Город эксклюзив Строители обнаружили на берегу Оми столетнее судно. Рассказываем всё, что об этом известно

Строители обнаружили на берегу Оми столетнее судно. Рассказываем всё, что об этом известно

Баржу и причальную стенку, у которой она затонула, могут признать археологическим памятником

Возможный археологический памятник скрыт под водой и деревьями 

В конце августа при благоустройстве набережной Оми вдоль улицы Чехова рабочие строительной компании «Лидер» зацепили ковшом экскаватора причал и баржу, возраст которых, по предварительным данным, может превышать сто лет. К строителям претензий нет — о том, что в русле реки (ориентир — танк) спрятаны такие сокровища, они на тот момент и не знали. Тревогу забил омич Сергей Плоцкий, который давно интересуется судьбой одного из этих объектов и опасается его дальнейшего разрушения.

По его словам, длина деревянного судна, которое он называет лодкой, составляет около 40 метров в длину и 5–6 в ширину. Нижняя его часть скрыта под водой, а верхняя находится на берегу под деревьями. Сохранилось оно не целиком. Но и эти останки, считает Сергей Плоцкий, представляют большую историческую ценность.

— В Скандинавии как поступают с такими предметами? Там же тоже ладья за ладьёй находятся. Поднимают днище, достраивают проволочный каркас, имитируя недостающие детали, ставят павильончик и пускают туристов за деньги. И это мало того, что модно, но и создает положительный настрой. Омску нужен хороший звон. Чем больше город на слуху, тем больше денег сюда приходит, — рассказал он NGS55.RU.

Эту фотографию омич сделал около двух лет назад, когда вода ушла и оголила останки судна и причала

Заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов отметил, что интересна не только баржа, но и причальная стенка, у которой она затонула.

— Причальная стенка каскадная, террасная — она рассчитана на изменение уровня воды. В зависимости от уровня воды корабль может причалить к верхней террасе, к средней, либо к нижней. Она деревянная, из лиственничного бруса, сечением где-то четыреста на триста миллиметров и скреплена резьбовыми стяжками. Находится в земле, в воде больше ста лет и не гниёт. У неё есть только механические повреждения. Предки отдавали себе отчёт в том, что они делают, и делали на века. Эта причальная стенка — уникальное сооружение. Сегодня так строить разучились, чтобы без бетона, без цемента, просто дерево, стянутое металлом. И у этой стенки затонула баржа, её ледоходом повредило, остался остов — днище и начало бортов, — описал находки Игорь Коновалов.

Ориентировочно, причал и баржа были построены на рубеже XIX-XX веков. Вот что написано про флот Обь-Иртышского бассейна тех времён в «Энциклопедии города Омска»: «Значительной его составляющей были непаровые суда. Основным их типом являлись баржи, представлявшие собой плоскодонные большие грузовые суда, осуществлявшие плавание при помощи парохода-буксира. Баржи строились в основном из дерева и были рассчитаны на эксплуатацию в 8–15 навигациях. В Западной Сибири баржи строили на верфях Тюмени, Тары, Томска и Барнаула. Суда такого типа предназначались для перевозки лесных материалов, дров, зерновых культур, металлов и прочих товаров. Баржи использовались в качестве средства перевозки переселенцев и военнослужащих».

Некоторые части судна сохранились очень хорошо

Игорь Коновалов добавил, что тоже мечтает поднять баржу на берег, законсервировать, поставить на пьедестал и экспонировать. Но это технически сложная и затратная операция.

— Туда нужно пригнать земснаряд, нужно разрыхлить ил, пригнать портовый кран, изготовить траверсу, подвести эту траверсу под баржу, поднять её на берег, причём на заранее подготовленное место, потом выполнить её консервацию, потому что пока она в воде лежит, она сохранна, а если её на берег вытащить, она высохнет и рассыпется. Это сотни тысяч рублей, — рассказал историк и краевед. — Много времени нужно на поиск инвесторов, на подготовку, а сама операция недолгая. За пару дней размыли ил, за день подвели траверсу, за полдня подняли, за несколько дней законсервировали.

Так причал и баржа выглядели в начале осени 2020 года

Две недели назад региональное отделение ВООПиК обратилось в Министерство культуры Омской области с просьбой признать объект археологическим памятником. В ведомстве NGS55.RU сообщили, что работа в этом направлении ведётся. В частности, министерство официально уведомило городское Управление дорожного хозяйства и благоустройства об объекте, который может иметь признаки культурного наследия, и предупредило, что этот факт необходимо учитывать при дальнейших работах на участке. В бюджетном учреждении подтвердили, что уведомление получили и в свою очередь передали эту информацию строительной компании «Лидер». Однако там, как оказалось, ни о каких интересных находках не знают.

По данным Министерства культуры Омской области, в ближайшее время планируется приступить к историко-культурной экспертизе территории, на которой расположены судно и причал. Для этого нужно получить разрешение на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Запрос в федеральный Минкульт уже отправлен.

Заказчиком выступает ООО «Стройизыскания» — проектировщик новой автомобильной дороги по улице Чехова, уточнили NGS55.RU в Министерстве культуры Омской области. 23 сентября первый заместитель мэра Омска, директор Департамента городского хозяйства Евгений Фомин сообщил, что к строительству дороги между Комсомольским и Фрунзенским мостами планируется приступить в следующем году. Своё заключение археологи должны дать до начала работ, и если оно будет положительным, объекты возьмут под охрану.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства