Впервые в 16-й Военный городок меня привел мой дед Александр Иванович. У него там жили два друга — флотский ветеран Великой Отечественной войны дядя Коля Маслов и дядя Жора Медведев, в силу возраста не воевавший. У дяди Коли были китель со множеством наград, старые советские металлические игрушки (пушка и танк) и самое главное — кортик, самый настоящий, одна из вожделенных вещей моего детства. У дяди Жоры всегда было многолюдно, застолье, две собаки и пианино. Мне всегда было весело и интересно ходить с дедом в гости, проходить мимо танка Т-34, цирка и через трамвайные пути попадать в другой мир. Уже тогда 16-й Военный городок как-то отличался от Омска. Он скрыт от остального города и стоит наособицу. Несмотря на то что я бывал там часто, я никогда не знал про военную базу и не ассоциировал городок с военными. Дома дедовских друзей стояли в самом начале городка, а дальше я не бывал и не знал про старые постройки, казармы и военную часть за высоким забором. Только сейчас я решил посмотреть весь городок и узнал много нового о неизвестной мне части Омска.
Минутка истории
Как рассказал краевед Игорь Коновалов, в начале ХХ века в Омске появился штаб военного округа. На территории Омской крепости располагался 10-й Сибирский пехотный резервный батальон. В 1909 году войска реформировали и из 10-го резервного батальона развернули 43-й Сибирский стрелковый полк, а из полков, переведённых из Барнаула и Семипалатинска, — 44-й полк. На месте 44-го полка и возник нынешний 16-й военный городок. Он появился около 1908 года. Его строили за городом, на пустыре — здесь были земли казачьего войска. На многих домах выложены даты постройки — 1910, 1912, 1914. Дома типовые, такие же есть на территории Омской крепости. Это дома для офицеров и солдатские казармы. Здесь были офицерский клуб, конюшня, летние лагеря. Часть пригорода недалеко от ж/д вокзала стала называться военным городком. Рядом располагались лагеря кадетского корпуса и казачьего войска. Изначально он и строился как место расположения для военных с казармами, палатками и навесами.
— Здесь были две церкви — деревянная и каменная, Покрова Божией Матери, построенная архитектором Вержбицким, находилась она в створе улицы Братской, там, где сейчас гаражи. В советское время ее уничтожили. Это был очень интересный храм, бесстолпный, зальный. Такой больше не найдешь в Омске, — рассказал краевед.
Во время Гражданской войны здесь стояла Белая армия. В 1919-м её место заняли красноармейцы. В это время городок стал не самым спокойным местом и у случайно зашедшего сюда человека могли возникнуть определенные проблемы. Но позже ситуация изменилась и район стал образцовым, ведь за ним следили советские военные. Белые бордюры, зелень, чистота и порядок. К 1950-му году 16-й Военный городок перестал быть пригородом и начал относиться к Октябрьскому административному округу.
Ах, как хочется вернуться в городок
В городок большинство жителей попадает с остановки «Цирк». Дорога проходит вдоль трамвайных путей и депо или за цирком.
В этом месте можно заметить кафе «Огни манежа» — ещё одно яркое воспоминание детства. Я думал, что в нём за столиками сидят клоуны и гимнасты, едят какие-то необыкновенные блюда и выдумывают новые номера.
Перейдя трамвайные пути, на улице Орловского можно увидеть множество капитальных гаражей. А за самой улицей — 16-й Военный городок.
Именно таким, как на фото, я его и помнил. Рыжие пятиэтажки, не очень адаптированные для детей детские площадки и пустые дворы. Я почему-то никогда не видел здесь много детей или сидевшие во дворе компании, как это было в большинстве других дворов Омска.
Типовые для Омска пятиэтажки, которые можно встретить в большинстве районов города, есть и здесь. Они похожи одна на другую, так что не поймешь — это Чикаго или Нефтяники? Спасают только указатели на домах.
Есть в военном городке и новостройки. Кирпичные гиганты высятся над старенькими домиками и очень контрастируют с постройками, которые видели еще адмирала Колчака.
Таких домов немного, и здесь их видно издалека.
Из-за гаражей и сугробов на новострой смотрят старенькие дома. Здания здесь не имеют статуса объектов архитектурного наследия, несмотря на то что многим уже более ста лет и они застали несколько смен власти и пережили несколько разных стран, на территории которых стояли.
Дачи Сталина
Среди всех домов 16-го Военного городка есть два дома, которые не похожи на остальные здания. Эти двухэтажные желтые домики сразу видно среди оранжевых пятиэтажек и кирпичных новостроек.
Есть в них что-то притягательное. Их форма, арки, балкончики — всё в них напоминает о старых временах. Будто попал в прошлое.
Я остановился и начал рассматривать эти дома. Они мне что-то напоминали. И тут до меня дошло — они очень похожи на дачу Сталина в Сочи. Только та построена квадратом и зелёная. Кто знает, может быть, генералиссимус планировал сделать Омск местом своего отдыха? Хотя кого я обманываю — откуда здесь взяться Сталину? Я пошел дальше.
