Город Танк на Щербанёва: как он там появился и всем ли это понравилось?

Танк на Щербанёва: как он там появился и всем ли это понравилось?

Мемориал стал очень неожиданным подарком ко Дню Победы

Танк появился там, где его не ждали: местные жители даже вызвали полицию
Источник:

24 апреля в центре Омска появилась новая достопримечательность — танк. Боевую машину Т80БВ закатили на газон перед домом № 20 на улице Щербанёва (это сбоку от полуразрушенного здания Облпотребсоюза и рядом с берегом Оми), а горожанам рассказали, что она полностью дезактивирована. Ездить и стрелять не может, зато может (и будет) символизировать память о победе в Великой Отечественной войне и благодарность омичей танкостроителям в связи со столетием отрасли.

В пресс-службе омской мэрии рассказали в формате сухого пресс-релиза, что решение о водружении танка на газоне было принято ещё 31 января на заседании организационного комитета по подготовке к празднованию Дня Победы. Парад и салют пришлось отложить на неопределённый срок, а вот в истории с танком коронавирус не помешал. Место выбрали в связи с названием улицы: Тимофей Карпович Щербанёв командовал танко-десантной ротой во время войны и особо отличился при взятии Крыма, за что получил звезду Героя Советского Союза.

Вне зависимости от решений штаба, появление танка на улице Щербанёва оказалось достаточно внезапным для всех, включая местных жителей. Поэтому мы и решили разобраться в этой истории чуть более внимательно.

При чём здесь танк?

Танк какое-то время стоял на траве
Источник:

Критика первого уровня, которая уже прозвучала, связана с выбором объекта для экспозиции. Почему именно танк и почему именно Т80? Блогер Игорь Фёдоров уже в день установки машины заявил: «Щербанёв — не танкист, почему выбрано это место — никто не знает». Слова Фёдорова опровергали в разных местах: «Нет, Щербанёв был танкистом» или «Нет, Щербанёв воевал на танке». Строго говоря, заявления первого типа точно не соответствуют действительности. Щербанёв командовал танко-десантной ротой, то есть ездил на танках и с них вёл людей в бой. Именно верхом на танковой броне его рота первой ворвалась в крымский Джанкой 11 апреля 1944 года — и благодаря этому прорыву город был быстро освобождён. Получается, что даже если герой войны танкистом не был, танк всё равно «в тему».

Остаётся, правда, второй вопрос: почему на газоне стоит Т80БВ? Первые Т80 советская промышленность начала производить в 1943 году, но первые Т80Б сошли с конвейера в 1978-м, а первые Т80БВ и того позже — в 1985-м. К тому моменту подполковник Щербанёв уже почти четверть века числился в запасе, а Советская армия воевала разве что в Афганистане, но это совсем другая история. Точно не про годовщину Победы. Раз так, классический аргумент в пользу установки таких вот мемориалов («Надо знать свою историю!») здесь может работать против авторов идеи.

Кто принимал решение?

Как уже говорилось, судьба газона на Щербанёва была решена 31 января, почти четыре месяца назад. Тем не менее 24 апреля появление танка стало неожиданностью для всех. На заседании градостроительного совета, прошедшем недавно, речи об этом не было; в проекте благоустройства второй очереди улицы Бударина и берега Оми никакого танка нет; с жителями ближайшего жилого дома (Чехова, 3), по их словам, никто ничего не обсуждал. Есть ещё недавно образованная структура — «Центр компетенций по вопросам городской среды» во главе с Алексеем Сокиным, но она по факту до сих пор не начала работать: финансирования нет, организационные вопросы решены не полностью.

Символами благоустройства на Бударина стали заборы и скамейки, которых здесь больше, чем где бы то ни было. Это последствия ещё одного решения мэрии, ставшего неожиданным для заинтересованных горожан
Источник:

В этих условиях могли работать только некие устные договорённости между городскими властями с одной стороны, общественностью, специалистами и заинтересованными в конкретной территории предпринимателями — с другой. Определённые контакты были завязаны в прошлом году, когда началась история с благоустройством улицы Бударина и берега Оми, однако и они тоже не помогли.

— Точно могу сказать, что не в курсе были даже те, кто общался с властью напрямую по поводу Бударина: архитекторы, активисты, бизнес, — констатирует Анна Косьяненко (общественница, куратор ряда социальных проектов). — Когда власть научится интересоваться мнением горожан до того, как «причинять добро»? — спрашивает она же, и понятно, что вопрос этот риторический.

