Омск нередко называют театральным городом. Здания сразу двух омских театров относят к символам советского модернизма. О первом из них — Музыкальном театре, спроектированном женой известного актера Александра Ширвиндта Натальей Белоусовой, — мы уже рассказывали. Сегодня речь пойдет о ее однофамильце — Викторе Белоусове, авторе проекта омского ТЮЗа. Это здание во многом напоминает знаменитую виллу Савой пионера архитектурного модернизма Ле Корбюзье. При этом оно является уникальным и должно остаться таким и после начатой недавно реконструкции — исторический облик обещают сохранить.
Театр юного зрителя появился в Омске в 1937 году. Первым режиссером театра стал народный артист РСФСР Вацлав Дворжецкий, известный по работам в фильмах «Забытая мелодия для флейты» и «Угрюм-река». В конце тридцатых Дворжецкий вернулся из Соловецкого лагеря. В Омске его приняли благодушно и дали местную прописку. Здесь он познакомился со своей первой супругой — балериной Таисией Рэй, а после повторной ссылки и последующего развода женился на режиссере омского драмтеатра Риве Левите.
Первые годы театр для детей и молодежи работал в здании клуба железнодорожников (ДК Лобкова), а в 1939 году переехал на Партизанскую, 2 (Дом учителя). В послевоенное время слава омского театра для детей и молодежи распространяется по Советскому Союзу — актеры начинают активно гастролировать: посещают южные, сибирские и уральские города.
А в 60-х годах начинается строительство нового современного здания театра. Его решили строить в городском саду — на месте костела, в котором до революции собирались местные католики (в основном переселенцы из Польши). В конце тридцатых годов в здании католического храма открылся летний театр, а в середине шестидесятых его снесли, чтобы построить на этом месте театр для детей и молодежи.
К тому времени под влиянием постановления об устранении архитектурных излишеств на территории всей страны начинают появляться лаконичные здания «завтрашнего дня» — гораздо позже их отнесут к «советскому модернизму», а пока это явление еще не имеет названия. В проектном институте «Гипротеатр» трудится архитектор Виктор Белоусов — выпускник Ленинградского инженерно-строительного института. Интересы парня из крестьянской семьи, выросшего в небольшом селе в Тамбовской области, весьма разнообразны: он одинаково неравнодушен к старинному зодчеству и к современной архитектуре. Например, в конце пятидесятых Виктор Белоусов черпает вдохновение, любуясь усадьбой Кариан-Строгоново, где когда-то родилась супруга Александра Пушкина Наталья Гончарова, и имением Мара, в котором прошло детство поэта Евгения Баратынского. В этих поездках по Тамбовской области Виктор Белоусов не просто любовался дворянскими домами, но и напряженно работал — обмерял фасады зданий, писал о них научные статьи.
Впрочем, облик омского театра юного зрителя, к работе над которым Виктор Белоусов приступает в 1962 году, кажется, создавался под впечатлением от изучения снимков знаменитой виллы Савой французского архитектора Ле Корбюзье, нежели от рабочих поездок по бывшим дворянским имениям в Тамбовской области. Однако стремление архитектора к простору и освоению окружающего здание ландшафта чувствуется и в проекте омского театра. В нем Виктор Белоусов оформляет открытый внутренний двор-сад для детских игр с плескательным бассейном, а по периметру внутреннего двора размещает стеклянные кулуары, которые ведут в зрительный зал и фойе. Южную сторону фойе Белоусов также решает сделать остекленной — чтобы впустить туда как можно больше света.
Работая над проектом зрительного зала, Виктор Белоусов изучает опыт детских театров и приходит к выводу: сцена и зал должны органично сливаться друг с другом, чтобы зрители могли максимально вовлекаться в спектакль — сейчас бы это назвали интерактивным взаимодействием. Эту задумку он довольно хитро воплощает в жизнь: выносит поворотный круг сцены в зрительный зал. Свет, отражавшийся от циркульных экранов в подвесном потолке, позволял выполнять плавный переход от интенсивного освещения в фойе к искусственному освещению на сцене. В общем, театральная магия начиналась задолго до последнего звонка.
Советские конструкторы продумывали детали до мелочей: например двенадцатиметровый козырек, выступающий над центральным входом в здание, слегка изогнут, чтобы выдерживать нагрузку во время обильных снегопадов. Здесь же летом омичи могли спрятаться от дождя.
Здание омского ТЮЗа построили всего за два года — театр распахнул свои двери в 1967 году. Несущие конструкции возводили из железобетона и кирпича. Позже эту постройку признали самой экономичной за всю историю отечественного театрального строительства — на возведение потратили 1,5 миллиона рублей. За работу над проектом Госстрой РСФСР присудил Виктору Белоусову диплом и денежную премию.
В июле автору проекта омского ТЮЗа Виктору Белоусову исполнилось 92 года. За плечами — кандидатская диссертация по архитектуре, десятки научных работ, звание «Заслуженный деятель культуры СССР». В свои преклонные годы архитектор чувствует себя довольно бодро — сейчас он живет в Москве, но каждый год старается наведываться на свою малую родину — в село Инжавино в Тамбовской области. Поговорить с ним корреспонденту NGS55.RU не удалось, как оказалась, у Виктора Михайловича есть проблемы со слухом, но зато он очень любит общаться по переписке. В ближайшее время мы планируем отправить ему письмо.
Сегодня омский театр юного зрителя пустует — здание закрыто на реконструкцию до 2023 года. Работы начались с капитального ремонта фасада, витражей по всему периметру, демонтажу и ремонту крыши. Все помещения театра планируется полностью заменить, отремонтировать зрительный зал, заменить коммуникации и обустроить прилегающую к театру территорию — на эти работы из федерального бюджета выделено 457,6 миллиона рублей. Спектакли омского ТЮЗа временно проходят на других площадках.