В полночь 29 декабря в одну из омских больниц доставили 14-летнюю Инну (имя изменено). Во время осмотра врачи выяснили, что девушка находится на 6–7-й неделе беременности. В таких случаях врачам полагается обратиться в полицию и сообщить о незаконных действиях в отношении подростка, что они и сделали. Как выяснилось, ребенок был зачат вместе с 14-летним парнем по имени Андрей (имя также изменено). Больше всего это решение возмутило родителей молодых, ведь парень и девушка — супруги по цыганским традициям.
Корреспондент NGS55.RU Никита Елисеев и фотограф Елена Латыпова поехали в табор, в котором живет семья, чтобы узнать, почему цыган возмутила реакция медиков и правоохранителей на беременность Инны.
Дети сами приняли такое решение
Мы приехали в поселок на Лесоперевалках, где вперемешку живут и цыгане, и русские, и казахи, в районе 12 часов дня. За всё время поисков нужного дома нам встретились лишь цыганка в кружащемся от ходьбы платье и пожилой мужчина, укутанный в тулуп. Картина для поселка непривычная, ведь летом улицы заполнены детьми. Как выяснилось, в это время многие еще не встали с кроватей. Усложняло поиски и то, что русские и казахи по фамилии и имени членов табора не знают, а сами цыгане на расспросы отвечают настороженно.
После помощи одной из местных жительниц мы всё же постучали в нужную дверь. Ее открыл мужчина лет 30. Услышав свою фамилию, он поинтересовался причиной нашего приезда и заявил, что комментариев давать не будет. Но как только мы убедили его, что приехали не из полиции, он распахнул перед нами дверь со словами: «Заходите в дом». Не успели мы разуться, как нас повели в комнату молодоженов — они в этот момент спокойно спали в своей кровати. Несмотря на некоторое смущение, мы не смогли ослушаться и пошли следом на носочках мимо дивана, на котором спала мать парня.
— Мы еще ничего не знаем. Живут они вот, вы сами видите. Всё в порядке, хотим поехать вместе с ней на консультацию, чтобы на учет поставить. И каждый месяц смотреть за ребенком, что с ним происходит. Рожать-то надо, а че делать. Я аборт делать не буду. Они сами озвучили это решение, сами подумали, — с возмущением говорит Лаеш, отец парня.
Как проходят сватовство и женитьба
Заводить детей в 13–15 лет в цыганских семьях — целая традиция, которая практиковалась веками. Здесь сохраняют и другие обычаи предков: единение разных поколений одной семьи, приучение женщин к уходу за детьми и поддержанию домашнего быта. Поэтому семью очень удивило решение медиков позвонить в полицию. Но вновь подчеркнем: они обязаны это делать по закону.
— Мы обратились в больницу с ребенком, потом полиция приехала в шесть утра, — вспоминает Лаеш. — Мы им сказали, что у нас такие законы, — они и сами знают. Они (Андрей и Инна. — Прим. ред.) спят в одной спальне, говорим. Они все [показания] взяли и уехали. Сказали, начальству доложат.
Но с подобными случаями обычно к посторонним не обращаются. По информации уполномоченного по правам ребенка в Омской области Елизаветы Степкиной, с 2012 по 2021 годы на ее имя не поступало ни одной жалобы на ранние браки и деторождение в цыганских семьях.
Сватать детей у цыган разрешается уже с первых лет жизни — чем раньше это произойдет, тем лучше. Причем нередко жених и невеста даже не знакомы друг с другом, но в случае с Андреем и Инной, объясняет глава семейства, всё было взаимно — пара знакома с 3–4 лет.
— Понравилась ему. Мы так и сватаем: понравилась девчонка, давай засватаем? У всех кавказцев, я думаю, так. Только у русских когда захочешь, тогда и женишься, — рассказывает отец парня.
Любовь у цыган не поддается ни времени, ни законам. После сватовства родители ждут, пока дети повзрослеют, чтобы сыграть свадьбу. Само собой, такие браки официально не оформляются: возраст чаще всего недопустимый, да и по цыганским законам не положено.
— У нас только гражданский брак. Не хотим, нет у нас таких законов — наши дедушки и прадедушки так не делали, — говорит 50-летняя бабушка Андрея, у которой уже есть правнуки.
— Собираемся все вместе, свадьбу гуляем — и всё, — подхватывает отец парня.
— Русские цыгане так делают (регистрируют браки в ЗАГСах. — Прим. ред.), а мы, молдавские, так не делаем. Нет у нас такого обычая, — продолжает взрослая цыганка.
— И грамотности не хватает, — подытоживает Лаеш.
Свадьбы в таборах празднуют три дня: в первый день идет подготовка к торжеству, на второй — готовят угощения, а на третий уже проходит главная часть веселья. И всё это внутри табора — никаких лимузинов, ЗАГСов и ресторанов. К слову, знакомиться друг с другом ближе молодым полагается именно в последний день.
Будущее детей известно заранее
Пока мы беседовали, начали просыпаться все домашние. Жена Лаеша Русалка — так ее зовут по-цыгански — сразу после того, как умылась, принялась накрывать на стол и наливать цыганский чай с яблочными дольками. Молодожены в это время скромно занимались своими делами, а остальные дети увлеченно наблюдали за разговором взрослых. В целом семья выглядит счастливой.