Получается, прошлогодняя история с Бударина никому не пошла впрок. Напомним: тогда в последний момент выяснилось, что мэрия вместо одного проекта благоустройства, прошедшего общественные слушания, приняла к исполнению другой, в котором было меньше зелени, но больше заборов. В ответ на критику были озвучены определённые обоснования, но осадок у многих остался вне зависимости от аргументов мэрии. Ведь аргументы эти прозвучали, когда уже было принято решение. Принято молча и в одностороннем порядке.

Впрочем, в случае с танком есть структуры, которые одобрили идею. В мэрии говорят о «согласовании с представителями городских ветеранских организаций». Слово ветеранов или как минимум юрлиц, представляющих их интересы, может быть достаточно весомо, когда речь идёт о благоустройстве мест, связанных с героями войны (а таких мест в Омске много в силу особенностей советской и российской топонимики). Не далее как в этом году совет ветеранов и пенсионеров добился переноса площадки для выгула собак с бульвара Победы в намного менее удобное для владельцев животных место. Совету соседство такой площадки с мемориальными стелами показалось неприемлемым, и городские власти всё переиграли, хотя уже были результаты общественных слушаний.

Кстати, историю с топонимикой один из местных жителей охарактеризовал коротко, но чётко.

— Утром ушли на работу — была ещё улица Сенная, — вспоминает он. — Вечером пришли с работы — уже улица Щербанёва. А почему — никто не знает.

А раз уж улица названа в честь героя войны, жители окрестных домов должны принять танк как должное. По крайней мере, таково мнение чиновников.

А теперь слово архитектору

За развёрнутым комментарием мы обратились к архитектору Ефиму Фрейдину. Поздней осенью 2019 года мы прошли с ним по центру города, вдоль улиц Гагарина и Бударина, чтобы оценить работу «благоустроителей» первой очереди. Пятачок перед Щербанёва, 20 нас тогда не заинтересовал: ведь там ничего не должно было измениться.

— Честно говоря, нет слов, — признался Фрейдин. — Можно только похвалить всю команду за оперативность по подготовке и реализации идеи: от предложения губернатора до спуска танка на газон — всего несколько месяцев! Могут ли исправление ошибок по первой очереди улицы Бударина и демонтаж «страшных» скамеек быть реализованы с такой же целеустремленностью?

С танками, по мнению Фрейдина, можно было бы что-то сделать, но власти выбрали не тот формат и не то место.

— Сам по себе факт 100-летия танкостроения, — рассказал архитектор, — мне кажется хорошим поводом для создания экспозиции техники или обновления одной из существующих в центре города площадок, с ним связанных, — Музея боевой славы омичей, плаца кадетского корпуса, плаца бывшего танкового училища на проспекте Маркса, исторического корпуса политехнического института, ветеранского госпиталя (как раз перед зданием мэрии). Другим форматом могла быть временная экспозиция на одной из центральных площадок, которая может меняться ежегодно. Это могло бы стать предметом публичной дискуссии, а после — нормативных шагов по созданию памятника, однако это по какой-то причине опять не произошло. Набережная Оми слишком узка для организации экспозиционной площадки — для обхода/осмотра нужно хотя бы 5–6 метров вокруг пьедестала, в рамках ее благоустройства такого места, к сожалению, нет.

А это вообще законно?

На фотографии видны свежие опилки. Танки — омские деревья, 1:0
Источник:

Многие горожане, наблюдавшие за установкой танка как простые зрители (в офлайне или на нашем сайте), обратили внимание на очень простую вещь. Танк поставили на траву — ну то есть просто закатили на газон, на место клумбы. Тут вспоминается правило, запрещающее парковку на газоне любых транспортных средств. В окружных администрациях нам когда-то рассказали, что наказать нарушителя реально, только если уже проросла зелёная трава, а замглавы управления административной практики при мэрии заверил однажды корреспондента NGS55.RU, что всё ещё жёстче: если есть бордюр, значит, перед нами место, предназначенное для растительности и называемое газоном. Но сейчас-то в Омске уже зелено, и на том конкретном газоне трава имеется.

Отсюда возникает вопрос — не нарушили ли те, кто поставил танк на место, отведённое ему штабом, омское законодательство? Некоторые местные жители, задавшись таким вопросом, даже перешли к делу. Они вызвали полицию, рассказав сотрудникам и о парковке, и об использовании придомовой территории без согласования с жителями.

— Сообщение такое от жильцов действительно было, — признали в пресс-службе УМВД. — Предварительно установлено, что земля, на которой расположен объект, не относится к придомовой территории и принадлежит организации. Решение пока не принято, проводится проверка.

