Недавно в Омске прошел 29-й Рождественский полумарафон. Там среди множества участников пришедших на забег в костюмах, было несколько парней в форме, которая выглядела совсем как полицейская. Вели они себя так, как положено сотрудникам: прогуливались и посматривали по сторонам. Патрулировали, в общем. Их снимок можно было бы разместить рядом с фото сотрудников полиции и попробовать отыскать отличия. Первое, что бросилось в глаза корреспонденту NGS55.RU Александру Зубову, который находился на марафоне, — нашивка «Правопорядок» на спине. Ему стало интересно, что это за структура. Оказалось, что к полиции и УМВД эти ребята отношения не имеют, хотя часто с ними взаимодействуют, а название «Правопорядок» принадлежит общественной организации дружинников. Александр пообщался с её командиром Артёмом Бабенко и узнал у него, почему он решил стать дружинником.
Народные дружины существовали еще со времён СССР. Многие ассоциируют их с красными повязками на руках и фразой актёра Моргунова из фильма «Операция Ы» — «Я дружинник!». У добровольцев-дружинников всегда были вспомогательные функции — они помогали полиции в охране общественного порядка, когда силами одних только сотрудников было не справиться. Например, во время крупных городских праздников, концертов или в криминальных районах. Дружина — это не просто клуб по интересам, а полноценная общественная организация. У неё есть устав и правила регистрации. А в законе есть много ограничений по их созданию, одно из которых гласит, что дружины нельзя создавать при политических партиях и религиозных организациях.
— Наша дружина существует с 2017 года. Её создал Алексей Вельц. Он когда-то был членом другой дружины, но ему там не понравилось — организация была не на высоте. Он создал свою дружину и неплохо её поднял на уровне города. С дружинниками стали считаться. Потому что изначально их ни во что не ставили и максимум, куда их брали, — это понятыми. Сейчас ситуация в корне изменилась, —объясняет Артём, добавляя, что сотрудники полиции теперь активно идут с ними на контакт.
— Я сирота. Деревенский парень. По ряду причин пришлось туда переехать, хоть и родился в городе. Отучился в школе. Отучился на электромонтера, получил разряд и пошел в армию. Отслужил в танковом батальоне во взводе разведки на Дальнем Востоке. В 20 лет вернулся, отучился еще в одном техникуме. Сейчас учусь в аграрном. Государство помогает. У меня есть жена. Она состоит со мной в дружине. Поддерживает меня. Мы вместе патрулируем. Потом планируем пойти в МЧС, — рассказал о себе Артем.
Он добавил, что дружина — это дело добровольное и зарплаты дружинники «Правопорядка» не получают. Артёма с супругой выручает стипендия, также он иногда подрабатывает в ЧОПе. Остальные участники тоже стараются совмещать работу и учёбу с патрулированием улиц.
По его словам, решение стать дружинником — исключительно личная инициатива каждого человека. Сотрудники полиции никак на это не влияют. Но если человек захотел войти в ряды дружины, то он должен пройти проверку. Есть список ограничений. Разумеется, дружинниками не могут быть люди, осужденные за умышленные преступления, признанные недееспособными, страдающие психическими расстройствами, наркоманы или алкоголики. Также проверяют и гражданство кандидата. И это только со стороны полиции. Вторая проверка будет со стороны командира дружины. Перед тем как принять человека, с ним обязательно встретятся и поговорят. И даже возьмут заявление на вступление. Если ни со стороны полиции, ни со стороны командира нареканий не будет, то добровольца примут и выдадут удостоверение дружинника.
— Вообще, ограничений по физической подготовке нет, но мы стараемся брать крепких парней, студентов. А сейчас к нам идут чаще девушки. Активнее себя проявляют, чем парни. Но и они могут патрулировать и постоять за себя. У нас проводятся бесплатные тренировки по рукопашному бою, — объяснил командир.
Он рассказал, что среди участников «Правопорядка» много спортсменов, есть сотрудники ЧОПов, но вот бывших сотрудников полиции нет. Как оказалось, у них есть собственная дружина. Чаще всего это ветераны, а в «Правопорядке» отдают предпочтение молодежи.
— А есть какие-то собственные испытания? Спарринги? Кроссы?
— Нет, спаррингов нет, это же не сдача на краповый берет. Но мы стараемся совершенствоваться. Сдаем строевую подготовку, изучаем приёмы, экзамены по праву. Чтобы быть подкованными в ситуации, которые могут произойти на улице. Сейчас же все юристы. Поэтому мы должны знать и свои права и обязанности, — говорит Артём.
Форму, напоминающую полицейскую, в «Правопорядке» взяли не просто так. По словам командира дружины, иногда, чтобы прекратить преступление или чтобы человек даже перестал о нём думать, ему достаточно увидеть полицейского.
