Город истории «Сама с трудом в это верю»: топ-менеджер бросила работу в Москве, полюбив деревенского плотника

«Сама с трудом в это верю»: топ-менеджер бросила работу в Москве, полюбив деревенского плотника

Рассказываем об их жизни в историческом селе в Ярославской области

Елена бросила Москву ради Учмы
Источник:

Елене Наумовой 56 лет. Ее прошлое — физфак МГУ и управление столичным банком. Ее настоящее — совместный быт с деревенским плотником Василием Смирновым и развитие музея о селе Учма, который 20 лет назад основал ее супруг. Елена переехала из Москвы много лет назад. И кажется, ни секунды не жалела, что бросила столичную жизнь.

В деревне постоянно живут 20 человек
Источник:

Журналисты 76.RU побывали в исторической Учме, которая затаилась в 100 километрах от Ярославля на правом берегу Волги, между Мышкином и Угличем. Погуляли по музею, послушали, как 600 лет назад зародилось село. Узнали, как с Учмой связан греческий князь Константин. Постарались понять, почему Учма, в отличие от сотен российских деревень, жива. Как Василий создавал проект, за который его впоследствии удостоили премии Лихачева? И что в Учме так зацепило Елену?

Премия имени советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора Д. С. Лихачева — международная премия за выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России. Присуждается с 2006 года Фондом имени Д. С. Лихачева.

Родное село рассыпается

Почти 40 лет назад, когда Василий вернулся из армии в родное село, он неожиданно для себя обнаружил, что Учма рассыпается. Ее наследие затирается с уходом каждого великовозрастного селянина, гибнет в унисон с зарастающими полями.

Василий осознал, что необходимо сохранить память об Учме
Источник:

И тогда Василий решил сделать всё возможное, чтобы память о родной Учме жила. Он, обычный голубоглазый мужик из деревни, подобно ювелиру год за годом собирал крупицы историй, баек и упоминаний об Учме. В конечном итоге информации накопилось на целый музей, охватывающий историю села начиная с XV века.

— Василий родился в Учме, в семье рыбака и крестьянки, рос любознательным мальчиком. Однажды, услышав в лесу голос краеведа Владимира Гречухина, заинтересовался, почему в Учме Кассиан Грек похоронен. Что за Грек, откуда взялся? И начал расспрашивать бабушек. Люди дореволюционного рождения были отличными сказителями, — рассказала Елена Наумова.

Многие дома в Учме построены до революции
Источник:

Была руководителем московского банка


Елена — коренная москвичка. Родилась и выросла в профессорской семье. В конце 90-х она впервые приехала в Учму. Хотела просто помочь с музеем, но в итоге осталась навсегда, став женой Василия и соавтором экспозиций.

— Родители всегда таскали меня маленькую на выставки, на взрослые спектакли и фильмы. Детство было счастливым, прекрасным. Я очень много общалась со взрослыми образованными людьми. И у меня, возможно, тогда сформировалось видение. Мы до сих пор с мамой стараемся выезжать на выставки, в музеи. И наблюдать за жизнью. Я поняла, что самое большое, чему меня научили родители — интересоваться эмоциями и психологией человека. Мне кажется, это одна из важнейших вещей при построении экспозиций. Если на первом месте не предмет, а человек, его эмоции и судьба, дальше всё нанизывается. Самое главное — наблюдательность.

Близкие спокойно отпустили Елену из столицы
Источник:

После истории о московском топ-менеджере, переехавшем в деревню, возникает логичный вопрос — как отреагировали близкие? Елена ответила на него спокойно.

— Переезд из столицы отсортировал людей, с которыми я общалась. Это очень четко показало, кто друзья, а кто — знакомые, которые меня просто не знают. Это не означает, что я с ними поругалась. Я просто поняла, что есть более близкие и более далекие люди. Мои друзья и мама полностью меня поддержали. Удивились, конечно, но не было никакого противодействия и противостояния.

Учма — живописное место
Источник:

Особенная деревня


Мы приехали в Учму около полудня. В смурную октябрьскую субботу село показалось безлюдным. В поле при въезде паслась пятнистая черно-белая буренка. Это, кстати, единственная корова, оставшаяся в деревне. Каждый день она дает молоко на всех жителей Учмы. Их осталось 20 человек, если не брать в расчет дачников.

