В крупном сетевом магазине очередь. Стоят женщины с тележками, заполненными продуктами, бабушки игнорируют корзины и несут продукты на кассу в своих пакетах. Все в масках, кроме одного из мужчин. Он держит в руках булку хлеба и пакет с крупой.
— Мужчина, извините, но без маски я не могу вас обслужить, — говорит девушка-кассир.
— Почему?! — спрашивает покупатель.
— Новые правила. Распоряжение губернатора, — объясняет кассир, указывая рукой на табличку с распечаткой приказа.
Мужчина закатывает глаза, тихо и коротко матерится, кладет товар на кассу и снимает футболку. Через несколько секунд у него на голове появляется что-то вроде маски. Такие же мастерят мексиканские парни из трущоб перед тем, как кого-то ограбить. В очереди слышны смешки, из-за чего-то возмущается бабушка. Кассир наводит лазер на штрих-код и называет сумму покупки. Мужчина рассчитывается и уходит.
— Спасибо за покупку! Приходите ещё! — говорит девушка в сторону громко хлопающей двери.
Новые правила всегда проходят со скрипом, особенно в нынешние времена, когда обстановка вокруг, мягко выражаясь, и так напряженная. Люди много нервничают — дома, на работе, в поисках работы. И иногда достаточно буквально мелочи, чтобы сорваться. Например, просьбы надеть маску на кассе супермаркета. Но очень важно уметь поставить себя на чужое место и попробовать понять человека, который вынужден выполнять свои обязанности по правилам. Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов поговорил с десятью работниками торговли и выяснил у них, что они думают по поводу новых правил и как к этому отнеслись их клиенты.
В магазине Fix Price некоторые покупатели ходят, приспустив маску на подбородок. В помещении и так жарко. К кассе подходит девушка без маски. Кассир вежливо объясняет новые правила. Девушка достаёт маску, на которой нарисована кошачья мордочка, рассчитывается, убирает покупки в сумку и снимает маску. Тут же, на кассе.
— Продавцам стало работать сложнее. Представляете, целый день так стоять. Люди заходят, жалуются, что им жарко в масках, а кассиры так стоят целый день! [Люди] реагируют негативно, ругаются, швыряют корзины, продукты. В первый день ладно, многие про эти нововведения ещё не знали, но теперь-то большинству известно всё. Не думаю, что это сложно — маску надеть, — поделилась одна из кассиров.
Татьяна, работающая в сети «Пекарушка», рассказала, что многие посетители реагировали на новые правила негативно. Но брань и звук хлопающих дверей раздавался первые два дня, потом большинство всё же стало относиться с пониманием.
— Знаете, честно говоря, очень тяжело! Люди поначалу негативно, конечно, реагировали. С одной стороны, их можно понять. Приходишь на обед, а купить еды не можешь. И дверьми хлопали, и ругались. Один мужчина не хотел маску надевать, при том что она у него была. В итоге всё-таки надел, но деньги швырнул в меня. Я сначала не хотела из принципа принимать. Но потом успокоилась, подняла. Думаю, ну психанул он, бывает. У нас есть это предписание, вон оно висит, но оно без печатей, без подписей. По сути, это просто бумажка. Не закон. Мало ли что на заборе написано. Но у нас люди уже к таким вещам непонятным привыкли. Наш народ привык терпеть, и к этому привыкнет. Мне кажется, многие против, потому что это насильно прививают. Вон в Китае все в масках ходят, и ничего. Я отдыхала там, все практически в масках. Норма уже. У нас такие вещи сложнее даются. Нам тоже тяжело. Целый день в маске и перчатках в жару — это очень сложно. От клиента же мы просим надеть её на пять минут, пока он покупает товар. Надеюсь, люди будут относиться к этому проще, — поделилась Татьяна.
В столовой «Ланч-Тайм» на Гагарина весь обслуживающий персонал, увидев корочки «Пресса», встал по стойке смирно у кассы и сообщил, что они целиком и полностью за новые правила, которые, несомненно, помогут в нынешней ситуации. Правда, работники оговорились, что они не медики, не политики и не вирусологи. Однако такие решения не дураками принимаются. Поняв, что искренности я не дождусь, я вышел на улицу. Навстречу мне шла девушка. В одной руке у неё был стаканчик с кофе, а на другой висела маска.
— Это абсолютная глупость. Это может защитить только здорового человека от больного человека в маске. Я соблюдаю это требование, чтобы не подставлять людей, которым за это что-то может быть. Я ношу маску только потому, что это требование. Мне она точно никак не поможет. Мы многое что делаем с оглядкой на Москву. А там уже всё отменили. Всё свободно. И у нас так будет. Для меня непонятно одно: у нас чем больше народу заболевает, тем больше послаблений. Смысла во всём происходящем нет, — заявила Марина.
— Я считаю, что во многом ситуация с коронавирусом и пандемией надумана и раздута. Вряд ли это всё поможет. Носить маски должны не все подряд, а те, кто болеет. Но я законопослушный человек, надо значит надо. Никаких проблем с этим нет. Но в любом случае это всё сказывается и на бизнесе в том числе. Я думаю, что ужесточения мер повторно ждать не стоит, если не произойдёт новой вспышки, — поделился владелец чайной лавки Александр, добавив, что его клиенты к масочному режиму отнеслись спокойно и конфликтных ситуаций не было.
Надежда, работающая продавцом футболок, рассказала, что, по её мнению, масочный режим никак не поможет в текущей ситуации.
