После того, как в Омске у 11 случайных прохожих обнаружили ВИЧ, корреспондент НГС решил задать десять наивных вопросов эпидемиологу омского центра борьбы со СПИДом.
Недавно Омскую область посетили представители всероссийской акции «Тест на ВИЧ: Экспедиция». Любой желающий мог пройти анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ в одном из мобильных центров. В Омске его прошли 1510 человек, и у 11 из них результат оказался положительным.
Эпидемиолог омского центра борьбы со СПИДом Ирина Еремеева ответила на десять простых вопросов о ВИЧ.
— Можно ли по внешним признакам понять, что у человека ВИЧ, и какие симптомы есть у заболевания?
— Конечно, нет. Это невозможно, потому что внешних признаков практически не существует. Единственный клинический симптом, который отличает это заболевание от любых других, — это увеличение лимфоузлов левой половины туловища. Для того, чтобы точно узнать, ВИЧ-инфицирован человек или нет, нужно сдать тест.
Маловероятно, что вы сможете определить наличие инфекции самостоятельно, поскольку симптомы не специфические. В первые дни после заражения может быть ангина, высокая температура тела, более 38 градусов или сыпь. Однако эти симптомы присущи многим заболеваниям.
— Можно ли заниматься сексом с больным ВИЧ без риска заразиться?
— Можно, но для этого нужно помнить о средствах защиты. Если человек проходит терапию, то его вирусная нагрузка неопределима — это значит, что он не передаёт ВИЧ-инфекцию. При использовании средств контрацепции появляется гарантия, что он не заразит другого человека.
— Экспресс-тест показал, что у меня ВИЧ. Это может быть ошибкой?
— Скорее всего, нет, потому что тесты, которые используются на сегодняшний день, они высокочувствительные, а вероятность правильности показателей 99,9%. Бывают, конечно, сбои, но крайне редко.
— Как заражаются ВИЧ?
— Говоря об Омской области, у нас главным способом является половой путь заражения. В 2018 году он составляет практически 63%. Это для нашего города достаточно актуально, поскольку стали болеть люди, не имеющие отношения к наркотикам, — это сейчас главная проблема. Около 37% — наркотический путь. И ещё 0,5% — передача инфекции от матери к ребёнку.
— Если ВИЧ передаётся через кровь, то можно ли заразиться от комаров?
— Нет, безусловно. Не было пока что таких случаев в мире, чтобы ВИЧ-инфекция передалась с помощью кровососущих.
— Какие необычные способы передачи инфекции существуют?
— Не сказать, что это необычно, но был один случай заражения при нанесении татуировки.
— Если я боюсь, что у меня ВИЧ, что мне делать? И что, если диагноз подтвердится?
— В первую очередь, конечно, нужно обратиться в центр борьбы со СПИДом и пройти тестирование. Необходимо пройти комплекс исследований для выяснения рисков заражения. Необходимо пройти три обследования: клиническое, эпидемиологическое и лабораторное.
— Говорят, что лечение страшнее самой болезни — это действительно так?
— Это неправда. Все пациенты, с которыми я общаюсь, никогда так не высказывались. На самом деле терапия — это жизнь. Это единственная возможность на сегодняшний момент ВИЧ-инфицированному человеку жить качественно, долго, рожать детей. Даже есть люди, которые имеют этот диагноз, но отказываются в него верить и применять терапию. К сожалению, уже не один такой случай закончился смертью.
— Сколько живут люди с ВИЧ?
— На сегодняшний день мы не можем сказать точный возраст, до которого человек доживёт. Во-первых, это всё очень индивидуально. Во-вторых, существует высокоактивная антиретровирусная терапия, которая позволяет жить человеку достаточно качественно и долго. На сегодня есть шанс у любого человека, зараженного ВИЧ-инфекцией, дожить до глубокой старости. У нас в городе есть долгожители, которые ещё в начале 2000-х начали терапию и сейчас живы, работают, содержат семьи.
— В Омске много ВИЧ-инфицированных по сравнению с другими городами?
— На 1 августа 2018 года у нас зарегистрировано 18 085 случаев заражения ВИЧ-инфекцией. Сибирский федеральный округ, если я не ошибаюсь, находится на шестом месте.