Среди деревенских домов растут вековые сосны
Источник:

Единственная сельская улица растянулась вдоль заводи Волги. Среди аккуратных деревянных домиков стоят вековые сосны. Первое, на что мы обратили внимание в Учме, — отсутствие здоровых заборов из дешевого металлического сайдинга. Ограждений у домов либо нет совсем, либо стоят аккуратные плетни (плетеная изгородь из прутьев, ветвей. — Прим. ред.) или частоколы.

У сельской улицы два конца — Рублевый и Семигривенный. На одном из них, за аккуратной бревенчатой изгородью, мы нашли Учемский музей. У входа нас встретила Елена.

Феня паслась на территории музея
Источник:

— Вам повезло. Сможете поснимать Феню, — улыбчиво указала она в сторону статной лошади, гулявшей на территории. — Обычно она у нас в конюшне.

С этого момента и началось наше знакомство с селом. Елена подошла к Фене, нежно погладив ее по белому носу, самозабвенно начала рассказывать про Учму. О том, почему она перебралась в село несколько десятков лет назад.

Музей окружает аккуратный забор
Источник:

Село, которое собирались затопить под водохранилище


Учма находится в живописном месте на Волге. Раньше берег был высокий и обрывистый, сейчас — длинный и пологий. Всё дело в Рыбинском водохранилище. Деревня попадала в зону затопления, однако каким-то чудом осталась на суше — уровень Волги поднялся, но вода не дошла до села.

В Учме вместо металлических заборов используют частоколы
Источник:

— Учма — место особенное. Всё, что здесь происходит — неспроста. Тут не зря был монастырь. Учма помогает и дает раскрыться даже неправославным, хотя сюда и паломники приезжают. В 1999 году у моего мужа Василия Смирнова созрела необходимость рассказать людям, что происходило в Учме. Он понял, что всё стремительно исчезает и надо что-то делать, чтобы сохранить память. 22 года назад сюда привезли первое музейное здание, — рассказала Елена.

В 1994 году в Учме построили храм
Источник:

В конце 90-х Василию с поиском информации помогали друзья из мышкинского музея, в частности, краевед Владимир Гречухин. В первом здании Учемского музея была экспозиция, рассказывающая об истории этого места начиная с XV века. Создатели музея связали возникновение деревушки с падением Византийской империи.

Амбарам, в которых расположены экспозиции, около 100 лет
Источник:

Согласно истории, Константин Мангупский, происходящий из византийского императорского рода, после падения Константинополя бежал в Мистру, а позже в Рим, застав там расцвет эпохи Возрождения. Оттуда перебрался в Москву, принял на Руси монашеский постриг с именем Кассиан. Однажды плыл из Ферапонтова монастыря на лодке в сторону Углича и остановился переночевать на реке Учме. Ему так понравилось это место, что Кассиан основал на нём Учемскую Успенскую пустынь. Учемская пустынь пережила польско-литовское нашествие и просуществовала до 1764 года, когда указом Екатерины Великой эти земли были национализированы. Земли и крестьяне стали государственными, а церкви — приходскими. В советское время в Учемском монастыре расположился Волголаг. Колокольня и собор простояли в запустении до 1952 года.

— Так получилось, что я была одним из посетителей этого музея. Я поняла, что мне интересно приезжать и помогать. И постепенно у нас с Василием сложились личные отношения. Мы муж и жена давно уже, около 15 лет. Когда-то мы нашли общий язык, и появились наши экспозиции. Прекрасный альянс, когда у Василия есть память о месте, а у меня — видение с точки зрения дизайна, среды, экспозиции и психологии масс.

В месте, где стоял монастырь, Василий установил часовню и поклонный крест
Источник:

«Считали, что приехала вторая ненормальная»


Елена признаётся, что сначала учемские жители смотрели на них с Василием косо. Когда Василий только начал собирать информацию о Кассиане, искать артефакты и создавать музей, люди считали его ненормальным.

— Они думали, что Василий занимается чем-то непонятным. Когда появилась я, мнения жителей разделились. Одни думали, что приехала вторая ненормальная. Другие заподозрили во мне неладное. Мол, я сейчас тут что-то этакое сделаю и больше не будет музея. Что я произведу рейдерский захват, — смеется Елена.

Экспозиции посвящены жителям села
Источник:

Старожилы Учмы растаяли, когда увидели свои лица, услышали свои голоса в экспозициях музея. Они поняли, что музей — это не только про далекое и легендарное. Музей — это и про них, самых обычных жителей деревни.

— Постепенно я всё больше становилась своей, но, к счастью, до конца своей не стала. К счастью, потому что я смогла пообщаться с ними как добрый попутчик в поезде, расспросить о любви для экспозиции. Своему бы они вряд ли открылись. Люди не враждебны к музею, потому что он о них, об истории Учмы. И большинство людей гордятся, привозят своих родственников.