— Это доставляет только дискомфорт. И нам, и покупателям. В конце смены у меня за ушами горит, лицо чешется. Про руки после перчаток и говорить нечего. Люди очень негативно реагируют. Деньги не швыряли, но один мужчина со мной долго спорил. А потом меня послали на три буквы! Я не стала с ним связываться. Ушёл и ушёл. Мне тоже как-то отказали в обслуживании, потому что маски не было. Я спокойно сходила за маской, вернулась, и всё, — поделилась девушка.
— Мы люди старой закалки. Нам сказали: «Надо», значит надо! Медики и правительство же не зря это всё придумывают. Люди умные. Может это помочь! Но всё-таки в масках целый день стоять тяжело. Возраст сказывается. У меня сердечная недостаточность, стоять так целый день тяжело, конечно. Ну а люди все по-разному реагируют, есть те, кто негативно, но большинство всё понимает, что это мы не сами придумали, — поделилась продавец газетного киоска Светлана.
— Молодой человек, ну о чём тут говорить? Конечно же, это не поможет. Клиенты их носить не хотят, а нам неудобно. Очень жарко, — говорит кассир «Детского мира».
Женщина рассказала, что клиенты магазина товаров для детей в большинстве своём реагируют на просьбу надеть маску негативно. Люди ругаются и грубят. Были и те, кто кричал матом, швырял в кассиров корзины и деньги. Хороший пример для детей, не правда ли?
— Я понимаю продавцов, которые это требуют. Они простые люди, работают, зарабатывают не великие деньги. Кому охота платить штраф из-за такой глупости? А тут приходит какое-то чмо и начинает на них гнать. Это они сами что ли выдумали? Им самим так стоять что ли нравится? Люди головой не думают, сразу начинают орать. У нас мудаки разные любят на персонал орать. Тебе сложно, что ли, маску надеть? Сейчас их у всех, как у дурака фантиков. Чуть не в каждом кармане. А нет, надо спорить, доказывать! Я здесь главный, а ты мне обязан. Я бы таких самих штрафовал. В раз бы поумнели. Люди эти, кассиры, кондукторы, продавцы, сами на передовой. Я хоть особо и не верю в коронавирус, но вот если он есть, то они же одни из самых рисковых профессий. Почти как врачи. Сколько через них проходит? Так что нужно добрее быть и думать головой, а не орать как полоумные. Я еще заметил, что, как всё это началось, так все сразу в маски — прыг и ходят. В машине и то в маске сидит. Девочки их украшают. А тут что-то сразу всем стало сложно её примерить, — поделился посетитель торгового центра «Омский» Игорь.
— Никак это не поможет, это же всем понятно. Если бы масочный режим был более жестким и так ходили бы все и везде, тогда еще о чем-то можно было бы говорить. А так, когда везде люди без масок, в общественном транспорте без масок, на улице без масок, в гипермаркетах без масок. Все мимо друг друга ходят. О чём тут говорить? Девочкам нашим, конечно, сложно тоже, жарко, некомфортно. Очень жалко персонал, ну тут как: хочешь работать — работаешь в маске. Другого выбора нет. А клиенты у нас тоже разные, кто-то спокойно реагирует, третий день как-никак уже. А кто-то и деньги швырял, и корзины, и ругался. На YouTube нас постоянно записывают, какие мы плохие, что без масок не продаём. Один покупатель, мужчина, он, видимо, юристом работает, очень долго пытался нам доказать, что мы обязаны его обслужить. Судом грозился. Статьи разные приводил. Но мы всё равно без маски его не обслужили, — поделилась работник сервисного центра «Сытной площади».
Бариста Coffee Like Иван и сам недавно столкнулся с ситуацией, когда ему отказали в обслуживании из-за отсутствия маски. Молодой человек хотел купить продукты в супермаркете, но получил отказ от кассира, который сослался на новые правила. Сначала Иван разозлился, но потом успокоился и вернулся в магазин с маской.
— Да это бред собачий! Ясно, что это какая-то видимость мер, действий каких-то, которая никак не решит проблему. Всем уже давно известно, что маска не помогает. Об этом отовсюду говорят. Я понимаю, нам, продавцам, нужно носить маски, но вот покупателям, клиентам зачем это? Я считаю, что это лишнее. Мы уже как-то привыкли так работать, а другие люди нет. Им не нравится. Но я ничего не могу поделать. Зачем мне штраф платить? А вообще, я тут столкнулся с такой ситуацией. Был в аптеке. Туда заходит мужчина и просит продать ему маски. Ему отказывают, ссылаясь на то, что у него нет маски. Он говорит, что, где он возьмёт маску, если ему её не продают. Продавец в отказ. Мужчина говорит, мол, давайте я отойду на 1,5 метра, вы положите маски на стол, я расплачусь и заберу их. Она всё равно отказалась. Он очень недовольный ушёл, — рассказал бариста.
Фархот, торгующий сухофруктами, рассказал, что с грубостью со стороны покупателей он не сталкивался. Мужчина считает, что раз появился закон, то его нужно исполнять. Он не хотел бы получить штраф, поэтому, когда в помещение заходят покупатели, он надевает маску и перчатки. От посетителей он также требует исполнения правил, и пока проблем с этим не возникало. В конце разговора продавец поделился, что у сына его знакомого, который тоже занимается торговлей, уже возникли проблемы с правоохранительными органами из-за новых правил.
— Я думаю, что до конца лета это точно никто не отменит. А там посмотрим. Главное, чтобы работа была, — поделился Фархот.