
Одна из заглавных работ выставки «Консерваторы и бунтари» из собрания Государственного Эрмитажа, размещенная на афише, — «Пейзаж с домом и пахарем» (1889. Холст, масло) кисти Винсента Ван Гога.
Ван Гог не прошел традиционной классической школы, он ворвался в искусство самоучкой в возрасте около тридцати лет. Сын голландского пастора, он успел сменить несколько профессий до того, как впервые взялся за карандаш. Ван Гог работал в фирме по продаже картин, был школьным учителем, проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Его первые шаги в искусстве были неуверенными и наивными, и при этом, впитывая всё новое, он оставался верен голландской школе. Благодаря знакомству с импрессионистами художник открыл выразительные возможности света, цвета, самой фактуры живописи. Его зрелые пейзажи отсылают к традициям «космических пейзажей» старых нидерландских мастеров.

Представленный на выставке пейзаж был написан в период пребывания Ван Гога в психиатрической лечебнице Сен-Поль близ Сен-Реми в 25 километрах от Арля.
Туда в поисках убежища художник добровольно отправился «ради собственного спокойствия и спокойствия окружающих». Окно комнаты художника выходило на поле, обнесенное каменной оградой, за ним — несколько домиков у подножия Альпий, невысокого горного хребта в Провансе. Ограниченный стенами лечебницы, Ван Гог часто писал и рисовал этот мотив, однако полотно из Эрмитажа не похоже на работы из этой своеобразной серии.
Иногда Ван Гогу разрешали вылазки в окрестные горы, где он, видимо, и набрел на данные мотивы: зажатые в лощине между кипарисами поля, дом с красной черепичной крышей и уступчатым карнизом, искривленные оливы и тополя. Пространство пейзажа крайне динамично: пашня, переходящая в холмы Альпий, расширяется, дыбится, преодолевая ограничения рамы. Мазки положены «в соответствии с характером предметов». Ван Гог исходил из того, что в каждой вещи есть скрытая душа, в предмете спит непроявленная сущность — каждый предмет следует оживить, увидеть в природе не стихию, но индивидуальную душу.
И, наконец, образ пахаря за плугом появляется во многих картинах Винсента, сравнивавшего себя с крестьянином: «Я всё еще выгляжу более или менее как крестьянин из Зюндерта... Я чувствую и думаю так же, только крестьяне более полезны в мире. Люди испытывают потребность в картинах, книгах и т. д., только когда у них есть всё остальное. Поэтому в моей иерархии я ставлю себя ниже крестьян. В любом случае я вспахиваю свои холсты, как они свои поля».
Письма Винсента Ван Гога — это честная исповедь, и в то же время ключ к пониманию его искусства. Художник определял свое место так: «Я сознательно избираю участь собаки, я останусь псом, я буду нищим, я буду художником, я хочу остаться человеком…»

БУК «МУЗЕЙ ИМЕНИ М. А. ВРУБЕЛЯ», vrubel.ru