— Я сам женился в 12 лет, — говорит Лаеш, поглядывая на улыбающуюся жену. — Ей было 14. Я вообще ничего не знал, мне сказали: «Едем тебя женить в Тюмень». Я даже не знал, где эта Тюмень находится. Сели поехали туда, женили меня, приехали домой. Это я даже ее не знал, а они (Андрей и Инна. — Прим. ред.) вместе жили. Привезли сюда жену и стали вместе жить. Ну я полюбил ее, конечно (смеется. — Прим. ред.). Живем до сих пор.
Разводы для цыган явление нечастое, хотя и возможное, говорит отец парня. «Отсвататься» обратно тоже можно. Если парень с девушкой не приглянулись друг другу или поссорились, можно отозвать договоренности родителей.
— У нас разводы вообще редко бывают, потому что законы у нас строгие. У тебя семья есть, дети есть — всё, ты не должна на другого мужика смотреть. У тебя муж есть, хоть он некрасивый или красивый будет. Тебя отец поставил здесь жить, значит, ты должна здесь жить, чтобы у нас второго мужа не было. У нас не надо такого делать. Но бывает, что они уходят, разные ситуации бывают, — говорит Лаеш, умалчивая при этом о законах для мужчин.
Будущее детей Лаеш и Русалка знают заранее. После свадьбы молодожены в цыганских семьях продолжают жить с родителями мужа до того момента, пока он не начнет зарабатывать самостоятельно. Как правило, это происходит в 17–19 лет.
— Потом я ему строю дом на свои деньги и тоже поддерживаю, пока он сам на ноги не встанет и не станет зарабатывать, — говорит Лаеш.
Такая судьба у каждого ребенка в семье — всех нужно женить или выдать замуж, научить зарабатывать деньги и построить им жилье. Если финансовую поддержку родители дают только по мере надобности, то моральной обеспечивают на всю жизнь. От рождения и до смерти цыган живет в таборе (за редким исключением он может уйти или быть изгнан), а родители чаще всего живут в ближайшем доме и каждый день навещают близких.
В целом дети в таборе живут свободно и до свадьбы, и после нее. Этот эпитет точно описывает быт местной детворы. В теплое время они носятся по улицам целыми толпами, а зимой ходят из одного дома в другой или играют дома с друзьями, братьями и сестрами сутками напролет. Школа для детей в таборе — не самое любимое место, поэтому обучение зачастую заканчивается в началке. Андрей и его братья тоже не ходят в школу. Родители говорят, что не могут заставить: не нравится им и ездить далеко (ближайшая школа в паре километров от Лесоперевалки). Соответственно, и в вузах цыган редко встретишь, так как в это время они начинают кормить семью.
Сейчас большая семья с настороженностью ждет следующего визита правоохранителей. Родители надеются, что история закончится положительно для их сына. Инну в ближайшее время ждут поездки в больницу, хотя отношение к медучреждениям после всего случившегося у семьи заметно изменилось.
Мнение психолога
Столкновение закона и традиций неизбежно, когда речь идет о многонациональной стране. Мы решили также поговорить с детским психологом и узнать, как ранняя беременность сказывается на юных девушках.
— Для девочек, воспитанных в этой культуре, — это норма. Если смотреть на ситуацию со стороны цыганской культуры, то всё нормально. Когда мы смотрим на эту ситуацию, она у нас вызывает яркий протест, потому что в нашем понимании 14 лет — это еще ребенок. И со стороны законодательства нашей страны и общепринятой конвенции о правах ребенка люди до 18 лет — это еще дети, — говорит психолог Наталья Дружина.
Она напомнила о том, что порой даже взрослому человеку приходится тяжело после рождения ребенка.
— Взрослые женщины часто страдают чувством потери себя, потому что они ограничены во времени и свободе. В первый год жизни ребенка они должны быть рядом с ним, и для женщины это кризис личности, — объясняет психолог. — У подростка, который в принципе еще себя не нашел и не окреп, рождение ребенка может вызвать поначалу романтизацию. А потом оказывается, что есть суровая реальность, которая не романтичная, не идеальная, не воздушная: бессонные ночи, крики, стресс и прочее. Она может почувствовать себя загнанной в тупик с мыслью: «Всё, теперь вся моя жизнь будет такой». Это во-первых.
Во-вторых, человек должен пройти через все этапы взросления. Через детство, где он наиграется и насладится общением и беззаботностью, через подростковый период — общение и учебу, поиск себя и прочее. Если выпадать из какого-то периода, то и определенные качества не развиваются, которые нам необходимы для дальнейшего построения гармоничной жизни. Это не значит, что ее жизнь будет сломлена, — это всегда зависит от человека и его окружения. Когда мы воспитываем ребенка, у нас самих должно быть чувство собственной наполненности, что мы можем что-то дать этому ребенку. А если у нас внутри пустота и мы сами не можем ничем с ним поделиться — это и ребенку страдания, и родителю.
При этом Наталья Дружина подчеркнула, что семейное счастье и благополучие в первую очередь зависят от самих супругов: если пара будет готова работать над отношениями, то они будут крепкими.