— Когда мы подходим, то обязательно представляемся, уточняем, что мы народные дружинники. Указываем человеку на нарушение закона, которое он совершает. И только после этого просим прекратить. Есть статья 19.35, по ней, если не выполняются наши законные требования — это уже нарушение закона. За нее можно привлечь. Наказание — штраф до 2500 рублей и лишение свободы до 15 суток, — пояснил командир дружины.
По сути, всё, что может потребовать от вас дружинник, — прекратить совершать правонарушение, например перестать пить пиво на детской площадке. Дружинники могут применять и физическую силу, но только в крайнем случае. Например, если их жизни и здоровью или другому человеку что-то явно угрожает. В целом тут действует закон о самообороне. То есть сдача должна быть равносильна угрозе. Задерживать людей дружинник может только в крайних случаях, если кто-то прямо на его глазах совершил уголовное преступление. Но такое право есть у любого человека. За административные правонарушения никто, кроме полицейских, задерживать не может. Дружинники в том числе. Но попросить вас не покидать место преступления до приезда сотрудников они могут.
— Дружинник может применять оружие?
— Да. Если у него есть право на ношение гражданского оружия самообороны, он может его применять, но только для спасения своей жизни и здоровья. В самообороне или защите других людей. Мы носим газовые баллончики. Я не сторонник того, чтобы мы носили что-то более весомое, потому что, как говорится, если ружье висит, то рано или поздно оно выстрелит, — объяснил Артем.
— Дружинники имеют отношение к казачеству?
— Нет. Никакого отношения мы к ним не имеем. И не хотим иметь. Отношение к ним в последнее время изменилось. По ряду причин. Как говорят, ряженые. Я не хочу этой темы касаться. Лучше обойти этот вопрос.
Артём рассказывает, что между дружинами существует небольшая конкуренция. От администрации города проводится конкурс на лучшую народную дружину города и лучшую студенческую дружину. «Правопорядок» занимает первое место как лучшая городская дружина уже несколько лет подряд. Ничего, кроме престижа и диплома, это не даёт, но с такими дружинниками охотнее работают полицейские. Да и дружинникам просто приятно осознавать, что они делают свое дело не зря. Артем планирует зарегистрировать «Правопорядок» как некоммерческую организацию, а также получать гранты от государства, чтобы покупать на них форму, оборудование и спецсредства для патрулирования. На данный момент всё, включая бензин, покупается за собственный счёт. А позволить себе форму может не каждый студент.
Он рассказал, что активных членов дружины около 70–80 человек. В дружине армейская система, со взводами и командирами. Артем даже ввёл систему конкуренции между взводами, чтобы ребятам было интереснее работать. Кроме того, по его словам, так дружинники работают лучше. А дружины размером меньше 10 человек Артём считает малоэффективными. Ведь вывести весь состав получается не всегда.
Народные дружины, как правило, закреплены за определенной территорией — городом или районом. «Правопорядок» действует чаще всего в Ленинском округе. Но его представителей можно увидеть и в центре, и на левом берегу. Например, в «МЕГЕ». Самым неспокойным районом Артём считает Нефтяники и район вокруг ж/д вокзала. А самым спокойным — Центральный.
Просто так носить форму или пользоваться удостоверением нельзя — у народных дружин должен быть план мероприятий, согласованный с местными властями и правоохранительными органами. Полиция должна знать, где работает дружина. Форма дружинников «Правопорядка» хоть и похожа на полицейскую, но имеет с ней массу отличий. Изменены шевроны, звёздочки, кокарды — всё, чтобы отличаться от сотрудников. Одеться как полицейский стоит в пределах пяти тысяч рублей. Покупать и носить такую форму может любой человек, если на ней нет знаков отличия полиции или иной силовой организации.
— Мы были в автопатруле, ночь спокойная. Мы немного расслабились даже. А тут резкий звук и мигалки. Рядом с нами врезалась машина, из нее вылез мужик и бежит. Мы за ним. Догнали его, задержали и сообщили в полицию, ДПС. Человек вёл себя неадекватно. Будто под чем-то. Как потом выяснилось, этот человек был виновен в краже. Его разыскивали за кражу автомобильных шин, — вспомнил один из случаев командир дружины.
— Дружина — это очень полезно. Невозможно везде поставить по полицейскому. Ответственная позиция людей очень помогает. Нужно распространять идею, что важно соблюдать закон. И это должно распространяться среди молодежи. Приходя к нам, молодые люди как минимум следят за своим поведением. К нам приходили такие хулиганы, сорвиголовы. Они такие были безбашенные. Мы дали им шанс, и теперь они абсолютно законопослушные граждане. Дорогу — и то переходят по правилам. Компания, которая тебя окружает, очень помогает и влияет на образ жизни. И пусть он лучше будет в дружине, заниматься спортом, охранять порядок, чем пить где-то, хулиганить и наркоманить, — подытожил Артем.