Стоит отметить, что за несколько дней до установки танка на том самом пятачке было спилено дерево. Зачем это делалось, мы поняли уже позже.

Глас народа

Представители власти пришли-таки к местным жителям. Но произошло это слишком поздно
Источник:

Понятно, что городским властям в этой ситуации многое нужно объяснить. Через несколько дней после установки танка на улицу Щербанёва действительно пришла делегация: один замглавы Центрального округа, один представитель Управления дорожного хозяйства и благоустройства, один депутат городского совета. Наш корреспондент стал случайным свидетелем встречи этих людей с группой местных жителей — и сразу надо признать, что общий язык у власти и горожан как-то не нашёлся.

Тема «благоустройства» жителей дома на Чехова, 3 беспокоит уже давно. Это самый центр города и центр омской «точечной застройки». В «жирные» нефтяные годы дома росли то здесь, то там, а людям постоянно приходилось отступать и ужиматься. Остался небольшой зелёный клочок между зданиями. Внезапно выяснилось, что и на него есть планы у каких-то посторонних людей.

— Здесь построили четыре высотных здания. Четыре! — горячо объяснял чиновникам кто-то из местных. — Мы потеряли всё, что могли! Никто не спрашивал, хотят наши дети лишиться хоккейной площадки или нет, и сейчас на её месте многоэтажка!

Товарищ из ЦАО на это отвечал, что не он принимал такие решения, что сейчас речь совсем о другом, что были общественные слушания и что у нас «преддверие празднования Великой Победы».

— Наша задача, — говорил он, — прийти к пониманию того, что этот танк вписан в общую концепцию благоустройства...

Однако это «вписывание», долго остававшееся тайной для людей, чьи окна теперь выходят на газон с танком, никого не убедило. У собравшихся по-прежнему были вопросы, причём до ужаса простые.

— Вы могли у нас сначала спросить, нужен он нам или нет? — раздавались голоса. — Кому вообще нужен этот танк? Мы не хотим его видеть! Здесь прекрасная клумба была! Это единственное место, где можно погулять и отдохнуть!

Кто-то из местных внёс максимальную ясность.

— Вам надо было прийти, — объяснил он, — и сказать: «Ребята, мы хотим поставить вам танк». Мы бы этот вопрос сразу решили. Сказали бы: «Не надо нам танка!» — и этого всего не было бы.

Тут у чиновников нашлись запасные аргументы: «Эта земля общественная, а не ваша» и «Посмотрите, танк ведь не напротив вашего дома».

— «Общественная земля»? А мы не общество? — спросил кто-то в ответ.

— Танк в зоне нашего обитания! — констатировал кто-то ещё. — А вы не дали этот участок оформить, а теперь говорите, что земля не ваша!

В итоге конструктивная беседа так и не наладилась. Представители власти, по-видимому, считают аргумент про празднование Дня Победы не требующим каких-то дополнительных обоснований: «Надо праздновать? Надо чтить память? Надо! Поэтому получите танк». Ну а местные жители уверены, что в списке тех вещей, которые нужны для улучшения их жизни, танк на газоне занимает примерно последнее место.

Мы обратились в мэрию за комментарием. Оперативно получить ответы на интересующие нас вопросы не удалось, хотя вопросы эти (как и у людей с улицы Чехова) очень простые. Ответы мы опубликуем, как только получим, а пока можно только констатировать, что подарок к 9 Мая получился не самый удачный. Видимо, иногда лучше спрашивать заранее, что человек хочет к празднику.

Промежуточный финал

Первый блин комом: танк перетащили на новое место
Источник:

Когда основная часть статьи уже была написана, на щербанёвском газоне снова развернулась активность. Люди из УДХБ перетащили танк в другое место, поставив на этот раз по ту сторону автомобильной дороги — между пешеходной дорожкой и Омью, рядом с деревцами, высаженными прошлой осенью. На газоне остались следы колёс и пень от спиленного дерева. Днём раньше замглавы ЦАО пообещал местным жителям, что «благоустройство будет проведено», а дерево в любом случае не жалко: насчёт него есть специальное решение комиссии по сносу и обрезке зелёных насаждений. В любом случае мы будем следить за новостями в этой истории. И танк, и «благоустройство» — слишком интересные и слишком важные для горожан темы, чтобы считать вопрос исчерпанным уже сейчас.

Вот так выглядит газон после того, как на нём постоял «символ Победы»
Источник:
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
Тянут время и осваивают деньги: омский историк высказался о раскопках на остроге Достоевского
Игорь Коновалов
Историк
Рекомендуем
Знакомства
Объявления