. Основной и базовый страх таких людей — страх смерти. Тревога возникает от неопределенности. Нет ведь однозначной информации о том, как работает та же прививка и что случится, если человек ее не поставит. Наряду со страхом у людей возникают и другие эмоции — от злости и раздражения до нейтрального отношения: «Нас это не коснется, зачем тогда беспокоиться?» — рассказала Елена Митрофанова.

Тревога в пандемию характерна не только для взрослых, но и для детей, в частности тех, которые уже могут осознавать и анализировать происходящее вокруг. Врач-психотерапевт Наталья Александрова, которая специализируется на помощи детям, заметила, что пандемия добавила тревожности подросткам, в особенности тем, у кого кто-то умер или тяжело переболел.

— У тех же тревожных людей, которые опасались всего и вся, после возникновения ковида уровень тревожности, страха повысился, — пояснила Наталья Александрова. — У тех [из детей], кто переболел, хотя их небольшое количество, истощаемость и утомляемость усилила эту психопатологию. Дети с фоновой тревогой одним из ее источников упоминают пандемию, но он не ведущий. Возможно, в их жизни, где не было каких-либо трагических событий, это лишь одно из опасений.

Из-за пандемии в жизни россиян появляется всё больше ограничений

Заведующий психотерапевтическим отделением Клинической психиатрической больницы имени Н. Н. Солодникова Дмитрий Четвериков, говоря о времени с начала пандемии и до сегодняшнего дня, выделил три группы людей, которые обращаются за психологической помощью. В первой группе, характерной, по его словам, для первой и частично второй волны коронавируса, находятся пациенты с патологической тревогой, возникшей из-за непонимания вируса, отсутствия лечения от ковида и вакцинации, а также пугающих новостей. Однако сейчас, поясняет Дмитрий Четвериков, таких пациентов стало существенно меньше.

— В прошлом году таких людей было много, и они приходили абсолютно здоровыми. Но все-таки ковид вошел в нашу жизнь, и по общим законам развития психических явлений люди к нему адаптировались в той или иной степени. Летом прошлого года к нам действительно приходили те, кто бросал работу. Люди не были адаптированы к локдауну, было ощущение жизненной катастрофы. Но сейчас люди адаптировались, очень многие привились. Ковид на социальном, экономическом, медицинском уровнях стал более понятен. И средства массовой информации стали более разумно подходить к этой проблеме. Стало меньше фейков, мифов про чипирование, отравление, искусственное происхождение вируса и так далее. Этого безумия стало меньше, — добавил Дмитрий Четвериков.

В две другие группы он отнес людей, которые так или иначе уже столкнулись с ковидом.

Постковидные проблемы


С начала пандемии в Омской области, только по официальным данным, коронавирусом заразились более 100 тысяч человек, а умерли — более 2,5 тысячи. Печальная статистика породила вторую группу пациентов, которую обозначил Дмитрий Четвериков. Это люди, которые потеряли из-за коронавируса своих близких. Врач-психотерапевт назвал широкий спектр расстройств, присущих этим пациентам. К таковым, например, относятся острые стрессовые реакции, посттравматические стрессовые расстройства и депрессии из-за утраты.

В последнюю группу пациентов вошли люди, которые переболели коронавирусом, однако получили постковидный синдром. Это новое явление для специалистов в области медицины. По мнению Дмитрия Четверикова, эта категория пациентов будет только увеличиваться.

— В данной ситуации мы говорим о прямом действии коронавируса на головной мозг и психические функции. На этом фоне просыпаются спящие психические расстройства и формируются новые. Доминирующие расстройства также делятся на две группы. К первой относятся нарушения сна, генерализованная тревога, поиск у себя каких-либо заболеваний. Во вторую группу входят так называемые когнитивные расстройства: снижение субъективной и объективной интеллектуальной деятельности. Люди глупеют, есть выраженная астения, утомляемость. Человек не может выполнять элементарные бытовые обязанности, не может вести профессиональную деятельность, которую ранее он выполнял легко. Программисты забывают цифры, учителя забывают, как вести уроки, врачи забывают, как лечить. Бывает, человек не понимает, что у него ухудшается память, интеллект, внимание и так далее, а здесь человек это понимает и от этого мучается. И это усиливает его тревожный фон, — рассказал Дмитрий Четвериков.

После перенесенного коронавируса у некоторых проблемы не заканчиваются

Врач-психотерапевт рассказал, что в случае заметных изменений в психике после перенесенного коронавируса следует обратиться к врачу-неврологу. Если нарушения оказались серьезными и лечение, назначенное неврологом, не помогло, тогда необходимо идти к врачу-психиатру.

— В основном это [будет] медикаментозное лечение. Причем это медикаменты, которые в аптеке не купишь. Должно быть обследование, понимание, что делать. Какие-то проблемы параллельно мы можем решить [с помощью психотерапии], но по опыту могу сказать, что эти проблемы человек cможет решить сам, когда его психические функции — память, интеллект, эмоциональные реакции — нормализуются, — сказал врач-психотерапевт.

О пандемии нужно говорить честно

Омские психотерапевты уверены, что правдивая информация о пандемии и ее последствиях крайне важна, несмотря на то, что кого-то она может сильно напугать или расстроить. По мнению врача-психотерапевта Натальи Александровой, государство и СМИ должны продолжать говорить о пандемии, не пытаясь скрывать неприятную статистику.

— Есть ковид-диссиденты, которые будут интерпретировать информацию по-своему, и никакой рост [заболевших] их не испугает. Также есть ковид-паникеры. Истина такая, какая есть. Правда у нас всегда импонирует и вызовет меньше расстройств, нежели какое-то умалчивание. Есть ведь и альтернативные источники, которые пойдут в обход государственных. Чем больше единства в информации, тем у какой-то части людей будет меньше тревоги и больше доверия. Масштабы бедствия понимать надо. Среди колеблющихся в том, нужно ли вакцинироваться, какая-то часть перейдет в клан людей, которые сделают это и будут даже советовать [вакцинацию другим], услышав серьезную статистику по заболевшим, — сказала Наталья Александрова.

Коронавирус с нами на долгие годы

С ней согласился и Дмитрий Четвериков. Он считает, что все меры государства должны быть направлены только на то, чтобы люди шли на вакцинацию. Врач-психотерапевт уверен, что это единственный способ победить пандемию.

— Пугайте, угрожайте, шантажируйте, делайте что угодно. Я думаю, мое мнение разделяют все врачи, которые столкнулись с пациентами с постковидным синдромом. Никаких послаблений быть не должно. Здесь стоит вопрос о жизнях десятков тысяч людей. Увидели человека без маски — штрафуйте его. Ввели систему QR-кодов. Если какой-то ресторан или транспортная компания не выполнила [требование] — штрафуйте. И не на 5 тысяч, а на 500 тысяч рублей. Я вижу циничные заявления омских предпринимателей о том, что из-за ограничений или локдауна у них будут убытки. Пусть сходят и посмотрят, что творится в реанимациях, пусть посмотрят на программиста, который забыл цифры после ковида, посмотрят на пациентов, которые резко поглупели и не могут выйти из дома после коронавируса. Здесь должно быть очень жестко. Вакцинируйтесь, не будьте дураками.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления