Улица Герцена славится своим разнообразием: одновременно здесь стояли суровые промышленные здания (цеха заводов имени Куйбышева и Козицкого), памятник архитектуры — бывший доходный дом Могилевского (сейчас в нем находится офис компании «Стройбетон»), жилой «дом с башней» — свидетель эпохи сталинского ампира, и, наконец, один из образчиков омского советского модернизма — здание Центрального районного исполкома.
Сегодня в рубрике «Советский модернизм по-омски» мы рассказываем про здание администрации Центрального округа и раскрываем его маленькие тайны.
Здание районных организаций центрального района могло стать обычным типовым объектом, если бы к нему не приложил руку известный омский зодчий Геннадий Чиркин. Сегодня его бы назвали «зожником» — архитектор всерьез занимался бегом и был кандидатом в мастера по лыжному спорту. К середине семидесятых уроженец Читы (после учебы в Новосибирском архитектурном университете он попал в Омск по распределению) Геннадий Чиркин окончил аспирантуру в Московском архитектурном университете и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Общественные и административные здания для условий Сибири».
К тому времени, когда Чиркину предложили поработать над обликом администрации Центрального округа, в его авторском багаже уже был проект главной, на тот момент, омской высотки — тринадцатиэтажного здания областного исполкома на Красном Пути.
Коллеги рассказывают, что Геннадий Чиркин часто комбинировал типовые объемы — это был один из его излюбленных приемов. В случае со зданием администрации Центрального округа он взял за основу типовой проект, но придал ему динамику и оригинальность благодаря полукруглой пристройке.
— В этом здании узнается авторский стиль Чиркина, несмотря на всё разнообразие объектов, над которыми ему довелось поработать, прежде всего ему была характерна вот эта сдержанность и лаконичность, — считает архитектор и руководитель омского отделения ВООПИиК Никита Шалмин.
В цилиндрической части здания находится зал заседаний — перекрытия для него специалисты института «Омскгражданпроект» рассчитывали на ЭВМ.
Центральная часть здания была спроектирована таким образом, чтобы на его крыльце можно было укрыться от дождя.
Многие омичи наверняка обращали внимание на объемную колонну (третью слева, если смотреть на здание со стороны улицы Герцена), заметно выделяющуюся своей мощностью на фоне остальных колонн, более изящных. Эта особенность — не дерзкая задумка архитектора Чиркина, а необходимость, связанная с требованиями пожарной безопасности того времени.
— Предполагалось, что полукруглая часть здания будет стоять на тоненьких опорах, но поскольку в зале была спроектирована кинопроекторная, к которой нужен был пожарный выход, одну из колонн пришлось сделать толстой — в ней спрятали пожарную лестницу для кинооператора, — рассказывает Никита Шалмин.
Еще одну лестницу, выходящую на улицу из здания второго корпуса здания, маскировать не стали — она стала своеобразной «фишкой», благодаря которой здание стало еще более запоминающимся.
По словам омского искусствоведа Жанны Хахаевой стены зала должно было украсить декоративное панно в духе советского времени, но от этой идеи пришлось отказаться, чтобы удешевить проект.
— Там планировалось разместить графику или мозаику — большой плоскости нужно было какое-то украшение, но делать этого не стали в целях экономии. Насколько мне известно, панно должно было символизировать достижения трудящихся Центрального округа. Конечно, мозаика там не была лишней — она украсила бы этот угол, тем более, за многие годы здание не утратило своей функции, — поясняет Жанна Хахаева.
В своих интервью Геннадий Чиркин признавался, что интереснее всего было работать над проектами православных храмов. Такие работы в портфолио тоже были: часовня Георгия Победоносца, Александра Невского и Димитрия Донского в парке Победы и храм Воскресения Христова в Калачинске. Кроме того, он принимал участие в создании памятника участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Геннадия Чиркина не стало в 2004 году. У него остались сын и дочь, которые пошли по стопам отца.