На деревенских домах разместили исторические фотографии. Это часть музейной экспозиции
Источник:

Логотип для сельского музея придумал Артемий Лебедев

Вместе Василий и Елена создали музей истории Учмы. Он расположился в старинных амбарах, которые Василий перевез из соседних деревень. В составе музея работают четыре экспозиции: о зарождении Учмы, об истории русской деревни, про сельскую любовь и быт.

Первая экспозиция переносит на 600 лет назад к зарождению Кассиановой пустыни — места, где находится село. Во второй воссозданы сельмаг, школьный класс, эпизоды из жизни колхоза. Экскурсия начинается с аудиозаписи советских лет, где председатель учемского колхоза бодро дает задания односельчанам. Затем его сменяют разговоры жителей деревни. Они рассуждают о былых временах и тяжелой ежедневной работе.

Экспозиции отражают тяжелый труд крестьян
Источник:

«Колхоз перестал существовать в XXI веке. Остался только председатель», — голос на диктофонной записи грустно подводит очевидный итог.


Третья экспозиция учемского музея называется «Старухи о любви». Старинный амбар разграничен на зоны, каждая посвящена жительнице Учмы. На стендах бережно собраны вещи старушек — баночки от духов, самодельные шторки с окон, самогонный аппарат, любовные письма. При этом гость слышит разные женские голоса. Старушки вспоминают молодость. Где-то смеясь, а где-то вздыхая.

Я переписывалась с солдатами, они мне присылали свои фотографии. А вышла за того, кто первый из армии приехал.

Секса, конечно, никакого не было. Целоваться — целовались.

Денег не было, я взяла и связала занавесочки на окно из марли. Всяко поприличнее.

Он хороший был парень. Ухаживал за мной. Только моя мама его очень не любила.

Каждая героиня экспозиции рассказывает о любви в своей жизни. И о нелюбви, кстати, тоже. Гостю очевидно, что с ним говорят старухи. Но то, о чём они говорят, становится откровением.

Экспозиция «Старухи о любви» трогает до мурашек
Источник:

— Для кого-то истории жителей Учмы вдохновляющие, а для кого-то — настораживающие. У нас были совершенно разные случаи. Однажды после экспозиции «Старухи о любви» посетительница сказала: «О Боже! Если бы я попала сюда 10 лет назад, я бы не жила с мужем лишних лет без любви». А другая пара вышла с экспозиции и сказала, что им есть над чем подумать: что они скажут своим детям и внукам? Отношения сейчас в кризисе, вроде надо расставаться, но, скорее, нет. Эта экспозиция дала им дополнительный угол зрения, другой фокус на свои собственные отношения. И эти случаи, повлиявшие на мировоззрение, достаточны, чтобы сказать, что мы добились желаемого, — сказала Елена.

В экспозиции представлены личные вещи жительниц Учмы
Источник:

Четвертая экспозиция — «Музей дыр и заплат» — расположена в бывшем здании сельской школы. Платки и платьица, брючки и тулупы, которые отдали в музей жители Учмы, олицетворяют деревенскую жизнь. Кстати, для этой части музея логотип придумывала одна из самых дорогих дизайнерских студий столицы — Артемия Лебедева.

— Меня часто спрашивают, откуда идеи. По всей видимости, мы просто наблюдательные с Василием. Фиксируем то, чего другие не замечают. Экспозиции нужно строить не из сухих стендов и таблиц. Нужно, чтобы человек себя почувствовал внутри истории, — рассказала Елена.

Елена уверена, что выставки должны менять мировоззрение
Источник:

Детям — вседозволенность


Свою миссию супруги видят не только в развитии музея. Они уверены, что село Учма, как феномен, оказывает влияние на умы детей.

— Дети здесь освоились, они используют нашу территорию для игр. Пока из наших учемских детей я не вижу ни одного, кто продолжит наше дело. К музею они пока относятся несерьезно. Однако я уверена, что всё не зря, потому что у них на всю жизнь останется бэкграунд. Они свое детство проведут на свободной территории в культурном месте. Им ничего не запрещают, хотя они иногда что-то ломают. Да, я прошу починить, но мы их не ругаем. И мне кажется, это колоссальная воспитательная работа, которая проходит без нашего участия. Мы просто разрешаем, не запрещаем.

