Кадры с этими парнями, которые в жуткий ливень выталкивали машины из затопленного тоннеля на Серова, облетели соцсети.
— Хочу выразить огромную благодарность парням, которые не оставили в трудную минуту! Вчера (17 июля. — Прим. ред.) под виадуком на Серова парни вытащили «Газель» № 303 и множество транспорта! Ни МЧС, ни службы города не помогли! На помощь пришли простые ребята! Спасибо вам большое! Просидели с ребенком час в холодной воде, в «Газели» № 303! — написала одна из пленниц затопленного тоннеля.
Среди тех, кто бросился помогать машинам и людям, были пятеро местных ребят 15–16 лет. Вообще-то в тот день они в буквальном смысле шли к «Успеху». Именно так называется их спортзал. Обычно там они поднимают «железо», стоят в стойках и борются друг с другом. Но в этот день напрягать мышцы им пришлось в затопленном тоннеле. Впрочем, ребята из Привокзального поселка уже привыкли к тому, что он заполняется водой, и кидаться на помощь им не впервой.
Хором Кирилл, Максим, Миша, Федя и Дима рассказывают, как увидели, что в воде стоят две маршрутки — № 303 и 550, грузовичок и «Приора». Школьники забрались в поток (некоторым вода доходила до пояса, кому-то была и выше) и вместе с другими парнями стали выталкивать автомобили. С машинами, по их подсчетам, помогали человек восемь-девять, еще семеро пытались поднять люки, чтобы вода начала уходить. Кирилл заметил, что дальше на возвышенности стоят девушка и двое детей, и перенес их. Вода была теплая, а о брезгливости никто из подростков в тот момент не думал, говорят, «для благого дела не жалко». Но и этой помощью ребята не ограничились: поднявшись выше, они стали останавливать машины и рассказывать водителям, что творится в тоннеле. Некоторые автовладельцы благодарили их и разворачивались, другие ехали дальше, но потом все равно возвращались.
— Многие думают, что дети — зачем их слушать? Не верят, — сетует Миша.
Так под проливным дождем, босые (не хотелось мочить кроссовки), они провели еще полтора часа. Развернуть удалось больше сотни машин — был большой поток.
— Нам сказали, надо было с каждого водителя по рублю собирать, — смеются ребята.
— Пожалели, что не стали этого делать?
— А зачем? Это помощь, — философствуют они.
Со слов подростков, официальные службы приехали на помощь часа через 2,5-3, когда вода уже начала уходить сама.
Но несмотря на благородные поступки, героев парни из себя не строят. Один делится, что оказался на сходке антиредан в «Меге» весной прошлого года — пришлось побегать от ОМОНа. Хотя ехал туда просто посмотреть на то, что будет происходить. У второго проблемы в 59-й школе — учительница не допустила к экзаменам.
— Она мне все надежды испортила, — грустит он.
Парень с большой обидой рассказывает, как учительница говорила, что он похож на ее мужа-наркомана, а ее коллега заявила, что по подростку плачет детский дом.
— Слушай, а ты сам вообще хулиган?
— Ну, есть такое.
Однако он не отчаивается — планирует перевестись в другую школу. А еще парень пытается помогать старикам и мечтает о волонтерстве. Его друзья тоже задумываются о будущих профессиях: один планирует стать оперуполномоченным, другой — обучиться военному делу, третий перенимает у папы азы по удалению вмятин на машинах, а четвертый говорит, что будет собирать микроплаты для разных устройств.
Но прямо сейчас парней всерьез беспокоят проблемы родного микрорайона. Насмотревшись на коллапс, они рассуждают, что лучшим решением в ливень будет перекрывать тоннель и дорогу в районе пересечения улиц Карбышева — Избышева, а поток машин перенаправлять с Телевизионки на Рабочие либо в Порт-Артур. Есть еще переезд через железную дорогу Телевизионка — Московка, правда, со слов ребят, им никто пользоваться не хочет — там поезда, и временами приходится очень долго ждать.
— А желательно вообще прочищать канализационные люки. Потому что их не чистят, они вот так затапливаются: доски, ветки, все вот это плывет. Есть еще колодец, в который всё скидывают мусор, бутылки, фантики, и при ливнях всё это выплывает. У нас там получается, я посмотрел, в тоннеле только один люк, который на асфальте находится. Всё, больше нету. Конечно, он не будет справляться, — недоволен Миша.
К слову, в управлении дорожного хозяйства и благоустройства Омска еще 7 лет назад нам объясняли причину потопов в тоннеле: во время дождя из-за сильного наклона весь мусор с округи увлекает водой в сторону сливных решеток, те регулярно забиваются, и вода перестаёт проходить. Почему за долгие годы проблему так никто и не решил? Вопрос остается открытым.
Школьник Миша просит опубликовать и пожелание к управляющим компаниям, чтобы они занимались микрорайоном:
— У нас в Привокзалке где ни пройдешь, везде всё затоплено. Приходится либо резиновые сапоги постоянно надевать, либо просто дома сидеть.
На вопрос, нет ли у парней желания переехать в более современный район, они отвечают однозначно.
— Надо улучшать жизнь в Привокзалке, — говорит Миша и все соглашаются.
— Сделать акцент на вот эти старые микрорайоны, потому что все-таки это твое родное место, — добавляет Кирилл.
— Ты там родился, живешь, учишься, проживаешь жизнь и понимаешь, что ничего не меняется за эту всю жизнь… — говорит Миша. — Мне вот лично жалко пожилых людей, потому что они жили всё это время и почему не уезжали? Они думали, наверное, что все поменяется, все намного лучше будет. А что? Ничего не поменялось, все так же осталось.
Некоторые из ребят живут в частных домах. Один признается, что в ливни в доме протекла крыша, у другого развалилась кирпичная подпорка в погребе — теперь вместе с папой будут восстанавливать.
— У нас в основном это частные дома, и в них очень много пожилых людей живет, — добавляет Миша.
Впрочем топит и подъезды многоквартирных домов. А еще в дождь вместе с мусором по микрорайону «течет» асфальт — остаются огромные ямы.
— Я живу в Привокзалке уже 12 лет, и единственное, что у нас начинают делать в дождь — это асфальт закатывать, — очень по-взрослому констатирует Кирилл, после чего парни рассуждают, что если бы полотно укладывали в нормальную погоду, то его бы не размывало осадками.
Напоследок мы изучаем с ребятами тоннель, который когда-то кто-то сделал в низине, смотрим на осыпавшийся местами асфальт, на продавленные колесами колеи, на одну маленькую ливневку в дороге и еще на одну — на тротуаре, заглядываем в щели забитого мусором колодца. Видно, что парням не все равно, и они надеются, что взрослые что-то предпримут. Ведь пока покидать Привокзалку они не хотят. Пока.