Улицы Омска не всегда носили свои нынешние названия. Особенно это справедливо по отношению к центральной части города, самой старой и пережившей наибольшее число разного рода перемен. Так что же было раньше на месте улиц Ленина, Маркса, Либкнехта и т. п.?
Как всё начиналось
Для начала надо уточнить, что на первых этапах истории Омска вся местная топонимика сводилась к названиям крепостных ворот и форштадтов (поселений за пределами крепости): Ильинский, Казачий и Южный форштадты на левом берегу Оми, Подгорный, Бутырский, Мокринский, Кадышевский — на правом. Уточнить адрес можно было, только указав имя домовладельца, и это активно использовалось в почтовых делах. Но в течение XVIII–XIX веков всё-таки складывалась неофициальная система названий улиц, которая была впервые официально зафиксирована в плане города от 1898 года (об этом пишет в своей книге «Омская мозаика» романист Павел Брычков).
Названия появлялись стихийно и были связаны с теми особенностями улиц, которые бросались в глаза. Например, от правого берега Оми поднимались 1-й Взвоз (сейчас — улица Краснофлотская) и 2-й Взвоз (сейчас — улица Гагарина); «взвоз» — это общее название подъёма от реки. Они пересекали Банную улицу (сейчас Косарева) и Больничный переулок, впоследствии переименованный в Красный. По другую сторону Чернавинского проспекта (сейчас это часть улицы Ленина), в военно-церковном центре Омска, можно было найти Архиерейскую улицу (сейчас Красина) и Штабную (сейчас Таубе).
Некоторые улицы получили своё название благодаря построенным на них церквям. Интересно, что по обе стороны от улицы Скорбященской (церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), которая сейчас называется улицей Гусарова, параллельно ей шли Госпитальная (она сохранила своё название) и Кладбищенская (Чернышевского), пересекавшие Сиротскую (Кемеровскую) и Тюремную (5-й Армии). За Бутырским базаром, к которому вела Бутырская же улица (Герцена), город уже заканчивался: его внешней границей была улица Иртышская (5-я Северная), выходившая к Иртышу напротив Городского острова.
На левом берегу Оми хватало «пейзажных» названий: Большая и Малая Луговые, Подгорная, Степная. Они никому не мешали и актуальны до сих пор в отличие от Непроезжей (Пранова) и Непрохожей (улицы Степана Халтурина, проходившей в районе «Триумфа» и официально упразднённой в 2012 году). К названиям такого рода, наверное, можно отнести и Волчий хвост: это была улица на самой окраине, переименованная в Огородную.
На юге город заканчивался в районе Казачьей улицы (сейчас — 1905 года), параллельно которой шли Кузнечная (Маяковского), Перевозная (Масленникова — она выходила к переправе через Иртыш), Плотниковская (Валиханова и 20 лет РККА).
Первые переименования
Уже в царские времена власти пытались вмешаться в стихийный процесс наделения улиц именами. В 1900 году Полицейскую улицу они переименовали в Думскую, а Юрточную — в Гасфортовскую, в честь генерал-губернатора Западной Сибири. В 1914 году Городская дума постановила переименовать улицу Томскую в Лермонтовскую, по случаю столетия поэта. Местные жители выступили против, ссылаясь на свой «нравственный и патриотический долг» и на необходимость «дорожить историческими воспоминаниями», но к ним не прислушались. В результате Тарская и Иркутская в Омске остались, а Томская — нет.
«Советская сборка» и улицы с номерами
Масштабные переименования начались в Омске при советской власти. Одно только постановление Омгубревкома от 19 февраля 1920 года изменило названия примерно половины всех городских улиц. Была быстро отработана «обязательная часть»: из Чернавинского проспекта и части Казнаковской улицы власть «собрала» улицу Ленина, из Артиллерийской и Аптечной — проспект Карла Маркса, из улицы Капцевича и оставшейся части Казнаковской — Красный Путь. Названная в честь Александра II Александровская стала Интернациональной, а Губернаторскую и Сергиевскую объединили в Пролетарскую.
Именно тогда в Омске появились многочисленные улицы с номерами. В досоветскую эпоху счёт доходил максимум до четырёх (Кривощёкинские улицы), а с 1920 года в нашем городе были 16 Северных и 17 Линий. К последним присоединили три Мещанские, одну Всесвятскую, одну Параскеивскую, одну Земледельческую и другие; а улица с красивым названием Будущая стала 2-й Северной.
В дальнейшем советская власть понемногу меняла омскую топонимику в соответствии с «требованиями момента». 2-я Федуловская получила имя пролетарского поэта Демьяна Бедного (1921 год), Крымская — имя князя-анархиста Петра Кропоткина (тогда же), Варламовская стала улицей Декабристов, а Никольский проспект — улицей Красных Зорь (1923 год).
Пробы и ошибки
Не со всеми улицами получалось с первого раза. Скажем, в честь Льва Троцкого в 1920-е годы были названы целых три омских улицы: Ново-Водопроводная, Думская, объединённая с Николаевской, и ещё одна улица в тогдашнем отдельном городе Новоомск. Но во внутрипартийной борьбе победил Сталин, после чего три улицы переименовали в Бабушкина, 10 лет Октября и 22 Декабря соответственно.
Нынешняя улица 20 лет Октября в 20-е годы была улицей Каменева, улица Серова около года (1938–1939) носила имя одного из творцов Большого террора Николая Ежова, а Керченская чуть позже — имя Лаврентия Берии.
Без идеологии
В последнюю четверть века несколько улиц получили свои исторические названия, но этот процесс остановился в самом начале — к почти всеобщему удовлетворению. Омичи явно не готовы тратить деньги и время на переоформление документов ради «исторических воспоминаний» — тем более что таковые связаны уже с советским временем.
Сейчас, по данным статьи, опубликованной в 2015 году в научном журнале «Современные проблемы науки и образования» и подписанной пятью именами, 55% всех названий улиц в Омске приходится на фамилии отдельных лиц. По населённым пунктам названы ещё 12% улиц, по природным объектам — почти 11%. На повторяющиеся названия с номерами приходится 9,7%. Новые улицы в отличие от советских времён получают названия, совсем не связанные с идеологией, но тем не менее абстрактные. Например, в глубине Кировского округа появились не так давно улицы Вьюжная, Звонкая, Славная, Чистая. Где-то в Нефтяниках должна появиться улица имени Героя России Олега Охрименко: мэрия говорила об этом ещё в 2013 году.