Территория открыта для детей
Источник:

Летом здесь периодически проводят праздники для детей села. Ребята выступают перед взрослыми, показывают спектакли. Мама Елены занимается с детьми керамикой, местная жительница Анна учит рисовать и вырезать из бумаги.

— Основное занятие, которое мы проводим с детьми — вседозволенность. Она приводит к тому, что люди начинают бережнее относиться к месту, где им всё дозволено. Они понимают, что, если будут хулиганить, мы можем их прогнать. И эта такая интересная история, когда вседозволенность превращается в любовь к своему месту.

У самих Елены и Василия есть общий ребенок — 9-летний Арсений. Приемный. Елена каждый день возит его в школу в Углич.

История — в деталях
Источник:

«Деревни держатся на самообразовавшихся волонтерах»


Елена рассказала, что не ищет вариантов традиционного заработка. Ее не интересует работа в музеях Углича и Мышкина. В основном она занимается грантами и подготовкой проектов в Учме. Елена и Василий выкупили в селе второй дом и теперь сдают его. Кроме того, раздумывают о создании в Учме экодомиков для туристов.

— У меня есть своя удаленная работа, немного. Плюс у меня довольно много проектов. Сейчас идет грантовый проект гигантский. Следующим летом мы должны предъявить миру постановку театрализованную совместно с «Театр.dok» (Российский театр документальной пьесы. — Прим. ред.). Мы получили грант от фонда Потанина и сейчас занимаемся подготовкой проекта под условным названием «История деревенских мужчин».

Василий и Елена работают над расширением музея
Источник:

По замыслу, этот проект будет отражением экспозиции «Старухи о любви». У создателей учемского музея часто спрашивают, почему они столько внимания уделяют женщинам, а мужчин словно игнорируют. У Елены есть простой ответ на этот вопрос.

— Да потому что долгие советские годы был матриархат. В особенности это сложилось после того, как с войны не вернулось много мужчин. Женщины на себе пахали, тяготы несли. А мужчины часто сильно пили. И как-то так сложилось, что женщина была главной. Я не говорю, что роль женщины отступила сейчас. Однако в отличие от городов, где много говорят о новой роли женщины, здесь, в деревнях, вперед вышли мужчины.

Учемский музей посвящен жителям села
Источник:

«Те российские деревни еще держатся, где есть хотя бы один мужчина 50–60 лет»

— На них держатся заборы, крыши, печи — работа, требующая грубой силы. Я это обнаружила случайно. Зачастую это мужчины-одиночки, которые вместе образуют незримые сообщества. Они друг с другом созваниваются, во «ВКонтакте» у них общие чаты, они вовсю пользуются интернетом. Они очень самодостаточные, занимаются какими-то фантастическими вещами помимо своей основной работы. Например, один борется за экологию и следит за всеми близлежащими свалками. Другой, проходя на работу, каждый день заходит к соседу и проверяет, истоплена ли у него печь. Если нет — то помогает. На плечах вот таких самообразовавшихся волонтеров лежит забота о соседках.

Просторы Учмы западают в душу
Источник:

Это совсем не вяжется с той картиной России, которая сложилась у горожан. Вот такое исследование мы проводим с «Театр.dok». Результатом станет театральная мультимедийная постановка без актеров. Посетитель сам будет актером, — рассказала Елена о грядущих планах.

«Сама с трудом верю этой истории»

Елена и Василий вместе около 15 лет
Источник:

В конце разговора мы задали Елене блиц.

— Так почему вы решились на переезд из Москвы? Надоела столица, так понравилась Учма или всё же... Любовь?

— В первую очередь, конечно, Василий. Это чистая правда, но я с трудом осознаю, что это произошло со мной. Если бы не Василий, я бы просто приехала, помогла с музеем и уехала. В моей жизни много таких проектов. Когда я что-то где-то делаю и у этого нет продолжения. Василий, конечно, совершенно удивительный человек. Я рада, что нас свела судьба. Это просто алмаз. Бриллиант. Он был запрятан и свободен. Никто не разглядел. Я удивлена. Он нескучный человек, очень много знает. И это не просто сухие знания, он преподносит их легко, живо, с юмором. И это не утомляет. В продолжительных отношениях важна не только любовь, очень важно не наскучить друг другу. Не мешать. И мне кажется, у нас это получается.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Не сошлись характерами»: как еноты Маша и Аня уживаются в одном кафе Омска
Екатерина Шрайнер
Младший корреспондент
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Мы не обязаны доносить пациентов до машины»: честный рассказ фельдшера омской скорой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления