Город Сокращение дендросада Ротонда, мох на бетоне, груши и дубы: разбираем новую концепцию дендросада

Ротонда, мох на бетоне, груши и дубы: разбираем новую концепцию дендросада

Омские архитекторы прокомментировали эскизы реконструкции

Так выглядит генплан обновленного дендросада

На этой неделе «Центр компетенций по вопросам городской среды» представил концепцию развития территории дендросада имени Гензе. Над ней работали омский архитектор Андрей Сергеев и дендролог Михаил Григорьев.

У этой концепции довольно скандальная предыстория — омичи и общественники изначально восприняли в штыки информацию о преобразовании памятника природы. Мнения горожан обещали учесть на общественных слушаниях, но из-за эпидемиологического режима на них смогли попасть далеко не все желающие. В итоге омичи очень долго оставались в неведении — всех волновала дальнейшая судьба дендросада. Первые ответы появились только на этой неделе — когда концепцию развития дендросада наконец представили общественности. Отмечается, что концепция учитывает мнения и сторонников, и противников преобразования памятника природы. NGS55.RU изучил концепцию вместе с омскими архитекторами и выяснил их мнение насчет проекта.

В концепции предусмотрена стоянка на 80 мест

Для начала напомним, что по решению регионального Министерства природы дендросад будет разбит на две части. При этом преобразование дендросада подразумевает под собой изменение статуса его территории на «рекреационные парки». Правда, в концепции не утверждается, что это произойдет наверняка — вопрос пока только обсуждается.

Так дендросад выглядит сейчас со спутника

Итак, что придумали зодчие для развития территории дендросада? По задумке автора проекта обновленный дендросад должен превратиться в «цельное природное ядро». Есть и табу — в проекте хотят обойтись без больших площадей с твердым покрытием. На том месте, где когда-то находились теплицы Горзеленхоза, появится открытый питомник, а также биотехнологичекий центр с лабораторией, в котором школьники и волонтеры смогут ухаживать за растениями. Среди элементов ландшафта — грунтовая пешеходная дорожка, платформа для отдыха на воде, открытая поляна для отдыха.

Концепция не обошлась без экспериментов — авторы хотят обустроить шумозащитную зону, где будут тестироваться технологии защиты от звука и пыли, а еще отвести место под свайное поле, где будут запрещены какие-либо посадки, — там омичи смогут наблюдать за тем, «как природа берет своё». В пониженных местах зоны весной будет скапливаться вода, а птицы будут переносить сюда семена растений. Здесь же планируется разместить несколько бетонных конструкций, а затем ждать, пока они начнут покрываться мхом.

Главный архитектор «Омскгражданпроекта» Богдан Мрыглод считает, что прогулочную зону можно было бы увести чуть подальше от автомагистрали, а рядом с улицей Красный Путь установить оранжерею.

— Зона довольно шумная, шумозащитное озеленение — это, конечно, хорошо, но, может быть, более рационально было бы сделать на этом месте оранжерею? А главная аллея могла бы стать более просторной, ведь в нашем городе очень распространены цветочные композиции, всё это можно было бы красиво организовать и проводить на этой территории выставку «Флора», почему бы и нет? — поясняет Богдан Мрыглод.

На этой территории будет воссоздана дикая природа

Со стороны улицы Красный Путь планируется разместить прозрачную ротонду сложной округлой формы — таким образом автор проекта решил выделить главный вход в парк. «Это своего рода световой маяк всей рекреационной зоны от улицы Берёзовой до троллейбусного депо». Предполагается, что стекло ротонды может также служить в качестве медиаэкрана.

Омский архитектор Никита Шалмин считает, что такая постройка здесь не очень уместна. Дело в том, что в 1919 году в Старозагородной роще расстреляли политзаключенных. В память об этом событии на территории сада установили мемориал.

— Не знаю, какое отношение ротонда имеет к расстрелу революционеров. Архитектура — это разговор. Разговор с историей, разговор с будущим. Ротонда — это римская беседка. Это парковая архитектура. Она предназначена для неспешных разговоров, любования природой. Но какое отношение это имеет к истории дендросада? — поясняет Шалмин.

Огромная стеклянная ротонда должна обозначить вход в дендросад

Для тех, кто приехал в парк на автомобиле, предусмотрели парковку на 80 мест со стороны улицы Берёзовой. Еще одна ротонда, но классической формы и более функциональная, в виде беседки, по проекту будет установлена на нижнем озере вместо скульптуры лебедей. Автор концепции Андрей Сергеев поясняет — эта зона выпадает из рекреационного сценария и поэтому должна ландшафтно и стилистически отличаться от другой территории сада. Беседка будет служить еще и визуальным ориентиром для движения по магистрали.

Еще одну ротонду — только классическую — поставят на месте скульптуры лебедей

На территории сада планируется высадить дендрологические коллекции. Среди деревьев — сибирская и кавказская пихта, дуб, можжевельник, несколько видов клена, груша, черемуха, грецкий орех, традиционные для Сибири ели и сосны, рябина и боярышник. Эта зона займет 1,9 га к югу от питомника и будет разделена на три категории: «Азия», «Европа» и «Америка».

Главный архитектор «Омскгражданпроекта» Богдан Мрыглод считает, что дендрологические коллекции дублируют растения, которые растут в другой части дендросада.

— Работа очень приятная. Здесь видно, что автор выбрал научный подход и уделил много внимания аналитике ландшафта. Зонирование территории в целом оправданно. Но у меня есть несколько вопросов по дендрологическим коллекциям. Эта небольшая часть в два раза меньше существующего питомника и, по сути, его повторяет — все эти деревья уже растут на территории дендросада, — уточняет Богдан Мрыглод.

Никита Шалмин считает, что обилие деревьев скроет мемориал «Жертвам белогвардейского террора».

— Непонятно, зачем вокруг этого куба начали сажать ели и Андрей Сергеев в своей концепции продолжил это начинание. Хвоя растет и через некоторое время превратится в темную стену, которая не будет даже просвечивать. Мемориал скроется от глаз посетителей сада.

Зона дендрологических коллекций будет разделена на три категории: «Азия», «Европа» и «Америка»

По мнению Никиты Шалмина, концепция сама по себе не плоха, но омские зодчие не могут наладить коммуникацию с властями, и из-за этого уровень реализации таких проектов оставляет желать лучшего.

— Проблема в том, как вообще эти концепции разрабатываются. При всём моем уважении к Андрею Сергееву взаимодействие с администрацией — сложный процесс. Поиск наилучшего варианта не ведется, в процессе работы задача практически не обсуждается с исполнителем. Важно наладить коллегиальную работу — это приведет к лучшему результату. Но пока мы не стремимся осмысливать решения. В итоге они получаются слишком конъюктурными, — отмечает Никита Шалмин.

Здесь вы можете почитать о том, как проходили общественные слушания по дендросаду, на которые могли попасть всего 27 человек. Тут мы рассказываем о том, как омичи вышли на пикет в его защиту. И, наконец, вот тут — узнать подробную историю дендрологического сада.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства