Прошлый год для Омской области стал рекордным по количеству умерших за последние 13 лет. ЗАГСы зарегистрировали 29 850 актов о смерти (это сопоставимо с населением Тары!), причем в каждом десятом стояла отметка о заболевании коронавирусом. Если бы не COVID-19, мест на городских кладбищах хватило бы еще примерно на год. Но из-за пандемии земля для новых захоронений может закончиться уже через несколько месяцев.
В Омске 20 общественных кладбищ общей площадью 405,8 гектара, содержанием которых занимается бюджетное учреждение «Комбинат специальных услуг». При этом 9 кладбищ закрыты полностью, на 9 возможны родственные захоронения. Места для новых погребений есть всего на 2 муниципальных кладбищах: на Юго-Восточном площадью 38 гектаров в селе Морозовка Омского района, открытом только в 2005 году, и на Ново-Южном площадью 100 гектаров на Черлакском тракте в Ленинском округе, которому уже почти 60 лет. Но и на них свободная земля заканчивается.
— Осталось открытых два кладбища — Морозовское и Ново-Южное, но там [мест] максимум до осени. А на остальных — только подзахоронения, — рассказал NGS55.RU директор ритуальной компании «Память-В» Хайрула Абайдулин.
С тем, что резервы омских кладбищ почти исчерпаны, согласен директор ритуальной службы «В трудный час» Александр Кузнецов.
— На Ново-Южном, одном из самых больших кладбищ за Уралом, закончились места, сейчас ищут, где межрядье, большие дороги, где есть какой-то пятачок, и захоранивают. В Морозовке тоже не очень много мест осталось, может быть до лета хватит. И всё, хоронить больше негде, — добавил он.
Точное количество свободных мест на общественных кладбищах не знают даже в департаменте городского хозяйства, которому подчиняется «Комбинат специальных услуг».
— Земельный ресурс муниципальных кладбищ города Омска с учетом текущей динамики захоронений ограничен. Кроме того, в связи с регулярным осуществлением захоронений на территории муниципальных кладбищ города Омска определить количество свободных мест для захоронений не представляется возможным, — сообщил NGS55.RU заместитель директора департамента Владимир Шнипко.
До недавнего времени умерших с городской пропиской полулегально хоронили на ближайших к Омску кладбищах «Ключи», «Александровское» и «Приветная», но, по словам главы ритуальной службы Александра Кузнецова, «их оставили только для местных». Сельские жители переживают, что теперь земли может не хватить им. И не зря. В начале года стало известно, что кладбище в поселке Ключи вышло за официальные границы. По генплану Ключевского сельского поселения, земля, на которой сейчас идут захоронения, предназначена для размещения кладбищ, но ему не принадлежит. 29 декабря 2020 года поселенческая администрация подала иск к районной с требованием признать за ней право собственности на участок. Судебное разбирательство отложено на 14 апреля.
Александр Кузнецов считает лучшим на сегодня вариантом решения проблемы дефицита земли на погостах — договориться с танковым институтом о передаче мэрии земельного участка для расширения Ново-Южного кладбища, «чтобы года на три-четыре, пока строится крематорий, хватило».
«Либо на Морозовке надо что-то делать. В любом случае Омску нужно еще одно кладбище»
Однако, по информации департамента городского хозяйства, кладбища планируется строить не в Ленинском, а в Кировском округе.
— В администрации Омска прорабатывается вопрос о строительстве новых кладбищ на земельных участках вблизи Ново-Кировского (19 гектаров) и Западного кладбищ (11 гектаров) города, являющихся землями специального назначения для размещения кладбищ, — заявил Владимир Шнипко.
Депутаты горсовета 3 марта включили расширение Западного кладбища в адресную инвестиционную программу на 2021 год. На проектно-изыскательские работы из бюджета выделили 3 миллиона рублей. Как говорится в пояснительной записке к проекту поправок в городской бюджет, из 11 гектаров под захоронения выделят 7,71 гектара. Этой площади хватит примерно на 7710 могил. Но к строительству кладбища, по данным департамента горхозяйства, планируется приступить только в 2022 году.