«
Сталина спросите, все знают, где живу»
Возле магазина с недвусмысленным названием стояла группа мужчин. Они громко что-то обсуждали, курили и жестикулировали. Я давно не видел подобной картины. Наверняка, здесь всё еще соображают на троих. Я не мог пройти мимо, хотя к сожалению, третьим стать бы уже не получилось. Только пятым. Но тоже ничего. Под шепот «О-о-о, вон блогер идёт!» я подошел и поздоровался.
— Сталин! Сталин! Давай тебя сфотографируют точно! — закричали со смехом своему товарищу мужчины.
Признаюсь, я не сразу узнал Иосифа Виссарионовича, но, как только он снял шапку, передо мной появился подлинный отец народов.
— Иосиф Виссарионович? Это вы?
— Будете смеяться, но Кузькин Юрий Степанович. Я вам покажу кузькину мать!
Юрий Степанович живет в городке 31 год. Он рассказал, что до переезда в Омск служил в Монголии в звании старшего прапорщика, но на офицерских должностях. Юрий Степанович заверил, что за границу с Монголией мы можем быть спокойны. Слава богу! Хоть оттуда не ждать подвоха.
Двойнику генералиссимуса, как и его друзьям, нравится военный городок. Мужчина с гордостью рассказал, что его здесь все знают и здороваются.
— Спросите, где Сталин живет, — все покажут! А где Кузькин Юрий Степанович? Никто не знает! — смеётся он.
Но, конечно, есть и минусы. По словам Юрия Степановича, в последнее время здесь перестали убирать снег. Мужчина даже два раза ломал ногу, поскользнувшись на льду. Многим пенсионерам, которых в городке предостаточно, сложно ходить по глубоким снежным колеям. А в целом район, по словам мужчин, спокойный. Они вспомнили, что раньше, когда за порядком здесь следили солдаты из воинской части, было лучше и чище. Но и сейчас ничего.
Прощаясь, Юрий Степанович упомянул, что военкомат при подсчете его воинского стажа где-то потерял семь лет и они не пошли в зачёт пенсии, но мужчина не унывает.
Не жили богато, ну и нехер начинать!
Хорошо, что Юрий Степанович все-таки не Сталин. Иначе вопрос с военкоматом решали бы по-другому.
Я пошел дальше, а друзья еще долго стояли на крыльце магазина.
Прогулка по военному городку
Гуляя по улочкам военного городка, ты будто попадаешь в другое время. Только непонятно в какое. Может быть, во времена Советского Союза? Палисадники у домов, бабушки, рассада, деревья, все друг друга знают.
Во дворах бытовые постройки — чуланы, гаражи, сарайчики. У многих такой вид, будто их сколотили еще солдаты 44-го полка.
Виды живописные, и уходить не хочется. Но что самое интересное: гуляя по военному городку, не видишь относящихся к военной тематике рисунков, граффити или памятников. Здесь не гуляют компании одетых в военную форму мужчин, как, например, в Светлом или Черемушках.
В глаза бросается неухоженность, которой раньше я не замечал: мусор на дорогах, не чищенные от снега улицы. В прошлом году на это обратила внимание даже мэр Омска Оксана Фадина, которую проводили в военный городок корреспонденты NGS55.RU. После этого мусор исчез. Но нельзя же звать мэра каждый раз. Этот пакет у дома явно оставил кто-то из местных жителей.
Столько оранжевых и желтых оттенков, как здесь, я не видел ни в одной другой части города.
Детские площадки здесь выглядят так, будто на них играют малыши из Спарты. Деревянные игрушки, прибитые к полу, как говорится.
Дома 1900-х годов постройки очень красиво смотрятся на фоне снега и деревьев. Несмотря на свой почтенный возраст, они, вероятно, смогут пережить все нынешние новострои.
«Так и будет тайной»
Здесь везде за что-то цепляется взгляд. Надписи на домах, сами дома, чердаки и крыши, стоянка с заброшенной военной техникой, огромная территория старого городка, ныне скрытая военной частью, — множество загадок.
— Здесь когда-то храм был. Но он находился на территории части, и обычным людям туда вход закрыли, потом его сделали каким-то складом, а затем вообще разрушили. А еще здесь под старыми зданиями катакомбы проходят, подземные ходы. Много чего находили — Библию старинную. Археологи начали копать, но жители воспротивились, и все свернули. Тут очень много загадок, я думаю, что большинство так и будет тайной, — поделилась Елена, живущая в городке около 40 лет.
Военный городок делит на две неравные части надземный переход, или «виадук», как его называют местные. Он проходит прямо над территорией военной части, и с него можно посмотреть, что там происходит. Блогер Илья Варламов утверждает, что надземные переходы — это отличное решение для города. Но он, видимо, не поднимался именно по этому переходу. Пандус здесь не чищен от снега и льда, ступеньки крутые, а сама лестница достаточно высокая. Если учесть количество пенсионеров, живущих в городке, то становится понятно, что такое восхождение далеко не всем в радость.
А сразу за «виадуком» ворота и проходная военной части. Только здесь становится понятно, почему городок всё-таки военный.
«Солдатики бегают, мне нравится»
Дом № 415 стоит около забора военной части. Из его окон она отлично просматривается. Интересно, перед тем как продать или сдать здесь кому-нибудь квартиру, претендентов проверяют на принадлежность ЦРУ? Мне стало интересно, каково это — иметь квартиру по соседству с военной частью, и я решил пообщаться с местной жительницей.
— Мне все нравится. Район чудесный, очень приятный. У меня муж военный, я очень люблю мужчин в форме. Это всегда красиво и мужественно. Вся эта современная мода на недомальчиков мне не по душе. Мужчина должен быть защитником! Здесь спокойно, нет никаких наркоманов и другого сброда. Хорошее место, расположение удобное, особенно если своя машина есть. Никуда бы отсюда не уехала, — поделилась Александра.
— А не мешает никак то, что военная часть под окнами?
— Да ну, бог с вами! Какой женщине это может мешать? Солдатики бегают, мне нравится!
Во дворе дома есть очень уютные качели. На них сидели молодые девчонки. Я хотел узнать у них про то, как здесь живется молодежи (кроме них, никого моложе 30 лет я не встретил), но оказалось, что девушки не местные. Может быть, они шпионки и, высоко раскачивая качели, подглядывают за солдатами?
Солдатский клуб и три ракеты
На территории городка есть 85-й солдатский клуб. Когда я об этом узнал, то сразу представил себе военных в форме, кружащихся в вальсе с дамами в вечерних платьях, бильярд, преферанс и сигаретный дым под потолком. Оказалось, все приземленнее. В клубе, по словам местных, проходят прощания с умершими ветеранами, в нём играют свадьбы и проводят праздники, связанные с военной частью.
В кабинете заведующего клубом играл тяжелый рок и шли ролики на YouTube. Он рассказал, что здесь нет кружков и секций для местной молодежи, поскольку её просто некому обучать. К моему глубокому удивлению и разочарованию, не оказалось у городка и своего архива фотографий и музея. И это во времена, когда у любого села с населением в пять человек и три коровы есть свой музей.
— А здесь есть какие-то достопримечательности, часовни, памятники?
— Нет. Только перед клубом три ракеты. Памятник металлолому.
Странно, что у места с такой богатой историей нет своего музея и фотографий. На пустыре можно было бы выстроить несколько военных машин, облагородить площадку и установить памятную стелу. Там бы играла местная детвора, да и взрослым было бы интересно. Но техника гниёт под снегом, а единственный памятник военного городка — это три трубы, торчащие из сугроба.
Куда пойти в городке?
Гуляя по военному городку, я отметил, что здесь нет пивных разливаек в каждом доме, как это часто бывает в других районах. Здесь в принципе негусто с магазинами и местами, где можно провести время. Кафе и ресторанов я не смог найти — пара киосков с выпечкой и горячим питанием не в счет. Интересным мне показался этот памятник современной рыночной экономики — «Магнит» в доме, окна которого выходят на плац военной части ракетных войск. Такие уж нынче времена — в зданиях домов культуры открываются «Пятёрочки», а в театрах «Магниты». Не исключено, что скоро и на проходной военной части откроется какой-нибудь Fix Price.
Есть здесь старые здания, которые не стоят без дела. В этом, например, работает мастерская по ремонту одежды и обуви. Мне представилось, что в этом домике сидит бородатый сапожник в косоворотке и кожаном фартуке. Он приколачивает набойку на офицерский сапог, негромко матерясь, зажав гвоздики губами. Но фантазия опять меня подвела. Все современно.
Название этой аптеки ласкает слух всем растаманам, а уж американский рэпер Снуп Дог и вовсе мог бы назвать так свой альбом. Аптека оказалась закрытой. На территории 16-го Военного городка вообще всего пара аптек. Они расположены так удобно, что сразу вспоминаешь притчу о том, что военные все лечат йодной сеткой и зелёнкой.
В доме № 374, возле которого стояла весёлая компания во главе со Сталиным, можно сказать, центр местной торговли. Тут и алкомаркет, и киоск с фруктами, и прачечная, и даже квест.
«Я военный. Где мне еще жить-то?»
— Я живу здесь очень давно, вся моя семья военные, двое сыновей офицеры. Все друзья военные. Я военный, где мне еще жить-то? Конечно, в военном городке. Мне здесь все понятно и все привычно. Я, наверное, сейчас банальную вещь скажу, но раньше было лучше. Раньше за ним следила армия. Советская армия. Тут был образцовый порядок. А теперь у каждого дома своя управляющая компания. Кто-то убирает, кто-то не убирает. Да и люди сами расслабились. Раньше было ощущение, знаете... Как квартиры коммунальной. А сейчас все стараются больше по отдельности. Никто ни за кого не отвечает. Мне нравится это место, но хочется, чтобы люди о нем заботились, как раньше, — поделился крепкий мужчина в возрасте и легко запрыгнул на ступеньку подошедшего трамвая.
И все-таки я уходил из 16-го Военного городка с хорошим ощущением на душе. Будто пообщался с другом детства, которого давно не видел, и узнал о нем чуточку больше.