— В дальнейшем при условии выделения необходимых бюджетных ассигнований будет рассмотрена возможность строительства нового кладбища вблизи действующего Ново-Кировского кладбища города Омска, — добавил Шнипко.
Кроме того, по его словам, мэрия обсуждает с администрацией Омского района вопрос о предоставлении в бессрочное пользование «Комбинату специальных услуг» участка вблизи Юго-Восточного кладбища.
Хайрула Абайдулин напомнил, что поле через дорогу от Ново-Кировского кладбища предлагали осваивать еще лет 10 назад, но, по его словам, нужны огромные вложения.
— Если делать кладбище по закону, подсчитали, нужно 200 миллионов рублей. Это расчеты десятилетней давности. Сейчас всё умножайте вдвое, — отметил он. — Дают поле, оно достаточно большое. Прежде чем сделать кладбище, нужно снять полезный слой, чернозем, сдать его в приемный пункт, завезти глину, огородить, обваловать, проложить аллеи, заасфальтировать дорожки. Представьте, какие это деньги!
Ни у «Комбината специальных услуг», ни у мэрии денег на строительство кладбища пока нет. За 2020 год бюджетное учреждение получило 72,9 миллиона рублей. Это на 7 миллионов рублей больше, чем в 2019 году, когда расходы еще превышали доходы, но на 100 миллионов рублей меньше, чем, например, в 2017 году. Как объяснял в конце прошлого года депутатам Владимир Шнипко, к финансовому краху «Комбината специальных услуг» привело решение арбитража, отменившее монополию бюджетного учреждения на копку могил на муниципальных кладбищах. И, видимо, ситуация настолько безнадежная, что предыдущий руководитель учреждения и замдиректора департамента городского хозяйства, которому поручили курировать работу муниципальных кладбищ, уволились, не проработав и трех месяцев.
— Чтобы расширить Западное кладбище, нужны вложения. А КСУ наш полубанкрот. Не знаю, за какие средства они будут расширять это кладбище. Леса надо вырубить, плюс дорожки проложить, асфальтирование сделать — приличная сумма. В частные руки кладбища никто не отдаст никогда. Может быть какие-то частные инвесторы с радостью взяли бы. Может, администрация займет КСУ, простит все долги. Кладбище-то нам необходимо, потому что к лету, в лучшем случае к концу этого года мест свободных не останется в Омске, — отметил Александр Кузнецов.
По мнению директора ритуальной компании «Память-В», город действительно спасла бы передача кладбищ в частные руки или даже создание совместного с администрацией предприятия. В этом случае, считает Абайдулин, бюджет получал бы хоть какую-то прибыль. Но какой бы вариант чиновники не выбрали, им нужно поторопиться, счет идет на месяцы.
— Я думаю, всё-таки прирежут (землю для кладбища. — Прим. ред.), потому что в районах ситуация тоже очень накалена. Не пойдет город на то, чтобы такие конфликты разруливать. Везти в Новосибирск для сжигания, кремации накладно. Во-вторых, есть религиозные, моральные нормы: у мусульман запрещено предавать огню, — заявил Хайрула Абайдулин.
На этапе проекта находятся два крематория в Омске — у Западного кладбища и у Юго-Восточного. Екатеринбургская компания «Феникс» получила земельный участок площадью 2 гектара в Старом Кировске для строительства без торгов. По данным Агентства развития и инвестиций Омской области, крематорий обойдется в 176,1 миллиона рублей, будет создано 24 рабочих места. Крематорий в Морозовке омский предприниматель Антон Николаев оценил в 200 миллионов рублей. Но реализация этого проекта была приостановлена из-за пандемии коронавируса.
Александр Кузнецов считает, что ни крематорий, ни расширение кладбища кардинально проблему дефицита мест для захоронений не решат: «Людям нужно перестать умирать в три раза, тогда, может быть, время еще потянем маленько».